признания права собственности на жилой дом в силу приобретательной давности



Дело

        РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                                                                          <адрес>

    Белогорский городской суд <адрес> в составе:

    председательствующего судьи Сидельниковой И.А.

    при секретаре Летник В.А.

    с участием истца - Золотовского В.В.

    представителя истца – Аксенюкова В.Г., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 к Комитету имущественных отношений администрации <адрес>, Администрации <адрес> о признании права собственности на жилой дом

у с т а н о в и л :

Истец обратился в суд с иском о признании права собственности на жилой дом, в котором указывает, что ДД.ММ.ГГГГ умерла его бабушка ФИО3 После ее смерти открылось наследство в виде жилого дома с надворными постройками, расположенного по адресу <адрес>. Его мать ФИО1 фактически приняла наследство, оставшееся после смерти ФИО3, так как продолжала проживать в доме, несла расходы по его содержанию, но с заявлением к нотариусу не обращалась. ДД.ММ.ГГГГ умерла ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ нотариус рассмотрев его заявление о выдаче свидетельства о праве на наследство после умершей ФИО3 вынес постановление об отказе в совершении нотариального действия. Он пользуется указанным домом с 1984 года, своевременно и добросовестно оплачивает все необходимые платежи На основании ст. 234 ГК РФ просит признать за ним права собственности на жилой дом с надворными постройками, расположенный по адресу <адрес>.

В судебном заседании истец на исковых требованиях настаивает, доводы, указанные в иске поддерживает, суду пояснил, что его бабушка ФИО3 до 1977 года проживала в <адрес> выехала на постоянное место жительство к своей дочери ФИО2 в <адрес>. После смерти ФИО3 наследниками к ее имуществу являлись его мама ФИО1 проживавшая в <адрес> ФИО2, проживавшая в <адрес>. После смерти ФИО1 и ФИО2 единственным наследником является он. Он проживает в жилом доме расположенном по адресу <адрес> 1984 года, несет бремя содержания, предпринимает меры к сохранности, оплачивает необходимые налоги. Просит признать за ним права собственности на жилой дом, расположенный по адресу <адрес>.

В судебном заседании представитель истца Аксенюков В.Г. просит заявленные требования удовлетворить, доводы, указанные в иске поддерживает.

Свидетель ФИО7 суду пояснил, что с 1953 года он проживал по адресу <адрес>, в с 1964 года он проживает по адресу <адрес>. В <адрес> проживала ФИО3, после ее отъезда в доме проживала ФИО1 до дня ее смерти. С 1984 года в данном доме стал проживать ФИО4, который пользуется жилым домом и земельным участком до настоящего время. Претензий о порядке пользования данным жилым домом и земельным участком никто не предъявлял.

В судебное заседание не явились представитель ответчика Администрации <адрес>, представитель ответчика Комитета имущественных отношений администрации <адрес>, хотя о времени и месте рассмотрения дела были извещены своевременно и надлежащим образом. Согласно поступившего в суд заявления представитель ответчика Комитета имущественных отношений администрации <адрес> просит рассмотреть дело в его отсутствии.

Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика Администрации <адрес>, представителя ответчика Комитета имущественных отношений администрации <адрес>, о времени и месте рассмотрения дела извещенного своевременно и надлежащим образом.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, свидетеля, исследовав материалы наследственного дела к имуществу ФИО3, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования Золотовского В.В. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе и признания права.

В судебном заседании установлено, что в 1970 году ФИО3 наследовала после смерти ФИО8 жилой дом расположенный по адресу <адрес> (свидетельство о праве наследования по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно сообщению МУП «БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ на основании данных документального фонда: права собственности на жилой <адрес> расположенный по адресу <адрес> зарегистрировано за ФИО3 на основании свидетельства о праве на наследство от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ч. 2 ст.218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Как установлено в судебном заседании ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ.

В силу ст. 1113-1114 ГК РФ ДД.ММ.ГГГГ открылось наследство на имущество, оставшееся после ее смерти.

Согласно ч. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Наследниками по закону к имуществу ФИО3 являлась дочь ФИО1, ФИО9, которые в соответствии со ст. 1153 ГК РФ не обратились с заявлением о принятии наследства. Однако как установлено в судебном заседании после смерти ФИО3 ФИО1 продолжала проживать в <адрес>.

ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ. Согласно сообщения нотариуса Белогорского нотариального округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ наследственного дела к имуществу ФИО1 в производстве нотариуса отсутствует.

ФИО9 умерла ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.

Согласно ст.234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации. До приобретения на имущество права собственности в силу приобретательной давности лицо, владеющее имуществом как своим собственным, имеет право на защиту своего владения против третьих лиц, не являющихся собственниками имущества, а также не имеющих прав на владение им в силу иного предусмотренного законом или договором основания. Лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является. Течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со статьями 301 и 305 настоящего Кодекса, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям.

Согласно статьи 11 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" действие статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации распространяется и на случаи, когда владение имущества началось до 01.01.1995 г. и продолжается в момент введения части первой Гражданского кодекса Российской Федерации.

        Приобретение право собственности в силу приобретательной давности возможно при наличии пяти условий:

    длительность существования владения. Для недвижимости срок владения составляет 15

    лет, а для иного имущества - 5 лет. Длительность владения легитимирует его в глазах окружающих. Потенциальному приобретателю дается право на присоединение сроков (п.3 ст.234 ГК РФ;

    непрерывность. Для того чтобы привести к такому необратимому результату, как

    возникновение права собственности, владение должно существовать непрерывно на протяжении всего срока. Владение, которое то возникает, то прекращается, не порождает разрыва между правом собственности и владением как его социальной видимостью. Потенциальный приобретатель должен доказать, что каждый день в течение всего срока он был владельцем вещи;

    владение вещью "как своей собственной";

    открытость. Окружающие должны иметь возможность наблюдать владение. Сокрытие владельцем своего владения данной вещью является нарушением этого требования.

    добросовестность. Он устанавливает, что потенциальный приобретатель должен владеть добросовестно.

Как установлено в судебном заседании с 1984 года в <адрес> в <адрес> проживает сын ФИО1ФИО4, который

до настоящего времени пользуется домом и земельным участком как своим собственным, несет бремя его содержания, оплачивает налоги, что подтверждается материалами дела и показаниями свидетеля.

Согласно уведомлений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и по <адрес> сведения о правах на спорный жилой дом в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество отсутствуют.

Учитывая, что в судебном заседании установлено, что Золотовский В.В. непрерывно, открыто и добросовестно владеет спорным жилым домом как своим собственным более 15 лет, право собственности на жилой дом не оформлено, суд приходит к выводу о признании права собственности на спорный жилой дом за Золотовским В.В. в силу приобретательной давности.

            Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

        р е ш и л :

    Исковые требования ФИО4 к Комитету имущественных отношений администрации <адрес>, Администрации <адрес> о признании права собственности на жилой дом удовлетворить.

    Признать за ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения право собственности на жилой дом по адресу <адрес>.

         Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Амурский областной суд через Белогорский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

                 Председательствующий судья                          И.А. Сидельникова