Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
<адрес> городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Лисниченко Д.А.,
при секретаре Щербининой О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> к <адрес> городской общественной профсоюзной организации «Правозащита» о прекращении деятельности общественного объединения и исключения ее из Единого государственного реестра юридических лиц,
установил:
Управление Министерства юстиции РФ по <адрес> обратилось в суд с настоящим иском, указав, что <адрес> городская общественная профсоюзная организация «Правозащита» (далее - Организация) зарегистрирована Управлением юстиции в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ как общественное объединение. Основными нормативными актами, регулирующими деятельность общественных организаций являются Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях». В нарушение абз. 3 части 1 статьи 29 указанного закона в период с 2006 - 2009 годы в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> от Организации данные сведения не поступали. В адрес Организации ДД.ММ.ГГГГ были вынесены предупреждения о недопустимости нарушения действующего законодательства Российской Федерации. В установленный срок до ДД.ММ.ГГГГ нарушения не были устранены. Кроме того, в соответствии со ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», некоммерческая организация (в том числе общественное объединение) может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности организации, которые предусмотрены, ее учредительными документами, Однако, организацией сведения о видах экономической деятельности, согласно Общероссийского классификатора кодов экономической деятельности, утвержденного постановлением Госстандарта от ДД.ММ.ГГГГ №-ст, для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц, не представлялись. В соответствии с п.3.8 устава Организации, председатель профсоюза избирается на конференции сроком на два года. Сведения о выборах нового председателя или подтверждающих полномочия ранее избранного в уполномоченный орган не поступили. В соответствии с частью 2 ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в течение трех дней со дня наступления таких изменений. Следовательно, ответчиком неоднократно нарушались положения статьи 29 указанного выше Федерального закона, в связи с чем, просит суд признать <адрес> городскую общественную профсоюзную организацию «Правозащита» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключить данную организацию из Единого государственного реестра юридических лиц.
Определениями <адрес> городского суда от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ для участия в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора привлечены ФИО3, ФИО1, первичная профсоюзная организация ООО «Элегия», являющиеся учредителями ответчика, а также Межрайонная инспекция ФНС № по <адрес>.
В судебное заседание не явились представители истца - Управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес>, представитель третьего лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по <адрес>, а также третье лицо – ФИО1, который были уведомлены о времени и месте судебного разбирательства своевременно и надлежащим образом и которые представили суду письменные заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Кроме того, в судебное заседание не явились представители ответчика - Организации и третьего лица – первичной профсоюзной организации ООО «Элегия», а также третье лицо – ФИО3
Судом были приняты, предусмотренные ст. ст. 113, 115, 116, 161, 167 ГПК РФ меры уведомления о рассмотрении дела и возможности его разбирательства в отсутствие ответчика и привлеченных лиц.
В соответствии со ст. 113 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Судом предприняты все меры для надлежащего уведомления о времени и месте рассмотрения дела ответчика и третьих лиц по местам жительства (ФИО3) и по месту нахождения юридического адреса (Организации, первичной профсоюзной организации ООО «Элегия»), указанным ими в сведения об учредителях Организации, справке - подтверждении, протоколе о создании Организации. Однако, корреспонденция возвратилась в адрес суда с отметками почтовой службы об истечении срока хранения.
В связи с чем, судом принимается во внимание, что как в отношении ФИО3, так и в отношении Организации и ООО «Элегия» судом надлежаще выполнены правила статьи 113 ГПК РФ по принятию необходимых мер к извещению сторон, а в силу ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны добросовестно пользоваться принадлежащими им правами. Кроме того, судом учитываются положения ст. 118 ГПК РФ, согласно которым, лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по делу. При отсутствии такого сообщения судебная повестка или иное судебное извещение посылаются по последнему известному суду месту жительства или месту нахождения адресата и считаются доставленными, хотя бы адресат по этому адресу более не проживает или не находится. В связи с чем, суд приходит к выводу, что судебные извещения ответчику Организации, а также третьим лицам в силу ст.118 ГПК РФ - доставлены.
В связи с чем, суд полагает возможным, на основании ст. 167 ГПК РФ, рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.
Как следует из письменного отзыва Межрайонной инспекции ФНС № по <адрес>, решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) общественного объединения принимает Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация), которая является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регистрации политических партий, общественных объединений и религиозных организаций. Таким образом, решение о регистрации общественных объединений должны принимать органы Росрегистрации, подведомственные Минюсту РФ, а затем внесение в ЕГРЮЛ сведений о создании, реорганизации и ликвидации общественных объединений осуществляется соответствующим территориальным органом ФНС России. В регистрационном деле юридического лица сведения о государственной регистрации, которых внесены в соответствующий государственный реестр, должны содержаться все документы, представленные в регистрирующий орган. Регистрационные дела юридических лиц являются частью соответственно единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ).
Вместе с тем, предоставить выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, а также, каких либо сведений в отношении <адрес> общественной профсоюзной организации «Правозащита» не представляется возможным, так как в Межрайонной ИФНС России № по <адрес> сведения о данных организациях отсутствуют.
Согласно письменного отзыва третьего лица – ФИО1, последний не возражает против удовлетворения исковых требований.
Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ была создана Организация, учредителями которого выступили: первичная профсоюзная организация ООО «Элегия» <адрес>; ФИО2, проживающий в <адрес>; ФИО1, проживающий в <адрес> по ул. <адрес>, 23, <адрес>; ФИО3, проживающая в <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ руководящим органом Организации, в который входили от первичной организации профсоюзов ООО «Элегия» ФИО4, ФИО1, ФИО3, было подано заявление в Управление юстиции по <адрес> о регистрации учредительных документов Организации.
Высшим руководящим органом профсоюза является конференция, которая собирается не реже одного раза в год.
В соответствии с п.5.9 Устава профессионального союза - профсоюзная конференция утверждает полномочия соответствующих выборных органов на ежегодном собрании. До настоящего времени в уполномоченный орган сведений об избрании нового председателя или подтверждающих полномочия действующего не поступали.
ДД.ММ.ГГГГ в Управлении юстиции <адрес> была зарегистрирована некоммерческая организация <адрес> городская общественная профсоюзная организация «Правозащита», о чем было выдано свидетельство о государственной регистрации общественного объединения № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке, выданной Межрайонной инспекцией № по <адрес>, в Едином государственном реестре юридического лица отсутствуют сведения об Организации.
Основным нормативным актом, регулирующим деятельность общественных организаций, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее Федеральный закон).
Так, в соответствии со ст.ст. 5, 7 Федерального закона, под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (далее - уставные цели). Общественные объединения могут создаваться, в том числе в такой организационно-правовой форме как общественная организация.
Таким образом, Организация была создана и действует на основании Конституции РФ и Федерального закона.
В соответствии с абзацами 2,3,4 ч.1 ст.29 Федерального закона, общественные объединения обязаны ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы.
В силу ч.ч. 3, 5 ст. 29 Федерального закона неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, или непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных абзацем восьмым части первой настоящей статьи, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц.
Вместе с тем, в нарушение указанных положений Федерального Закона, ответчик с момента регистрации общественного объединения по настоящее время не информировал орган, принимающий решение о государственной регистрации, которым является Управление Министерства юстиции РФ по <адрес>, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия, и данных о руководителе общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц, а также не представлял отчеты о своей деятельности.
В судебном заседании установлено, что с 2006 - 2009 годы в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> от ответчика каких либо сведений не поступало, кроме того, за указанный период Организация не информировала истца о продолжении своей деятельности.
Этот факт установлен в судебном заседании и подтверждается направленным в адрес ответчика предупреждениями об устранении нарушений в установленный срок.
Так, за нарушение федерального законодательства в адрес общественной организации ДД.ММ.ГГГГ за № было вынесено три предупреждения о недопустимости нарушения действующего законодательства Российской Федерации. В установленный срок до ДД.ММ.ГГГГ нарушения не были устранены.
Из указанный предупреждений, следует, что в Управление Министерства юстиции Российской Федерации от Организации не поступили сведения о подтверждении полномочий лица, имеющего право без доверенности действовать от имени организации (руководителя), сведения о видах экономической деятельности, а также сведения за 2006 – 2009 года о продолжении своей деятельности с указанием действительного местонахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд приходит к выводу, что Организация не выполняет возложенные на него законодательством об общественных объединениях обязанности по представлению ежегодной информации о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения; годовых и квартальных отчетов о своей деятельности; по представлению сведений о ежегодной публикации отчетов об использовании своего имущества.
Кроме того, в соответствии со ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», некоммерческая организация (в том числе общественное объединение) может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности организации, которые предусмотрены, ее учредительными документами.
Однако, Организацией сведения о видах экономической деятельности, согласно Общероссийского классификатора кодов экономической деятельности, утвержденного постановлением Госстандарта от ДД.ММ.ГГГГ №-ст, для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц, не представлялись. В соответствии с п.3.8 устава организации, председатель профсоюза избирается на конференции сроком на два года. Сведения о выборах нового председателя или подтверждающих полномочия ранее избранного в уполномоченный орган не поступили.
Таким образом, факт нарушений требований законодательства и своих обязанностей по предоставлению информации в регистрирующий орган о продолжении своей деятельности нашел свое подтверждение в судебном заседании.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации N 147 от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту, в соответствии с п.п.81 п.6 которого Управление Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту обращается в суд с заявлениями о признании общественных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица. Следовательно, иск о прекращении деятельности Организации заявлен уполномоченным лицом.
Обстоятельства фактического прекращения деятельности, Организацией, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, не были опровергнуты в ходе рассмотрения дела соответствующими допустимыми доказательствами.
Таким образом, учитывая, что с 2006 г. по 2009 г. (и до настоящего времени) <адрес> городская общественная профсоюзная организация «Правозащита» не информировала орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц, не подавала сведения о видах экономической деятельности, что является нарушением требований ч. 1 ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» и свидетельствует о фактическом прекращении деятельности общественного объединения, суд приходит к выводу, что требования Управления Министерства юстиции РФ по <адрес> о признании <адрес> городская общественной профсоюзной организации «Правозащита» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Что касается требований истца об исключении Организации из Единого государственного реестра юридических лиц, то суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 3 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» уполномоченное лицо юридического лица, зарегистрированного до вступления в силу настоящего Федерального закона, обязано в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона представить в регистрирующий орган сведения, предусмотренные подпунктами "а" - "д", "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
Невыполнение указанного требования является основанием для исключения такого юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом в отношении исключения недействующих юридических лиц.
Так как в ходе судебного заседания было установлено, что Обществом требования абз. 1 ч. 3 ст. 26 указанного выше Федерального закона исполнены не были, данные обстоятельства в силу абз. 2 ч. 3 этой же статьи, являются основанием для исключения Общества из Единого государственного реестра юридических лиц, требования истца в данной части также являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что допущенные Организацией нарушения требований ст.29 Федерального закона, дают основание для признания ее прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц и требования Управления Министерства юстиции РФ по <адрес> подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
решил:
Признать <адрес> городскую общественную профсоюзную организацию «Правозащита» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключить данную организацию из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в <адрес> областной суд через <адрес> городской суд в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий судья: Д. А. Лисниченко