Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ<адрес>
Белогорский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Сидельниковой И.А.
при секретаре Петренко А.
представителя истца – помощника прокурора <адрес> Жидковой Н.Ю.,
истца Гаврилко Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора <адрес> в интересах лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Гаврилко Натальи Александровны к Администрации <адрес> о предоставления жилья,
у с т а н о в и л :
Прокурор <адрес> в интересах Гаврилко Н.А. обратился в суд с иском к администрации <адрес> о предоставлении жилья, в котором указывает, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения жилищных прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе, которой установлено, что на основании постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Гаврилко Н.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения в связи с окончанием учебного заведения включена во внеочередной список нуждающихся в жилых помещениях, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся по опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно преамбуле к ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» настоящий закон распространяется также на лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет. Гаврилко Н.А. относится к категории лиц, из числа детей-сирот, так как ее мать — ФИО2 лишена родительских прав на основании решение Белогорского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, отец – ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ. Гаврилко Н.А. окончила обучение в <данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ. Из смысла правовых норм следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей после окончания обучения в учебных заведениях должны быть обеспечены жилыми помещениями органами исполнительной власти по месту жительства немедленно вне очереди, независимо от каких-либо списков и очередей. ДД.ММ.ГГГГ председателем МУ «Комитет по образованию, делам молодежи» направлено ходатайство в администрацию <адрес> о включении Гаврилко Н.А. во внеочередной список на получение жилья. Гаврилко Н.А. предоставила документы об окончании учебного заведения, а также об отсутствии у нее иного жилого помещения. Однако, в нарушение ЖК РФ, ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ администрация до сих пор не предоставила ей жилое помещение по договору социального найма. Согласно ч. 1,2 ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Согласно постановлению Администрации <адрес> от 30.11.2005 № 1446 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилых помещений» для предоставления жилых помещений по договорам социального найма установить норму предоставления общей площади жилого помещения в размере 18 кв. м. на одного человека. Просит обязать администрацию <адрес> предоставить Гаврилко Наталье Александровне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение соответствующее санитарно-техническим нормам, расположенное на территории <адрес>, общей площадью не менее 18 квадратных метров.
Представитель истца помощник прокурора <адрес> Жидкова Н.Ю. в судебном заседании настаивает на исковых требованиях, доводы, указанные в иске поддержала.
Истица Гаврилко Н.А. в судебном заседании настаивает на исковых требованиях, доводы, указанные в иске поддержала.
В судебное заседание не явились представитель ответчика Администрации <адрес>, представитель третьего лица Комитета по образованию, делам молодежи администрации <адрес>, хотя о времени и месте рассмотрения дела были извещены своевременно и надлежащим образом.
Суд, с учетом мнения лиц участвующих в деле, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика Администрации <адрес>, представителя Комитета по образованию, делам молодежи администрации <адрес>, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Представитель Администрации <адрес> в отзыве на исковое заявление указывает, что в соответствии со ст. 26.2 Федерального Закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), кроме всех прочих сюда относятся полномочия, связанные с социальной поддержкой детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п. 24 ст. 26.3 данного Федерального Закона). В соответствии со ст. 5 ФЗ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии, установленные этим Федеральным Законом для указанных категорий лиц, относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации». Согласно части 7 статьи 19 Федерального Закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» положения законов, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно законом субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, что законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление таких полномочий. Кроме этого ст. 86 Бюджетного Кодекса РФ установлено, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта. Обязанности муниципальных образований при исполнении отдельных государственных полномочий, предусмотренных законом <адрес> от 11.04.2005 № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» перечислены в ч. 2 ст. 5 указанного закона. Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Постановлением и.о. Главы муниципального образования <адрес> от 28.09.2010 № 1454 «О включении граждан во внеочередной список нуждающихся в жилых помещениях» в связи с окончанием учебного заведения Гаврилко Н.А. была включена во внеочередной список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с целью дальнейшего его предоставления в уполномоченный орган Министерство образования и науки <адрес> для формирования сведений о потребности муниципального образования <адрес> в средствах областного бюджета на осуществление полномочий. В то же время, закон <адрес> от 11.04.2005 № 472-ОЗ наделяя органы местного самоуправления городских округов государственными полномочиями на неограниченный срок по предоставлению социальной поддержки, установленной частью 3 статьи 4 настоящего Закона (см. абз.З ст. 5 закона № 472-ОЗ), одновременно закрепляет основы финансового обеспечения на реализацию передаваемых полномочий, которые предусматриваются в виде субвенций из областного бюджета (абз. 4 ст. 5 закона). Таким образом, исходя из буквального смысла абзаца 3 статьи 86 Бюджетного Кодекса при принятии муниципальных правовых актов при осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий (в данном случае правовых актов, связанных с реализацией права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленных жилых помещений на имущество и жилое помещение), расходные обязательства муниципального образования, устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (законами субъекта Российской Федерации), исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам. На основании изложенного, учитывая, что с целью обеспечения права Гаврилко Н.А. на жилое помещение муниципальным образованием <адрес> исполнены все обязательства, предусмотренные действующим законодательством, а так же то что в муниципальном жилищном фонде <адрес> жилые помещения пригодные для предоставления по социальному найму отсутствуют, просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Согласно ст. 10 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
Прокурор <адрес> обратился в суд с иском в интересах Гаврилко Н.А., лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Из материалов дела следует, что основанием для подачи настоящего иска прокурором явилось письменное обращение в прокуратуру <адрес> Гаврилко Н.А. ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что прокурор вправе обратиться в суд с иском в защиту прав и свобод Гаврилко Н.А.
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В судебном заседании установлено, что Гаврилко Наталья Александровна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>.
Согласно свидетельства о рождении ее родители: мать – ФИО2, отец – ФИО3.
ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти.
На основании решения Белогорского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 лишена родительских прав в отношении дочери Гаврилко Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Постановлением администрации <адрес> № п. 1 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 назначена опекуном над несовершеннолетней Гаврилко Н.А.
В соответствии со ст. 1 ФЗ РФ от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Учитывая, возраст Гаврилко Н.А., которая в возрасте до 18 лет осталась без попечения родителей, суд приходит к выводу, что Гаврилко Н.А. относится к лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно постановления администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Гаврилко Н.А. принята на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с постановлением администрации города № от ДД.ММ.ГГГГ Гаврилко Н.А. в связи с окончанием учебного заведения включена во внеочередной список нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с ч.1 ст.8 от ФЗ РФ 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Настоящий Федеральный закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ч. 3 ст. 4 Закона <адрес> от 11.04.2005 № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети - сироты, а также лица из числа детей - сирот, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления, и в порядке, определенном губернатором области.
В соответствии с Порядком обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), детей, переданных в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения утвержденным Постановление <адрес> от 4 мая 2009 года N 222 Лица, указанные в п. 1 Порядка, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления.
В судебном заседании установлено, что Гаврилко Н.А. в июне 2010 года окончила Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «<данные изъяты>», проживает по адресу <адрес>.
На основании постановления администрации <адрес> от 28 сентября 2010 года № 1454 в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ в связи с окончанием образовательного учреждения Гаврилко Н.А. она включена во внеочередной список нуждающихся в жилых помещениях из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрирована за Гаврилко Н.А. прав на объекты недвижимого имущества.
Учитывая, что Гаврилко Н.А. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет в соответствии с Федеральным законом РФ от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не имеющая закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении орган местного самоуправления обязан обеспечить Гаврилко Н.А. по месту жительства в <адрес> вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления.
В соответствии ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
В соответствии ч. 2 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Согласно ч. 1-2 ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Норма предоставления устанавливаются органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Согласно постановлению администрации <адрес> от 30 ноября 2005 № 1446 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилых помещений» для предоставления жилых помещений по договорам социального найма установлена норма предоставления общей площади жилого помещения в размере 18 кв. м. на одного человека.
В судебном заседании установлен факт и не оспаривается ответчиком, что до настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заявленные требования являются законными и обоснованными.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Прокурора <адрес> в интересах лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Гаврилко Натальи Александровны к Администрации <адрес> о предоставления жилья удовлетворить.
Обязать администрацию <адрес> предоставить Гаврилко Наталье Александровне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес> в городе <адрес> изолированное жилое помещение пригодное для постоянного проживания граждан по договору социального найма общей площадью не менее 18 кв.м.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Амурский областной суд через Белогорский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судьяИ.А. Сидельникова