О признании отказа в зачете в специальный стаж периодов работы, необоснованным



дело № г

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГг. Белогорск

Белогорский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Коханчик Д.В.,

при секретаре Базилевич А.С.,

с участием истца Картамышевой Л.М., ее представителя – Юровой О.Н.,

представителя ответчика – ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ по Амурской области – Никитина В.П., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску

Картамышевой Ларисы Михайловны к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ по Амурской области в г. Белогорске о признании незаконным отказа в зачете в специальный трудовой стаж периодов работы,

У С Т А Н О В И Л :

Картамышева Л.М. обратилась с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ по Амурской области в г. Белогорске о признании незаконным отказа в зачете в специальный трудовой стаж периодов работы, в обосновании которого указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с заявлением о досрочном назначении пенсии в соответствии с п.п. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона № от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает средним медицинским работником, до ДД.ММ.ГГГГ медицинской сестрой хирургического отделения Ромненской ЦРБ, затем заведующей фельдшерско-акушерского пункта <адрес>. Однако ею был получен отказ, мотивированный тем, что ее стаж составляет 23 года 11 месяцев 24 дня, в стаж, дающий право для установления трудовой пенсии со снижением возраста по льготным основаниям не были включены некоторые периоды ее работы: ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – отпуск по уходу за ребенком свыше 3 лет, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – курсы повышения квалификации. Кроме того, периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – периоды нетрудоспособности по беременности и родам, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет, включены в календарном исчислении, а не в льготном. Считает данный отказ незаконным и необоснованным. Просит признать незаконным отказ ГУ – Управление Пенсионного фона РФ по Амурской области в г. Белогорске в зачете в специальный стаж периодов работы ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – отпуск по уходу за ребенком свыше 3 лет, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – курсы повышения квалификации. Признать необоснованным решение ГУ – Управление Пенсионного фона РФ по Амурской области в г. Белогорске в части включения в календарном исчислении периодов: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – периодов нетрудоспособности по беременности и родам, периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет. Обязать ГУ – Управление Пенсионного фона РФ по Амурской области в г. Белогорске включить в ее стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии периоды ее работы: ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – отпуск по уходу за ребенком свыше 3 лет, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – курсы повышения квалификации в льготном исчислении, периодов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – периоды нетрудоспособности по беременности и родам, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет в льготном исчислении. Назначить выплату пенсии с момента возникновения права на досрочную пенсию, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. Произвести выплату пенсии с учетом инфляции согласно ставке рефинансирования и возместить судебные расходы в размере 11.000 рублей.

В ходе судебного заседании истица отказалась от исковых требований в части перерасчета пенсии с учетом ставки рефинансирования. Последствия отказа от иска ей разъяснены и понятны. Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования в части перерасчета пенсии с учетом ставки рефинансирования были прекращены.

В судебном заседании истец Картамышева Л.М., ее представитель Юрова О.Н. на исковых требованиях настаивают, просят их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика Никитин В.П., действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании пояснил, что с исковыми требованиями не согласен, считает, что отказ комиссии ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в г. Белогорске в назначении истцу досрочной пенсии является правомерным. За назначением пенсии Картамышева Л.М. обратилась ДД.ММ.ГГГГ и ей в досрочном назначении пенсии по старости было отказано по причине отсутствия установленного законом стажа лечебной деятельности, ее стаж составлял на момент обращения 23 года 11 месяцев 24 дня. Не были включены периоды ее работы: ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – отпуск по уходу за ребенком свыше 3 лет, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – курсы повышения квалификации. Периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – периоды нетрудоспособности по беременности и родам, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет, включены в календарном исчислении. Периоды повышения квалификации не включены в льготный стаж, поскольку, согласно Постановлению Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 года «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовой пенсиях в РФ», данные периоды не предусмотрены. Указанными правилами установлено, что в стаж включаются периоды работы (занятия лечебной деятельностью), которая выполнялась постоянно в течении полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренное соответствующими Списками, не менее 80 % рабочего времени. Во время курсов повышения квалификации занятия лечебной деятельностью не происходят, в связи с чем, периоды прогулов, простоя, карантина и т.д. не включается в специальный стаж. Кроме того, ст. 167 КЗот РФ, действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ, устанавливала правило, что отпуск по уходу за ребенком засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности. Законом РФ от 25.09.1992 года № 3543-1, вступившим в силу 06.10.1992 года, эта статья в изложена в новой редакции: отпуск по уходу за ребенком засчитывается в общий непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы о специальности (кроме случаев назначения пенсии на льготных условиях). В связи с чем, отпуск по уходу за ребенком, проходивший после ДД.ММ.ГГГГ в стаж для досрочного назначения пенсии не засчитывается. Кроме того, в соответствии со ст. 167 КЗоТ РФ, действовавшего в периоды нахождения истицы в отпусках по уходу за ребенком, такой отпуск предоставлялся на период до достижения ребенком возраста 3 лет. Трехлетнего возраста ребенок истицы достиг в декабре 1991 года, поэтому период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включению в стаж работы для досрочного назначения пенсии не подлежит. Помимо этого истица просит назначить ей пенсию с ДД.ММ.ГГГГ, однако, в соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но не ранее чем со дня возникновения прав анна пенсию. На основании изложенного, просит в заявленных требованиях отказать в полном объеме.

Суд, выслушав мнения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Исходя из этого, вытекает обязанность государства обеспечить гражданам, приобретшим право на пенсионное обеспечение в связи с достижением определенного возраста, особыми условиями труда, с учетом иных заслуг, определенные гарантии социальной защиты. Пенсионное обеспечение, государственная поддержка граждан, имеющих на нее право, отвечает провозглашенным ст. 7 Конституции Российской Федерации целям Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

По смыслу названных положений Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее ст. 37 (части 1 и 3), которая, гарантируя свободу труда, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, закрепляет право каждого на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации, законодатель, регулируя труд лиц, работающих в лечебных учреждениях в сельской местности, вправе предусмотреть для них соответствующие государственные гарантии и компенсации, в том числе гарантии льготного исчисления специального стажа работы, дающего право на назначении пенсии.

Установление для указанных категорий граждан повышенных гарантий в связи с работой и проживанием в районах сельской местности – как направленное на обеспечение справедливого вознаграждения за общественно полезный труд в сложных социально-бытовых условиях – не противоречит принципу равенства, закрепленному статьей 19 Конституции Российской Федерации.

Федеральный законодатель, закрепляя право граждан на льготное исчисление специального стажа работы в названных районах, вправе, как следует из статей 71 (пункты "в", "е" и "з"), 39 (часть 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, исходя из признаваемых и защищаемых Конституцией Российской Федерации целей и ценностей, вносить изменения в ранее установленные правила исчисления стажа, дающего основания для назначения пенсии.

Вместе с тем при внесении изменений в правила исчисления специального стажа работы медицинских работников сельской местности должно быть обеспечено соблюдение положений Конституции Российской Федерации, закрепляющих, что Россия является демократическим правовым государством (ст. 1, ч. 1), в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2); каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации (ст. 6, ч. 2); права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18); в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (ст. 55, ч. 2), а ограничение прав и свобод человека и гражданина федеральным законом допускается лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55, ч. 3).

То есть, изменение законодателем ранее установленных правил исчисления специального стажа работы медицинских работников сельской местности, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение указанных лиц, должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.

В соответствии с п.п. 11 п. 1 ст. 28 Федерального Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» в редакции от 17 декабря 2001 года, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. В настоящее время, в Федеральный Закон РФ «О трудовых пенсиях в РФ» 30.12.2008 года внесены изменения, в связи с чем, подп. 11 п. 1 ст. 28 утратил свою силу, однако, в подп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 года, предусмотрено, что лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста, трудовая пенсия по старости назначается досрочно.

В судебном заседании также установлено, что решением комиссии по пенсионным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ Картамышевой Л.М. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости было отказано, в связи с тем, что ей не были засчитаны в льготном исчислении периоды его работы: ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – отпуск по уходу за ребенком свыше 3 лет, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – курсы повышения квалификации. Периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – периоды нетрудоспособности по беременности и родам, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет, включены в календарном исчислении. В связи с чем, истица обратилась с иском в суд о признании решения комиссии по пенсионным вопросам незаконным. Рассматривая вопрос о правомерности отказа ответчика - ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в г. Белогорске истцу в назначении трудовой пенсии по льготным основаниям суд приходит к следующим выводам.

Как установлено в судебном заседании Картамышева Л.М. в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в средним медицинским работником, до ДД.ММ.ГГГГ медицинской сестрой хирургического отделения Ромненской ЦРБ, затем заведующей фельдшерско-акушерского пункта <адрес>. Как следует из записей в трудовой книжки Картамышева Л.М. ДД.ММ.ГГГГ принята на должность в Ромненскую ЦРБ медсестрой хирургического отделения согласно приказу № от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Картамышева Л.М. переведена на должность заведующей фельдшерским пунктом <адрес> на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Картамышева Л.М. переведена на должность заведующей фельдшерско-акушерским пунктом <адрес> – медицинской сестрой согласно приказу № т ДД.ММ.ГГГГ. Последняя запись в трудовой книжке Картамышевой Л.М. свидетельствует о том, что истица работает в должности заведующей, медицинской сестрой фельдшерско-акушерского пункта <адрес>. Также суду представлена справка Ромненской Центральной районной больницы, в которой указано, что Картамышева Л.М. действительно работала в Ромненской центральной районной больнице в должности заведующей, медицинской сестрой фельдшерско-акушерского пункта <адрес> по настоящее время.

В соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (далее Списком) в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (утв. постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781) предусмотрены должности: заведующей фельдшерско-акушерским пунктом, в связи с чем, периоды работы Картамышевой Л.М. в должности заведующей, медицинской сестрой ФАП <адрес> подлежат зачету в стаж, дающий право на досрочное назначение льготной пенсии.

Кроме того, Картамышева Л.М. в указанные периоды своей работы относилась к категории лиц, входящим в список работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, для которых один год работы в сельской местности и рабочем поселке считался за один год и три месяца (список утвержден Постановлением Совета Министров РСФСР № 464 от 6 сентября 1991 года).

Лица, занимающие медицинские должности в сельской местности, принимая решение о дальнейшей трудовой деятельности и планируя свое будущее, исходили из закрепленных в действовавшем в тот период Постановлении Совета Министров РСФСР № 464 от 6 сентября 1991 года условий и порядке исчисления специального трудового стажа, дающего право на назначение пенсии на льготных основаниях. Они рассчитывали на добросовестное выполнение государством своих публично – правовых обязательств и полагали, что смогут реализовать право на получение льготного пенсионного обеспечения за счет средств федерального бюджета.

Предписаниями Постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 порядок исчисления специального трудового стажа, дающего право на назначение пенсии работникам медицинских учреждений сельских местностей, был изменен: периоды работы в указанных должностях стали засчитываться в стаж работы в календарном порядке. Придание этим изменениям обратной силы при исчислении периодов трудовой деятельности, имевшим место до вступления в силу Постановления Правительства от 20 октября 2002 года, не допустимо и кроме всего прочего, не согласуется с требованиями ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, поскольку такое изменение, даже если оно и обусловлено недостаточностью финансовых ресурсов, выделяемых на решение проблем пенсионного обеспечения, не может служить адекватным правовым средством обеспечения баланса между правами этих граждан и правомерными интересами общества и государства.

В связи с чем, право Картамышевой Л.М. на льготное исчисление специального стажа основано на п. 2 постановления Совета Министров РСФСР № 464 от 6 сентября 1991 года «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», который предусматривает правила исчисления работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа считать за 1 год и 3 месяца. Льготное исчисление специального стажа для работников, осуществляющих лечебную деятельность и иную деятельность по охране здоровья населения, нашло свое дальнейшее закрепление в п. 2 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066.

Так, в соответствии с п. 3 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066 указывается: установить, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего постановления. Правила, утвержденные пунктом 1 настоящего постановления, по желанию гражданина могут также применяться при исчислении указанной выслуги за периоды работы до 1 ноября 1999 г.

Из смысла вышеуказанных норм следует, что работа в должности фельдшера-акушера, медицинской сестры в сельской местности или в поселке городского типа до 1 ноября 1999 года исчисляется из расчета 1 год работы за 1 год и 3 месяца, а далее после 1 ноября 1999 года в календарном порядке.

Следовательно, стаж работы Картамышевой Л.М. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должно исчисляться за один год за один год и три месяца, последующие периоды работы Картамышевой Л.М. будут исчисляться в календарном порядке.

Судом, также установлено, что в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – курсы повышения квалификации. При этом доводы истицы о неправомерности действий комиссии по пенсионным вопросам ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ при исключении из подсчета специального стажа дающего право на досрочное назначение пенсии периода нахождения ее на курсах повышения квалификации, суд также находит обоснованными. В силу п. 3 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначении пенсии по старости в соответствии со ст. 28 настоящего Закона при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течении полного рабочего дня, засчитывается в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течении полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды взносов в Пенсионный фонд.

В соответствии со ст. 187 ТК РФ, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы и средняя заработная плата по основному месту работы. Уплата страховых взносов за спорный период не оспаривается ответчиком.

В связи с чем, суд приходит к выводу, что периоды нахождения истицы Картамышевой Л.М. на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж дающий право на досрочное назначение пенсии.

Также судом установлено, что периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Картамышева Л.М. находилась в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за детьми, данные периоды не были включены в льготный стаж. Не включение комиссией в стаж Картамышевой Л.М. периодов нахождения её в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком со ссылкой на Закон РФ от 25.09.1992 года судом признаются необоснованными. Такие ограничения предусмотрены ст. 167 КЗоТ РСФСР после вступления в законную силу Закона РФ от 25.09.1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР». Однако, постановлением Минтруда РФ от 22.05.1996 г. № 29, действующим в части, не противоречащей Федеральному закону «О трудовых пенсиях в Российской федерации» 17.12.2001 года, разъяснено, что в специальный стаж, дающий право на пенсию, в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР». Учитывая, указанные обстоятельства, суд приходит к выводу, что время нахождения Картамышевой Л.М. в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Также судом установлено, что периоды ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица находилась в отпуске по уходу за ребенком свыше 3 лет, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет. Данные периоды не были включены в льготный стаж со ссылкой на Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку, такие ограничения предусмотрены ст. 167 КЗоТ РСФСР после вступления в законную силу Закона РФ от 25.09.1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР». В связи с чем, указанные периоды не подлежат включению в льготный стаж и в удовлетворении указанных требований необходимо отказать.

Таким образом, учитывая стаж, включенный комиссией Картамышевой Л.М. в размере 23 лет 11 месяцев 24 дней, а также периоды работы истицы, включенные судом: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – курсы повышения квалификации, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – периоды нетрудоспособности по беременности и родам, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет, суд полагает, что у Картамышевой Л.М. имеется специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии со снижением возраста.

Однако пенсия Картамышевой Л.М. с ДД.ММ.ГГГГ не может быть назначена, поскольку, в соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на пенсию. Обращение за пенсией – подача гражданином заявления в территориальный орган ПФ РФ. Судом установлено, что Картамышева Л.М. обратилась с заявлением о назначении пенсии ДД.ММ.ГГГГ, поэтому, суд приходит к выводу, что назначение ей пенсии возможно с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку, на момент обращения истицы с заявлением в Пенсионный фонда РФ в г. Белогорске у Картамышевой Л.М. имелся необходимый стаж для назначении пенсии.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования Картамышевой Л.М. подлежат удовлетворению частично.

Обсуждая требование истца Картамышевой Л.М. о взыскании с ответчика судебных расходов в размере 11000 рублей на оплату услуг представителя и 200 рублей уплаты государственной пошлины, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что при рассмотрении гражданского дела по вышеуказанному иску интересы Картамышевой Л.М. в суде представляла Юрова О.Н..

По общему правилу, установленному пунктом 4 статьи 421 ГК РФ, условия договора определяются по усмотрению сторон. К их числу относятся и те условия, которыми устанавливаются размер и порядок оплаты услуг представителя в гражданском процессе.

Судом установлено, что между Картамышевой Л.М. и Юровой О.Н. был заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Юрова О.Н. обязалась представлять интересы Картамышевой Л.М. в суде первой инстанции по иску по настоящему иску за что Картамышева Л.М. уплатила Юровой О.Н. 11000 рублей.

Согласно представленным истцом квитанциям, Картамышева Л.М. понесла расходы в размере 11000 рублей на оплату услуг представителя, что подтверждается расписками.

Указанные расписки представителем ответчика не оспариваются, поэтому принимаются судом в качестве допустимых доказательств, которые подтверждают расходы на оплату услуг представителя в тех суммах, которые указаны в вышеуказанных расписках.

Обсуждая требования истца о взыскании с ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в г. Белогорске 11000 рублей на оплату услуг представителя суд приходит к следующему.

Статьей 48 ГПК РФ предусмотрено, что граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей.

Согласно части первой ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Часть первая статьи 100 ГПК РФ предоставляет суду право уменьшить сумму, взыскиваемую в возмещение соответствующих расходов по оплате услуг представителя. Реализация названного права судом возможна лишь в том случае, если он признает эти расходы чрезмерными в силу конкретных обстоятельств дела, при том что, как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, суд обязан создавать условия, при которых соблюдался бы необходимый баланс процессуальных прав и обязанностей сторон.

Обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя, и тем самым - на реализацию требования части 3 ст. 17 Конституции РФ. Именно поэтому в части 1 ст. 100 ГПК РФ речь идет, по существу, об обязанности суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле.

Кроме того суд учитывает, что в силу п. 3 ст. 10 ГК РФ разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается.

В судебном заседании представитель ответчика Никитин В.П. возражает по поводу взыскания 11000 рублей за услуги представителя, считает их чрезмерно высокими.

Суд при взыскании расходов учитывает, что размер оплаты юридической помощи устанавливается соглашением и, следовательно, зависит от усмотрения представляемого и представителя. При этом суд учитывает продолжительность судебного заседания, сложность дела, практику судов по делам аналогичной категории.

Кроме того суд при определении размера оплаты труда представителя исходит из того, что для разрешения вопроса оплаты труда адвокатов назначаемых судом по гражданским делам по аналогии применяется постановление Правительства РФ от 4 июля 2003 г. N 400 «О размере труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда» и приказ Минюста России и Минфина России от 6 октября 2003 г. N 257/89н «Об утверждении порядка расчета труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда, в зависимости от сложности уголовного дела».

Из вышеуказанного постановления Правительства РФ следует, что установлены размеры оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда и составляет за один день участия не менее 275 рублей и не более 1100 рублей, а за один день участия, являющийся нерабочим праздничным днем или выходным днем, а также в ночное время - не менее 550 рублей и не более 2200 рублей.

Таким образом, суд руководствуется не размерами ставок оплаты правовых услуг, применяемых представителем, а именно разумными их пределами с учетом конкретных обстоятельств.

Поэтому, суд приходит к выводу о том, что судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 11000 рублей завышены, не соответствуют характеру и объему рассматриваемого дела, превышают разумные пределы. С учетом изложенного, руководствуясь положениями ст. 100 ГПК РФ суд считает необходимым взыскать в пользу Картамышевой Л.М. расходы на оплату услуг представителя в размере 3000 рублей.

Судебные расходы Картамышевой Л.М. по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей подтверждены соответствующей квитанцией, поэтому, подлежат возмещению со стороны ответчика в силу положений ст.ст. 88, 94, 98 ГПК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

признать решение комиссии по пенсионным вопросам Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда в г. Белогорске Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ № в части не включения в льготный стаж Картамышевой Ларисы Михайловны периодов ее работы в льготном исчислении, то есть год работы за 1 год 3 месяца периодов: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – курсы повышения квалификации, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – периоды нетрудоспособности по беременности и родам, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет.

Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Белогорске Амурской области включить Картамышевой Ларисе Михайловне в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости периоды ее работы в льготном исчислении, то есть год работы за 1 год 3 месяца периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – курсы повышения квалификации, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – периоды нетрудоспособности по беременности и родам, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет и назначить пенсию со дня обращения за назначением пенсии - с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Белогорске Амурской области в пользу Картамышевой Ларисы Михайловны 3200 (три тысячи двести) рублей судебных расходов.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Амурский областной суд через Белогорский городской суд в течение десяти дней с момента принятия решения в окончательной форме.

ПредседательствующийД.В. Коханчик

дело № г

РЕЗОЛЮТИВНАЯ ЧАСТЬ

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГг. Белогорск

Белогорский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Коханчик Д.В.,

при секретаре Базилевич А.С.,

с участием истца Картамышевой Л.М., ее представителя – Юровой О.Н.,

представителя ответчика – ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ по Амурской области – Никитина В.П., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску

Картамышевой Ларисы Михайловны к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ по Амурской области в г. Белогорске о признании незаконным отказа в зачете в специальный трудовой стаж периодов работы,

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

признать решение комиссии по пенсионным вопросам Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда в г. Белогорске Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ № в части не включения в льготный стаж Картамышевой Ларисы Михайловны периодов ее работы в льготном исчислении, то есть год работы за 1 год 3 месяца периодов: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – курсы повышения квалификации, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – периоды нетрудоспособности по беременности и родам, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет.

Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Белогорске Амурской области включить Картамышевой Ларисе Михайловне в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости периоды ее работы в льготном исчислении, то есть год работы за 1 год 3 месяца периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – курсы повышения квалификации, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – периоды нетрудоспособности по беременности и родам, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет и назначить пенсию со дня обращения за назначением пенсии - с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Белогорске Амурской области в пользу Картамышевой Ларисы Михайловны 3200 (три тысячи двести) рублей судебных расходов.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Амурский областной суд через Белогорский городской суд в течение десяти дней с момента принятия решения в окончательной форме.

ПредседательствующийД.В. Коханчик