признание права собственности



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

Белогорский городской суд Амурской области в составе

председательствующего судьи Лисниченко Д.А.

при секретаре Петренко А.С.,

с участием представителя истца Титовой И.Б., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Титова Станислава Сергеевича к Комитету имущественных отношений администрации <адрес> о признании прав собственности на долю в жилом помещении в порядке наследования по закону,

УСТАНОВИЛ:

Титов С. С. в лице своего представителя Титовой И. Б обратился в суд с иском к Комитету имущественных отношений администрации <адрес> о признании прав собственности на долю в жилом помещении в порядке наследования по закону, в обоснование своих требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ его отцом ФИО1 был заключен договор передачи <адрес> общую долевую собственность, расположенной по адресу <адрес> № Каждому из членов его семьи на праве собственности принадлежит 1/3 доля квартиры. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умер. При жизни его отцом ФИО1 были подготовлены все необходимые документы для регистрации права на указанною квартиру, однако, в связи со смертью ФИО1 не было возможности зарегистрировать и получить свидетельство о государственной регистрации права. Истец, в силу ст. 1142 ГК РФ, является наследником по закону 1/3 доли квартиры после смерти ФИО1, в связи с чем, просит признать за собой в порядке наследования по закону после ФИО1 право собственности на 1/3 доли <адрес> по адресу: <адрес>

В ходе судебного разбирательства, представителем истца, действующей на основании доверенности Титовой И. Б., исковые требования были увеличены. Так, к уже заявленному требованию о признании в порядке наследования право собственности на долю в квартире, она просила включить в состав наследственного имущества ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., умершего ДД.ММ.ГГГГ 1/3 долю <адрес>, расположенной по адресу <адрес>А.

Представитель истца Титова И.Б. в судебном заседании настаивала на заявленных требованиях, с учетом их уточнения, приводя доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении. Кроме того, суду пояснила, что иных наследников у ФИО1 кроме истца нет.

В судебное заседание не явились истец, представитель ответчика - Комитета имущественных отношений администрации <адрес>, представители третьих лиц - администрация <адрес>, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, а также нотариус Олейник М.А., которые были извещены о времени и месте рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом.

Истец обеспечил в суд явку своего представителя.

Представитель ответчика направила в адрес Белогорского городского суда письменное возражение на исковые требования, которые содержат просьбу о рассмотрении дела в её отсутствие.

Согласно телефонограмме, поступившей от представителя третьего лица нотариуса Олейник М.А., она просит рассмотреть дело в её отсутствие, не возражает против удовлетворения заявленных требований.

В соответствии с ходатайством, поступившем в суд от представителя третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, указанными требованиями не затрагиваются имущественные права Управления, в отношении указанного имущества отсутствует спор о праве между Управлением и сторонами по делу, в связи с чем, представитель третьего лица просит рассмотреть настоящее гражданское дело в свое отсутствие.

Представитель третьего лица – администрации <адрес> предоставила в адрес суда отзыв на исковые требования, в соответствии с которым, указала, что в данном случае интересы МО <адрес> не затронуты, в связи с чем оставляет разрешение настоящего искового заявления на усмотрение суда и просит рассмотреть дело в свое отсутствие.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения представителя истца, не возражавшего против рассмотрения дела в отсутствие извещенных сторон, суд определил, рассмотреть дело при данной явке.

Из представленного в суд представителем ответчика возражения следует, что исковые требования не подлежат удовлетворению в связи с противоречиями в представленных документах, поскольку невозможно установить, кому именно передавалась <адрес> но <адрес> размер доли истца, и иных участников договора приватизации. Кроме того указывает, что истец просит признать право собственности за умершим ФИО1, однако, в соответствии со ст. 17 ГК РФ, правоспособность гражданина возникает с момента его рождения и прекращается его смертью, зарегистрированными в установленном законом порядке, следовательно, право, собственности, равно как и любое другое гражданское право, не может принадлежать умершему, поэтому право собственности за умершим признано быть не может.

Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, материалы наследственного дела № к имуществу ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, суд пришел к следующим выводам.

Из материалов дела усматривается, что согласно договору № на передачу квартиры (дома) в собственность граждан Администрация <адрес> в лице председателя Комитета имущественных отношений – ФИО6, действующего на основании прав по должности (далее Администрация) и граждане Титов С.С., ФИО1, Титова И.Б. заключили настоящий договор, на основании которого, Администрация передает безвозмездно в долевую собственность вышеуказанным гражданам квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. В соответствии с п. 2 Договора право собственности «Граждан» на квартиру наступает с момента Государственной регистрации права в едином государственном реестре учреждениями юстиции.

ФИО1, умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти серии № от ДД.ММ.ГГГГ, выданным отделом ЗАГС по <адрес> и <адрес> управления ЗАГС.

Согласно свидетельства о рождении серии № от ДД.ММ.ГГГГ, выданном ЗАГСом <адрес>, родителями Титова Станислава Сергеевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения являются ФИО1 и Титова Ирина Борисовна.

В соответствии со свидетельством о расторжении брака серии № от ДД.ММ.ГГГГ брак между ФИО1 и Титовой Ириной Борисовной прекращен ДД.ММ.ГГГГ на основании решения суда от ДД.ММ.ГГГГ, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлена запись акта о расторжении брака №.

На основании ст. 1113 ГК РФ, наследство открывается со смертью гражданина.

В соответствии со ст. 1100 ГК РФ, при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.

В силу ст. 1112 ГК РФ, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом или другими законами. Не входят в состав наследства личные неимущественные права и другие нематериальные блага.

В соответствии с ч. 1 ст. 1153 ГК РФ, принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.

Из материалов наследственного дела № к имуществу ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, следует, что за принятием наследства, открывшегося после его смерти, обратился его сын Титов Станислав Сергеевич что подтверждается его заявлением от ДД.ММ.ГГГГ, иные лица, за принятием наследства, открывшегося после смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, не обращались, в наследство не вступали.

В соответствии с постановлением об отказе в совершении нотариального действия от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного нотариусом ФИО7, в выдаче свидетельства о праве на наследство на долю квартиры к имуществу умершего ФИО1 отказано, в связи с тем, что ни договор, ни право собственности на указанную долю в квартире не зарегистрировано в органах государственной регистрации.

В настоящее время истец Титов С. С. обратился в суд с исковыми требованиями, с учетом их уточнения, о включении в состав наследственного имущества ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., умершего ДД.ММ.ГГГГ 1/3 доли <адрес>, расположенной по адресу г. Белогорск Амурской области ул. Низменная, дом № признании за ним в порядке наследования по закону после ФИО1 права собственности на 1/3 доли <адрес> по адресу: <адрес>

Согласно справке МУП Управление городского муниципального хозяйства администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 зарегистрирован по <адрес>А, <адрес>, так же в данной квартире зарегистрированы Титова И. Б. и Титов С. С.

В материалах дела присутствует сообщение председателя Комитета имущественных отношений администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым, Титов С. С., ФИО1, Титова И. Б. являются собственниками <адрес>А на основании договора на передачу квартир в собственность граждан № от ДД.ММ.ГГГГ.

В материалах дела присутствует сообщение государственного регистратора № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о павах на <адрес>А.

В силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (с изменениями от 5 марта, 12 апреля 2001 г., 11 апреля 2002 г., 9 июня 2003 г., 11 мая, 29 июня, 22 августа, 2 ноября, 29, 30 декабря 2004 г., 5, 31 декабря 2005 г., 17 апреля, 3, 30 июня, 18 июля, 4, 18 декабря 2006 г., 24 июля, 2, 18 октября, 8, 23 ноября 2007 г., 13 мая, 30 июня, 22, 23 июля, 22, 30 декабря 2008 г., 8 мая, 17 июля, 21, 27 декабря 2009 г., 7 апреля, 17 июня, 30 ноября, 29 декабря 2010 г.) (далее Федеральный Закон), государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

На основании ч. 1 ст. 4 указанного Федерального закона, государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 ГК РФ, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.

В соответствии со ст. 219 ГК РФ, право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Пункт 8 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 8 от 24 августа 1993 г. «О некоторых вопросах применения судами закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» говорит, что если гражданин, подавший заявление о приватизации и необходимые для этого документы, умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до государственной регистрации права собственности, то в случае возникновения спора по поводу включения этого жилого помещения или его части в наследственную массу необходимо иметь в виду, что указанное обстоятельство само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении требования наследника, если наследодатель, выразив при жизни волю на приватизацию занимаемого жилого помещения, не отозвал свое заявление, поскольку по не зависящим от него причинам был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию, в которой ему не могло быть отказано.

В ходе судебного разбирательства установлено, что, заключив договор № на передачу квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, Титова И.Б., ФИО1 и Титов С.С. выразили свое согласие на передачу им в собственность по 1/3 <адрес> расположенной в <адрес> однако в связи со смертью ФИО1 не успели в установленном законом порядке зарегистрировать свое право собственности на указанную квартиру. На основании изложенного, суд приходит к выводу, что 1/3 доля в праве общей долевой собственности на спорную квартиру, которая должна была принадлежать ФИО1 после регистрации права собственности, подлежит включению в наследственную массу после смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, как принадлежащая ФИО1 на праве собственности, поскольку по независящим от него причинам он был лишен возможности соблюсти требования государственной регистрации права собственности на квартиру, в которой ему не могло быть отказано.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования Титова С. С. в лице своего представителя Титовой И. Б. о включении в состав наследственного имущества ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. 1/3 долю квартиры, расположенной по адресу: <адрес>А являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Истцом Титовым С.С. заявлено требование о признании за ними в порядке наследования по закону после ФИО1 права собственности на 1/3 доли <адрес> расположенной по адресу: <адрес>

Рассматривая указанные требования, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 и ч. 4 ст. 1152 ГК РФ, для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

В ст. 1153 ГК РФ, определены способы принятия наследства: принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство. Если заявление наследника передается нотариусу другим лицом или пересылается по почте, подпись наследника на заявлении должна быть засвидетельствована нотариусом, должностным лицом, уполномоченным совершать нотариальные действия (пункт 7 статьи 1125), или лицом, уполномоченным удостоверять доверенности в соответствии с пунктом 3 статьи 185 настоящего Кодекса.

В силу ч. 1 ст. 1154 ГК РФ, наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.

Как следует из материалов наследственного дела № к имуществу ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, Титов С. С. ДД.ММ.ГГГГ обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследства и указал об имеющемся наследстве в виде 1/3 доли <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>

Из материалов указанного наследственного дела следует, что иных наследников у ФИО1 нет.

Постановлением об отказе в совершении нотариального действия ДД.ММ.ГГГГ, нотариусом было отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство умершего ФИО1 на 1/3 доли указанной квартиры, в связи с тем, что ни договор, ни право собственности на указанную долю квартиры не зарегистрированы в органах государственной регистрации.

Таким образом, суд делает вывод, что истец обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследства в установленный законом срок и им соблюден порядок принятия наследства после умершего ФИО1

Из ст. 8 ГК РФ следует, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности, при этом такие права и обязанности могут возникать из судебного решения, установившего их.

Статьей 12 ГК РФ установлено, что, помимо прочего, защита гражданских прав может осуществляться путем признания права.

Довод ответчика о том, что в связи с противоречиями в представленных документах, невозможно установить, кому именно передавалась <адрес> но <адрес> размер доли истца, и иных участников договора приватизации опровергается исследованными в судебном заседании договором № на передачу спорной квартиры в долевую собственность Титова С. С., ФИО1 и Титовой И. Б., по 1/3 доли каждому.

Данный договор никем не оспорен, недействительным не признан, его законность сторонами не оспаривается.

Каких – либо оснований считать, что указанный договор не соответствует действующему законодательству, в ходе судебного разбирательства установлено не было.

Довод ответчика о том, что право собственности не может быть признано за умершим ФИО1 судом во внимание не принимается, так как согласно заявленных истцом требований он просит суд включить в состав наследственного имущества умершего ФИО1 1/3 долю спорной квартиры и признать за собой в порядке наследования по закону право собственности на указанную долю.

Суд отмечает, что требований о признании право собственности на данную долю за умершим, истец суду не заявляет, а в силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие наличие обстоятельств, препятствующих удовлетворению исковых требований.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о возможности удовлетворения заявленных истцом требований.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Включить в состав наследственного имущества ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ - 1/3 долю <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>

Признать за Титовым Станиславом Сергеевичем в порядке наследования по закону после ФИО1, право собственности на 1/3 доли <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Белогорский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья: Д. А. Лисниченко