Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ<адрес>
Белогорский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Сидельниковой И.А.
при секретаре Королёвой О.А.
с участием истца – Ткачева К.Л.
представителя третьего лица Центра ГСЭН, территориального <адрес> – Гринишак П.И. действующего на основании доверенности
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ткачева Константина Леонидовича к войсковой части № о взыскании выплаты за работу с тяжелыми и вредными условиями труда
у с т а н о в и л :
Истец обратился в суд с иском к войсковой части № о взыскании выплаты за работу с тяжелыми и вредными условиями труда, в котором указывает, что в войсковой части № работает в должности «слесарь-сантехник хозяйственного отдела с ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность «слесарь-ремонтник хозяйственного отделения». ДД.ММ.ГГГГ была проведена аттестация рабочего места по условиям труда в должности «слесарь-ремонтник» и установлено, что уровень вредного производственного фактора «шум» превышает ПДК на 9 дБ. Однако в нарушение требований приказа Министра Обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ начисление и выплата процентной надбавки за работу с тяжелыми и вредными условиями труда не производится. Просил взыскать сумму перерасчета по процентной надбавки за работу с тяжелыми и вредными условиями труда за 2008 год 17898 рублей 66 копеек, за 2009 год 17963 рубля 03 копейки, за 2010 год 12411 рублей 86 копеек; обязать начальника финансового отделения – главного бухгалтера войсковой части № ФИО3 начисление и выплату заработной платы в дальнейшем производить с учетом процентной надбавки за работу с тяжелыми и вредными условиями труда.
В судебном заседании истце уточнил заявленные требования и просит суд взыскать с войсковой части № компенсацию за вредные условия труда за 2008,2009,2010 гг., на остальных требованиях не настаивает в связи с увольнением из войсковой части № На уточненных исковых требованиях настаивает, доводы, указанные в иске поддерживает.
В судебном заседании представитель третьего лица Центра ГСЭН, территориального <адрес> Гринишак П.И. суду пояснил, что в соответствии с заявкой, поступившей от войсковой части № в 2007 году лабораторией ФГУ «<данные изъяты>» Минобороны России, которая на сегодняшний день в связи с реорганизацией переименована в Цент (ГСЭН, территориальный, <адрес>) были проведены лабораторно-инструментальные испытания условий труда на рабочем месте слесаря ремонтника. Исходя из протокол измерений (испытаний) на рабочем месте «слесаря-сантехника котельной» отмечалось превышение допустимого уровня шума на 9 дБ. По результатам замеров, специалистами Центра был составлен Протокол оценки условий труда, в котором в соответствии с требованиями Руководства Р 2.2.2006-05 «Гигиеническая оценка факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» условия труда на рабочем месте «слесаря-сантехника» были оценены как вредные с классом 3.1. Протокол оценки тяжести трудового процесса специалистами Центра не составлялся, поэтому нет возможности утверждать о законности установления вредности по тяжести трудового процесса по классу 3.2. Определение процентной выплаты не входит в компенсацию Центра, а определяется руководителем организации. Исходя из анализа представленной карты аттестации № рабочего места по условиям труда можно предположить, что аттестация в войсковой части № не была завершена.
В судебное заседание не явился представитель ответчика, хотя о времени и месте рассмотрения дела был извещен своевременно и надлежащим образом.
Суд, с учетом мнения лиц участвующих в деле в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Представитель войсковой части в возражении на заявление указывает, что выплата за работу с тяжелыми и вредными условиями труда закладывается в фонд заработной платы на основании проведения аттестации рабочего места и объявления в приказе командира части об установлении данной выплаты. До настоящего времени в войсковой части № подлинного документа подтверждающего вредные условия труда на рабочем месте Ткачева К.Л. нет. Также нет подписей комиссии части и приказа по части об установлении данной выплаты. Просит в удовлетворении требований отказать.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования истца подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Ткачев К.Л. был принят на работу в войсковую часть № на должность «слесарь-сантехник хозяйственного отделения», ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность «слесарь-ремонтник хозяйственного отделения».
С Ткачевым К.Л. был заключен трудовой договор на неопределенный срок, согласно п. 7 данного трудового договора обязанность работодателя по обеспечению условий работы на рабочем месте с указанием достоверных характеристик, компенсаций и льгот работнику за тяжелые, особо тяжелые работы с вредными, особо вредными или опасными условиями труда.
В соответствии со ст.209 ТК РФ под условиями труда понимается совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
Оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда производится в ходе аттестации рабочих мест по условиям труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
В силу ст.212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
До ДД.ММ.ГГГГ аттестация рабочих мест проводилась в соответствии с Постановлением Министерства труда РФ от 14.03.1997г. № 12, п.2.6 которого предусматривалось, что на каждое рабочее место (или группу аналогичных по характеру выполняемых работ и по условиям труда рабочих мест) составляется Карта аттестации рабочих(его) мест(а) по условиям труда.
Оценка опасных и вредных производственных факторов на аналогичных по характеру выполняемых работ и по условиям труда рабочих местах производится на основании данных, полученных при аттестации не менее 20% таких рабочих мест (п.2.7).
Оценка фактического состояния условий труда на рабочем месте состоит из оценок: по степени вредности и опасности; по степени травмобезопасности; обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты, а также эффективности этих средств П.3.4.1).
При отнесении условий труда к 3 классу (вредному) рабочее место признается условно аттестованным с указанием соответствующего класса и степени вредности (3.1, 3.2, 3.3, 3.4, а также 3.0 - по травмобезопасности) и внесением предложений по приведению его в соответствие с нормативными правовыми актами по охране труда в План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации (п.3.4.6).
Результаты работы аттестационной комиссии организации в соответствии с п.4.2 "Положения оформляются протоколом аттестации рабочих мест по условиям труда (приложение N 12 к настоящему Положению). К протоколу должны прилагаться: карты аттестации рабочих мест по условиям труда; ведомости рабочих мест (РМ) и результатов их аттестации по условиям труда в подразделениях; Сводная ведомость рабочих мест (РМ) и результатов их аттестации по условиям труда в организации; План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации (приложение N 11 к настоящему Положению).
Центром (ГСЭН, территориальный, <адрес>) представлены суду протоколы измерений, проведенных при аттестации рабочего места «слесаря-сантехника котельной» войсковой части № и «слесаря-ремонтника котельной» войсковой части № (протоколы исследований и измерений № от ДД.ММ.ГГГГ и протоколы оценки условий труда по степени вредности и опасности рабочего места от ДД.ММ.ГГГГ), по которым оформлялась аттестационная карта №. Исходя из данных протоколов измерений (испытаний) на рабочем месте «слесарь-сантехник котельной» и рабочем месте «слесаря-ремонтника котельной» войсковой части № отмечалось превышение предельно допустимого уровня шума на 9 дБ. По данному показателю класс вредности установлен 3.1.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Однако представителем ответчика не представлены суду доказательства опровергающие доводы истца о вредных условиях труда на рабочем месте «слесаря-сантехника котельной» и «слесаря-ремонтника котельной» войсковой части № установленные проведенной аттестацией.
Вредные условия труда (3 класс) в соответствии с Руководством Р 2.2.2006-05 "Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда", утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 29 июля 2005 г., характеризуются наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное действие на организм работающего и (или) его потомство. Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме работающих подразделяются на 4 степени вредности:
1 степень 3 класса (3.1) - условия труда характеризуются такими отклонениями уровней вредных факторов от гигиенических нормативов, которые вызывают функциональные изменения, восстанавливающиеся, как правило, при более длительном (чем к началу следующей смены) прерывании контакта с вредными факторами, и увеличивают риск повреждения здоровья.
2 степень 3 класса (3.2) - уровни вредных факторов, вызывающие стойкие функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к увеличению производственно обусловленной заболеваемости (что проявляется повышением уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности и, в первую очередь, теми болезнями, которые отражают состояние наиболее уязвимых органов и систем для данных вредных факторов), появлению начальных признаков или легких (без потери профессиональной трудоспособности) форм профессиональных заболеваний, возникающих после продолжительной экспозиции*(19) (часто после 15 и более лет).
В соответствии с Санитарными Нормами 2.2.4/2.18.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки» предельно-допустимый уровень шума на рабочем месте составляет 80 дБ.
Согласно протоколу № от ДД.ММ.ГГГГ измерений шума, на рабочем месте «слесаря-сантехника» котельной войсковой части 02492 фактический уровень шума составляет 89 дБ, превышение на 9 дБ.
Согласно протоколу № от ДД.ММ.ГГГГ измерений шума, на рабочем месте «слесаря-ремонтника» котельной войсковой части 02492 фактический уровень шума составляет 89 дБ, превышение на 9 дБ.
Таким образом, аттестацией рабочего места по условиям труда установлено, что предельно-допустимый уровень шума на рабочем месте «слесаря-сантехника» котельной и «слесаря-ремонтника» котельной войсковой части № превышен на 9 дБ, что соответствует 3.1 степени вредности, - 3.2 степени вредности.
Согласно карты аттестации № рабочего места по условиям труда, степень вредности и опасности рабочего места слесаря ремонтника котельной войсковой части № составляет класс 3.2(вредные) и карты аттестации № рабочего места по условиям труда, степень вредности и опасности рабочего места слесаря сантехника котельной войсковой части № составляет класс 3.2(вредные)
Указанными доказательствами достоверно подтверждаются вредные условия труда Ткачева К.Л., то есть условия труда, характеризующиеся наличием вредных производственных факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающего и/или его потомство.
То обстоятельство что у работодателя отсутствует карта аттестации с протоколом измерений, не освобождает ответчика от обязанности по компенсации работы во вредных условиях.
Пунктом 5.6 Положения о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда от ДД.ММ.ГГГГ № предусмотрено, что документы аттестации рабочих мест по условиям труда являются материалами строгой отчетности и подлежат хранению в течение 45 лет; по смыслу п.2.1-2.3 Положения обязанность организации аттестации рабочих мест по условиям труда возложена на работодателя.
Действующим с ДД.ММ.ГГГГ Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда — Приложением к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № также предусмотрена обязанность работодателя по организации аттестации рабочих мест и оформлению её результатов.
П.5 Порядка установлено, что сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовывается не реже одного раза в пять лет.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что результаты аттестации рабочих мест, проведенных в в/ч № в ДД.ММ.ГГГГ являются действительными на период выполнения трудовых обязанностей истца и подлежат учету при решении вопроса о компенсации истцу вредных условий его труда.
В силу ст.219 ТК РФ каждый работник имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда, а также компенсации, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Размеры компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия их предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации., с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Повышенные или дополнительные компенсации за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.
Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, в силу ст. 147 ТК РФ устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, и условия указанного повышения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583 с 01 декабря 2008 г. введены новые системы оплаты труда для работников федеральных бюджетных и казенных учреждений (далее - учреждения) и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений
В соответствии с разделом 3 ст.50 приказа МО РФ № 555 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах РФ постановления Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583» Гражданскому персоналу воинских частей занятых на работах с тяжелыми и вредными и (или) особо тяжелыми и особо вредными условиями труда должностные оклады (тарифные ставки) повышаются: на работах с тяжелыми и вредными условиями труда - до 12 процентов.
Таким образом в соответствии с приказом МО РФ № 555 от 10.11.2008г. истцу в связи с тяжелыми и вредными условиями труда должна начисляться и выплачиваться процентная надбавка – до 12 %..
Однако, в нарушение ст.219 ТК РФ, требований приказа МО РФ № 555 от 10.11.2008г. в/ч № начисление и выплаты процентной надбавки за работу с тяжелыми и вредными условиями труда не производилось.
Представителем ответчика войсковой части № в суд предоставлен расчет (с учетом процентной надбавки 12%), согласно которого выплаты за работу с тяжелыми и вредными условиями труда Ткачева К.Л. должны составить за 2008 год 11110 рублей, за 2009 год 13511 рублей 15 копеек, за 2010 год 15027 рублей 51 копейка.
С указанным расчетом истец согласен.
В соответствии с п. 3 со ст. 147 ТК РФ конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.
В соответствии с перечнем профессий, должностей и работ, на которых повышаются должностные оклады в зависимости от условий труда от ДД.ММ.ГГГГ утвержденный командиром войсковой части №, согласованный с председателем первичной профорганизации войсковой части № и который является дополнением к коллективному договору войсковой части № размер повышения должностного оклада, на основании приказа МО РФ 2008г. № слесаря сантехника и слесаря ремонтника составляет 12%.
Учитывая, что Ткачеву К.Л. не производились за период 2008-2010 гг. выплаты за вредные условия труда, с учетом расчета представителя ответчика суд приходит к выводу, что с ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсация за вредные условия труда за 2008 год 11110 рублей, за 2009 год 13511 рублей 15 копеек, за 2010 год 15027 рублей 51 копейка.
В силу ст.103 ГПК РФ так же подлежит взысканию с ответчика государственная пошлина в доход федерального бюджета пропорционально удовлетворенной части исковых требований в размере 1389 рублей 46 копеек.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Ткачева Константина Леонидовича к войсковой части № о взыскании выплаты за работу с тяжелыми и вредными условиями труда удовлетворить частично.
Взыскать с войсковой части № в пользу Ткачева Константина Леонидовича компенсацию за вредные условия труда за 2008 год 11110 рублей, за 2009 год 13511 рублей 15 копеек, за 2010 год 15027 рублей 51 копейка, в остальной части иска отказать.
Взыскать с войсковой части № государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 1389 рублей 46 копеек.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Амурский областной суд через Белогорский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судьяИ.А. Сидельникова