предоставление жилого помещения



Дело №

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

Белогорский городской суд в составе

председательствующего судьи Лисниченко Д.А.,

при секретаре Щербининой О.Г.,

с участием истцов Долинского М.М., Морозовой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Долинского Михаила Михайловича и Морозовой Валерии Владимировны, к Администрации <адрес> о предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Истцы обратились в суд с настоящим иском, указав, что Долинский М.М. с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время проходит службу в органах внутренних дел, в должности участкового уполномоченного милиции ОВД по <адрес> и <адрес>. Он и его жена Морозова В. В. не имеют собственного жилого помещения и вынуждены арендовать жилье. Согласно ст. 30 Закона РФ от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции», ему и его семье органами местного самоуправления, не позднее шести месяцев с момента вступления в должность, должна быть предоставлена жилая площадь в виде отдельной квартиры по установленным законодательством нормам. ДД.ММ.ГГГГ Долинский М. М. обратился в администрацию <адрес> с заявлением о признании своей семьи нуждающейся в жилом помещении и на основании ст. 30 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О милиции», предоставлении жилого помещения по установленным законодательством нормам. Все необходимые документы им были приложены. ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> в предоставлении жилого помещения было отказано. Поскольку в Законе РФ «О милиции» указана категория граждан, которым органами местного самоуправления должны быть предоставлены жилые помещения, а также указан порядок предоставления жилья, считает, что органы местного самоуправления <адрес> обязаны исполнить требования Закона РФ «О милиции» и предоставить ему и членам его семьи жилое помещение, в связи с чем, просит суд признать отказ администрации <адрес> о признании их семьи нуждающейся в жилом помещении, а также в предоставлении жилого помещения незаконным и обязать администрацию <адрес> предоставить истцам благоустроенное жилое помещение в черте <адрес>, отвечающее установленным требованиям, общей площадью не менее 36 кв.м., по договору социального найма.

В судебное заседание не явился представитель ответчика – администрации <адрес>, уведомленный своевременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства. Согласно поступившей телефонограммы, просит суд рассмотреть дело в свое отсутствие.

Суд, с учетом мнения истцов не возражавших против рассмотрения дела в отсутствие неявившегося представителя ответчика, на основании ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело при данной явке.

В судебном заседании истцы доводы иска поддержали, приводя доводы аналогичные указанным в заявлении. Кроме того, суду пояснили, что в их собственности какого – либо жилья не имеется, жилые помещения на условиях социального найма им не представлялись.

Из письменного отзыва представителя ответчика следует, что в соответствии со ст.49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда малоимущим гражданам, признанным по установленным Кодексом основаниям нуждающимися в жилым помещениях. Согласно п. 3 ст.49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда РФ или субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным категориям граждан, признанным нуждающимися в жилых помещениях. Закон «О милиции» предусматривает обеспечение сотрудников милиции жилой площадью, при этом не наделяет органы местного самоуправления государственными полномочиями в порядке, предусмотренном законодательством РФ. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. В бюджет муниципального образования <адрес> субвенции на приобретение жилья для сотрудников милиции из федерального бюджета не поступают. Свободных жилых помещением, отвечающих установленным требованиям, общей площадью не менее 36 кв.м, в собственности муниципального образования <адрес> не имеется. Учитывая, что истцы в установленном порядке не признаны нуждающимися в жилом помещении и малоимущими, просит в удовлетворении иска отказать.

Выслушав истцов, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ Долинский М.М. проходит службу в органах внутренних дел, в должности участкового уполномоченного милиции ОВД по <адрес> и <адрес>, что подтверждается справками заместителя начальника отдела – начальника ОРЛС ОВД по <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ №.

Согласно свидетельства о заключении брака № от ДД.ММ.ГГГГ, между Долинским М. М. и Морозовой В. В. ДД.ММ.ГГГГ заключен брак.

ДД.ММ.ГГГГ Долинский М.М. обратился в Администрацию <адрес> с заявлением о признании его семьи нуждающейся в жилом помещении и предоставлении ему жилого помещения на основании ст.30 Закона РФ «О милиции».

В письме от ДД.ММ.ГГГГ ответчиком указано, что Администрация города не является органом, уполномоченным на предоставление жилых помещений на основании Закона РФ «О милиции», в связи с чем, предложено обратиться в Управление ЖКХ администрации <адрес> для решения вопроса о постановке на учет на общих основаниях с приложением необходимых документов для признания малоимущим.

Истцы, оспаривая приведенный отказ администрации <адрес>, обратились в суд с настоящим иском, указав, что право на предоставление жилого помещения у них возникло в силу Закона РФ «О милиции». Согласно письменного отзыва, ответчик, возражая против доводов иска, ссылается на то обстоятельство, что средства для приобретения жилья для сотрудников милиции из федерального бюджета в бюджет города не поступают, в связи с чем, у органов местного самоуправления нет полномочий на предоставление жилья сотрудникам милиции.

Суд не соглашается с указанными доводами ответчика по следующим основаниям.

Частью 1 ст. 30 Закона РФ «О милиции» установлено, что сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.

Согласно Конституции РФ, каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40); органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (статья 132); местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (статья 133).

Возложение на органы местного самоуправления обязанности по обеспечению сотрудников милиции жилой площадью, по смыслу статьи 132 (часть 2) Конституции Российской Федерации, предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при осуществлении данной обязанности дополнительных расходов органа местного самоуправления, подлежит обязательному обеспечению федеральным бюджетом и призвано гарантировать право собственности муниципальных образований. При этом не нарушается самостоятельность местного самоуправления в распоряжении местными финансами и бюджетом.

Указанная обязанность органов местного самоуправления касается обеспечения жильем сотрудников милиции, которые находятся на территории муниципального образования. Поскольку содержание и использование муниципального жилищного фонда в силу закона относится к вопросам местного значения, вопросы обеспечения жильем сотрудников милиции, как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имея и общегосударственное и местное значение, подлежат совместному решению государственными органами и органами местного самоуправления.

Права и законные интересы местного самоуправления в этом случае не нарушаются, поскольку обязанности органов местного самоуправления предоставить жилую площадь сотрудникам милиции корреспондирует обязанность Российской Федерации компенсировать из федерального бюджета дополнительные расходы органа местного самоуправления, возникающие при осуществлении им этой обязанности.

Эта позиция была изложена Конституционным Судом РФ в Определении от 8 июля 2004 г. N 303-О «По жалобе Кунгурской городской управы на нарушение конституционных прав и свобод частью первой статьи 35 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

В Определении № 58-О от 15.02.2005г. «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации <адрес> на нарушение конституционных прав местного самоуправления положением части первой статьи 30 Закона Российской Федерации «О милиции» Конституционный Суд РФ указал, что приведенная правовая позиция КС РФ сохраняет свою силу, носит общий характер и в силу статьи 6 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» является обязательной для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц. Она в полной мере распространяется на часть первую статьи 30 Закона Российской Федерации «О милиции», обязывающую органы местного самоуправления обеспечивать сотрудников милиции жилой площадью, которая, следовательно, не может рассматриваться как нарушающая самостоятельность и права местного самоуправления и противоречащая Конституции Российской Федерации.

Вытекающая из статьи 30 Закона РФ «О милиции» обязанность, в том числе и органов местного самоуправления, предоставления участковым уполномоченным милиции жилой площади не может расцениваться как нарушающая самостоятельность и права местного самоуправления. Возложение на органы местного самоуправления обязанности по обеспечению участковых уполномоченных милиции жилой площадью предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при её исполнении дополнительных расходов органа местного самоуправления. Данная обязанность не может рассматриваться как отдельное государственное полномочие и имеет как общегосударственное, так и местное значение. Вопросы финансирования касаются отношений между федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления, участниками которых граждане не являются. То обстоятельство, что обеспечение должно производиться за счет средств федерального бюджета, которые не выделяются, либо которых недостаточно для приобретения жилья, не может служить основанием для ограничения прав участковых уполномоченных милиции на обеспечение их жильем органами местного самоуправления.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что обязанность предоставления на условиях социального найма Долинскому М.М., являющемуся участковым уполномоченным милиции ОВД по <адрес> и <адрес>, с учетом членов его семьи, должна быть возложена на администрацию <адрес>.

Согласно ч.3 ст.49 ЖК РФ, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Ст. 30 Закона РФ «О милиции» закреплена гарантия предоставления жилой площади участковым уполномоченным милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, соответствующими органами не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.

Указанная норма предусматривает основания и порядок предоставления жилого помещения именно участковым уполномоченным милиции.

Из буквального толкования данной нормы следует, что органы местного самоуправления должны предоставить участковым уполномоченным милиции жилое помещение не позднее шести месяцев с момента вступления в должность, именно это условие является основным при решении вопроса о предоставлении жилого помещения такой категории граждан РФ.

Согласно ст.51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

По сообщениям Управления Федеральной регистрационной службы по <адрес> отдел в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отсутствует информация о правах Долинского М.М. и Морозовой В.В. на объекты недвижимого имущества.

Аналогичная информация указана в сообщениях Управления Федеральной регистрационной службы по <адрес> отдел.

В материалах дела присутствуют справки ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № и №, в соответствии с которыми, постановка на технический учет объектов недвижимого имущества, принадлежащего Морозовой В.В. и Долинскому М.М. не производилась (л.д.14, 17), справки МУП «Белогорсктехинвентаризации» от ДД.ММ.ГГГГ № и №, в соответствии с которыми, на основании архивных данных, и по книгам учета МУП «БТИ» <адрес>, право собственности на объекты недвижимого имущества жилого назначения, в том числе на приватизированную квартиру на территории <адрес>, за Морозовой В.В. и Долинским М.М. не зарегистрировано (л.д. 15, 16), а также справки Управления по использованию муниципального имущества и землепользованию Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которыми Долинский М.М. ДД.ММ.ГГГГ г.р., Морозова В.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., за период проживания в <адрес> по архивным данным Управления по использованию муниципального имущества и землепользованию Администрации <адрес>, право на бесплатную приватизацию в <адрес> не использовали (л.д.18 19). Данные сведения подтверждаются также уведомлениями государственного регистратора об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений № и № от ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии со справками, выданными председателем Комитета имущественных отношений администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № и №, согласно данных общегородского архива договоров на передачу квартир (домов) в собственность граждан, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, право на приватизацию жилого помещения на территории <адрес> Морозова В.В. и Долинский М.М. не использовали. Аналогичные сведения изложены в ответе председателя Комитета имущественных отношений администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно ответа начальника МУ Управление ЖКХ администрации <адрес> Долинскому М. М. и Морозовой В. В. жилое помещение на условиях социального найма не предоставлялось.

Приведенными материалами дела подтверждается нуждаемость истцов в жилом помещении, в связи с чем, подлежат удовлетворению требования истцов о признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий и предоставлении им жилого помещения на условиях социального найма.

В силу ст.50 ЖК РФ (ч.1, 2, 3), нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления.

Согласно п.5 ст.7 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О жилищной политике в <адрес>» для граждан, которым предоставляются жилые помещения из государственного жилищного фонда области по договору социального найма и единовременные субсидии, устанавливаются учетная норма в размере 15 кв. метров общей площади жилого помещения на одного человека и норма предоставления общей площади в размере: 33 кв. метра - для одиноко проживающих граждан; 42 кв. метра - на семью из 2 человек; 18 кв. метров - на каждого члена семьи при численности семьи 3 и более человек.

Постановлением и.о.главы муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилых помещений» в соответствии со ст.50 ЖК РФ, ст.7 <адрес> «О жилищной политике в <адрес>» №-ОЗ от ДД.ММ.ГГГГ установлена учетная норма в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере 12,5 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека, норма предоставления для предоставления жилых помещений по договорам социального найма установлена в размере 18 кв.м на одного человека.

В связи с чем, является обоснованным требование истцов о предоставлении им жилого помещения в границах <адрес> общей площадью не менее 36 кв.м.

С учетом изложенного, и положений ч.5 ст.57 ЖК РФ, предусматривающей, что по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, суд считает, что требования истцов, следует удовлетворить, обязав администрацию <адрес> предоставить Долинскому М. М. и Морозовой В. В. жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, в границах <адрес>, общей площадью не менее 36 кв. метров, по договору социального найма. При этом судом учитывается, что действующее жилищное законодательство признает жилым помещением (ч. 2 ст. 15 ЖК РФ) изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан, то есть отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Вместе с тем, ответчиком суду не представлены доказательства, подтверждающие законность принятого в отношении Долинского М. М. и его супруги Морозовой В. В. отказа в предоставлении жилого помещения.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о возможности удовлетворения заявленных истцами требований.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Признать отказ администрации <адрес> в признании Долинского Михаила Михайловича и члена его семьи – супругу Морозову Валерию Владимировну нуждающимися в жилом помещении и в предоставлении жилого помещения незаконным.

Обязать администрацию <адрес> предоставить Долинскому Михаилу Михайловичу и члену его семьи – супруге Морозовой Валерии Владимировне жилое помещение в черте <адрес>, отвечающее санитарным и техническим нормам и правилам, общей площадью не менее 36 кв.метров по договору социального найма.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Амурский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

СудьяД.А. Лисниченко