Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Белогорский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Сидельниковой И.А.,
при секретаре Летник В.А.
с участием истца – Лучкиной А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО15 к <данные изъяты> <адрес>» о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма
у с т а н о в и л:
Истец обратилась в суд с иском к ответчику о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, в котором указывают, что с <данные изъяты> года проживает в <адрес>. Квартира была предоставлена ФИО1, который умер ДД.ММ.ГГГГ. Проживая в квартире за свои средства произвела капитальный ремонт, установила прибор учета потребляемой электроэнергии, оплатила всю задолженность по кварплате и электроэнергии. В заключении договора социального найма отказано, так как дом признан аварийным и подлежим сносу. Считает отказ противоречит Определению Конституционного суда Российской Федерации от 05 ноября 2003 года № 350-О. Просит обязать <данные изъяты> <адрес> признать за ней право пользования жилым помещением на условиях договора социального найма.
В судебном заседании истец настаивает на исковых требованиях, дополнительно суду пояснила, что в <данные изъяты> году данная квартира была предоставлена ФИО1. Кем была предоставлена, не знает. Затем она стала проживать в квартире совместно с ФИО1, как член его семьи, так как находилась с ним в гражданском браке. С <данные изъяты> года отношения с ФИО1 фактически были прекращены, совместного хозяйства не вели, ФИО1 в квартире не проживал. При ее вселении согласие наймодателя не брали. В судебном порядке членам семьи ФИО1 не признана, на учете в качестве малоимущей и нуждающейся не состоит. Имеет право пользования жилым помещение по адресу <адрес>, в квартире принадлежащей родителям.
Допрошенный ранее в судебном заседании в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований Коробкин С.И. исковые требования не поддержал, суду пояснил, что проживал в <адрес> с <данные изъяты> года, был зарегистрирован. На основании договора на передачу квартиры в собственность № от ДД.ММ.ГГГГ он и жена ФИО4 являются собственниками данной квартиры. В последующем по месту его работы <данные изъяты> ему было предоставлено другое жилое помещение по адресу <адрес> он с семьей освободил данную квартиру. Ему известно, что квартирой стала распоряжаться <данные изъяты> и 1995-1997 гг. данная квартира была предоставлена работнику - ФИО6. Согласно технического паспорта дома именно в <адрес> он проживал с семьей и является ее собственником.
Свидетель ФИО5 суду показала, что проживает в <адрес>. В <адрес> проживала семья ФИО3, потом ФИО6, затем ФИО1. ФИО1 проживал с Лучкиной А.А. в гражданском браке. В <данные изъяты> году отношения между ними фактически прекратились, ФИО1 в квартире не проживал. До настоящего времени Лучкина А.А. проживает в квартире. Несет бремя содержания.
Свидетель ФИО7 суду показала, что является родной сестрой Лучкиной А.А., которая с <данные изъяты> года проживала в гражданском браке с ФИО1 по адресу <адрес>.
В судебное заседание не явились представитель истца, третьи лица – Коробкин С.И., Коробкина Н.В., представитель ответчика - МУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства» администрации <адрес>, третьего лица – ОАО «РЖД», МУ «Комитет по образованию, делам молодежи» администрации <адрес>, хотя о времени и месте судебного заседания были извещены своевременно и надлежащим образом.
Суд, с учетом мнения лиц участвующих в деле и в соответствии со ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Согласно письменного отзыва МУ Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации <адрес>, следует, что Управлении ЖКХ является органом администрации <адрес>, осуществляющим решение вопросов местного значения в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Распоряжением Главы муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р МУ Управление ЖКХ Администрации <адрес> переданы функции наймодателя муниципального жилищного фонда <адрес>.. Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в реестре муниципальной собственности <адрес> не значится. Согласно ст.69 ЖК РФ истица не является членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, в нарушение ст.70 ЖК РФ согласия наймодателя на вселение в спорное жилое помещение не представлено, договора социального найма не заключался. В соответствии со ст. 83 ЖК РФ, договор социального найма жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) жилого помещения, со смертью одиноко проживавшего нанимателя. Просит в иске отказать.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Согласно ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии со ст.10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают: из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности; в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом; из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
Согласно ст.49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
При этом по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
В силу ст. 60 ЖК РФ, по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Согласно ч.1 ст.67 ЖК ПФ наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке, в том числе вселять в занимаемое жилое помещение иных лиц.
В соответствии с ч.2 ст.69 ЖК РФ члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности независимо от того, вселялись ли они в жилое помещение одновременно с нанимателем или были вселены в качестве членов семьи нанимателя впоследствии.
Согласно разъяснений Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разрешая споры, связанные с признанием лица членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, судам необходимо учитывать, что круг лиц, являющихся членами семьи нанимателя, определен частью 1 статьи 69 ЖК РФ. К ним относятся: а) супруг, а также дети и родители данного нанимателя, проживающие совместно с ним; б) другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.
К другим родственникам при этом могут быть отнесены любые родственники как самого нанимателя, так и членов его семьи независимо от степени родства как по восходящей, так и нисходящей линии.
При определении круга лиц, относящихся к нетрудоспособным иждивенцам, судам надлежит руководствоваться пунктами 2, 3 статьи 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", содержащими перечень нетрудоспособных лиц, а также понятие нахождения лица на иждивении.
Под ведением общего хозяйства, являющимся обязательным условием признания членами семьи нанимателя других родственников и нетрудоспособных иждивенцев, следует, в частности, понимать наличие у нанимателя и указанных лиц совместного бюджета, общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования и т.п.
Для признания других родственников и нетрудоспособных иждивенцев членами семьи нанимателя требуется также выяснить содержание волеизъявления нанимателя (других членов его семьи) в отношении их вселения в жилое помещение: вселялись ли они для проживания в жилом помещении как члены семьи нанимателя или жилое помещение предоставлено им для проживания по иным основаниям (договор поднайма, временные жильцы). В случае спора факт вселения лица в качестве члена семьи нанимателя либо по иному основанию может быть подтвержден любыми доказательствами (статья 55 ГПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 69 ЖК РФ членами семьи нанимателя, кроме перечисленных выше категорий граждан, могут быть признаны и иные лица, но лишь в исключительных случаях и только в судебном порядке. Решая вопрос о возможности признания иных лиц членами семьи нанимателя (например, лица, проживающего совместно с нанимателем без регистрации брака), суду необходимо выяснить, были ли эти лица вселены в жилое помещение в качестве члена семьи нанимателя или в ином качестве, вели ли они с нанимателем общее хозяйство, в течение какого времени они проживают в жилом помещении, имеют ли они право на другое жилое помещение и не утрачено ли ими такое право.
По смыслу находящихся в нормативном единстве положений статьи 69 ЖК РФ и части 1 статьи 70 ЖК РФ, лица, вселенные нанимателем жилого помещения по договору социального найма в качестве членов его семьи, приобретают равные с нанимателем права и обязанности при условии, что они вселены в жилое помещение с соблюдением предусмотренного частью 1 статьи 70 ЖК РФ порядка реализации нанимателем права на вселение в жилое помещение других лиц в качестве членов своей семьи.
В соответствии с частью 1 статьи 70 ЖК РФ наниматель вправе с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих, вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, детей и родителей. При этом не имеет значения, что обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи составит менее учетной нормы (часть 5 статьи 50 ЖК РФ).
В то же время для вселения нанимателем в жилое помещение других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов его семьи нанимателем должно быть получено согласие в письменной форме не только членов своей семьи, но и наймодателя. Наймодатель вправе запретить вселение других граждан, если после их вселения общая площадь занимаемого жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы.
При этом Жилищный кодекс Российской Федерации (часть 1 статьи 70 ЖК РФ) не предусматривает возможности ограничения соглашением сторон права пользования жилым помещением по договору социального найма вселенного члена семьи нанимателя.
Отказ наймодателя в даче согласия на вселение других лиц в жилое помещение может быть оспорен в судебном порядке. Вместе с тем причины, по которым члены семьи нанимателя отказывают в даче согласия на вселение в жилое помещение других лиц, не имеют правового значения, а потому их отказ в таком согласии не может быть признан судом неправомерным.
Вселение в жилое помещение новых членов семьи нанимателя, согласно части 2 статьи 70 ЖК РФ, влечет за собой необходимость внесения соответствующих изменений в ранее заключенный договор социального найма жилого помещения в части указания таких лиц в данном договоре. Вместе с тем несоблюдение этой нормы само по себе не является основанием для признания вселенного члена семьи нанимателя не приобретшим права на жилое помещение при соблюдении установленного частью 1 статьи 70 ЖК РФ порядка вселения нанимателем в жилое помещение других граждан в качестве членов своей семьи.
Если на вселение лица в жилое помещение не было получено письменного согласия нанимателя и (или) членов семьи нанимателя, а также согласия наймодателя, когда оно необходимо (часть 1 статьи 70 ЖК РФ), то такое вселение следует рассматривать как незаконное и не порождающее у лица прав члена семьи нанимателя на жилое помещение. В таком случае наймодатель, наниматель и (или) член семьи нанимателя вправе предъявить к вселившемуся лицу требование об устранении нарушений их жилищных прав и восстановлении положения, существовавшего до их нарушения (пункт 2 части 3 статьи 11 ЖК РФ), на которое исходя из аналогии закона (часть 1 статьи 7 ЖК РФ) применительно к правилам, предусмотренным статьей 208 ГК РФ, исковая давность не распространяется. При удовлетворении названного требования лицо, незаконно вселившееся в жилое помещение, подлежит выселению без предоставления другого жилого помещения.
В судебном заседании установлено, что на основании распоряжения Правительства РФ от 02.06.2003г. № 712-р, согласно акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ объекты жилищно-коммунального назначения ФГУП «Забайкальская железная дорога» из федеральной собственности были переданы в муниципальную собственностью, в том числе жилой дом по <адрес>,<адрес>).
Квартира № по <адрес> не была передана в муниципальную собственность, не является муниципальной собственностью Белогорска, так как согласно договора на передачу квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ собственниками данной квартиры являются ФИО3 и ФИО4.
Исходя из ответа Белогорской дистанции гражданских сооружений следует, что в связи с предстоящей передачей жилищного фонда ФГУП «Забайкальская железная дорога» в муниципальную собственность <адрес> в течение <данные изъяты>. была проведена инвентаризация жилых домов с целью привести в соответствие нумерацию квартир, так как ранее под одним номером числилось две квартиры. После проведения инвентаризации, в технические паспорта жилых домов БТИ были внесены изменения нумерации квартир.
Между тем у суда отсутствуют сведения, что в ходе инвентаризации была изменена нумерация <адрес>, так как указанная квартира по акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ не была передана в муниципальную собственность, так как собственниками <адрес> являлись ФИО3 и ФИО4 по договору на передачу квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ. При этом, согласно справки ДУ № от ДД.ММ.ГГГГ на момент заключения договора в указанной квартире проживали ФИО3, <данные изъяты> года рождения, ФИО4, 1959 года рождения, ФИО12, 1980 года рождения, ФИО13, 1982 года рождения, указанные обстоятельства, так же подтверждаются показаниями свидетеля.
Согласно лицевого счета № нанимателями <адрес> указаны ФИО8 (договор найма от ДД.ММ.ГГГГ), затем ФИО1 (договор найма от ДД.ММ.ГГГГ).
Проживание указанных лиц в <адрес> подтверждается показаниями свидетеля ФИО5.
Согласно карточек прописки ФИО8 был зарегистрирован в квартире с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (по день смерти), ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ, снят с учета ДД.ММ.ГГГГ на <адрес>, умер ДД.ММ.ГГГГ. Исходя из показаний истца, свидетелей следует, что ФИО1 не проживал в квартире с <данные изъяты> года.
В карточке регистрации на имя ФИО9 был указан адрес места жительства <адрес>, затем квартира исправлена на №, при этом ФИО9 зарегистрирована по данному адресу с ДД.ММ.ГГГГ. Исходя из акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ данная <адрес> была передана в муниципальную собственность.
Согласно карточки регистрации в <адрес> зарегистрированы ФИО10, 1965 года, ФИО12, 1989 года рождения, ФИО12, 1998 года рождения с <данные изъяты> года. Исходя из акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ данная <адрес> была передана в муниципальную собственность.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в ходе инвентаризации не была изменена нумерация <адрес>, до настоящего времени квартира является собственностью ФИО3 и ФИО4 по договору на передачу квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая установленные обстоятельства по делу, указанные нормы права, что квартира не является муниципальной собственностью <адрес>, указанная квартира была передана в собственность ФИО3 и ФИО4 по договору на передачу квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу, что отсутствуют основания для признания за Лучкиной А.А. права пользования на условиях договора социального найма.
Кроме того в судебном заседании установлено, что на момент вселения Лучкиной А.А., которая в силу ч.1 ст.69 ЖК РФ относится к иным лицам, согласно ч.1 ст.70 ЖК РФ не было получено письменное согласие нанимателя, что лицами, участвующими в деле не оспаривается.
В связи с чем, Лучкина А.А. не приобрела равные с нанимателем права и обязанности, так как была вселена в жилое помещение с нарушением требований ч.1 ст.70 ЖК РФ порядка реализации нанимателем права на вселение в жилое помещение других лиц в качестве членов своей семьи. В судебном порядке членом семьи ФИО1 не признана.
При таких обстоятельствах, отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
р е ш и л :
Исковые требования ФИО16 к <данные изъяты> <адрес>» о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Амурский областной суд через Белогорский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий И.А. Сидельникова