Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Белогорский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Сидельниковой И.А.
при секретаре Летник В.А.
с участием истца – Осетрова А.В.
представителя ответчика администрации <адрес> – Туринской М.А., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ
представителя третьего лица МУП «Управление жилищно-коммунального хозяйства» администрации <адрес> – Жукова Е.Н., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Администрации <адрес> о предоставлении жилого помещения
у с т а н о в и л :
Истец обратился в суд с иском о предоставлении жилого помещения, в котором указывает, что с ДД.ММ.ГГГГ проходит службу в ОВД по <адрес> и <адрес> в должности участкового уполномоченного милиции, собственного жилого помещения не имеет. Согласно ст.30 Закона РФ «О милиции» ему и не позднее 6 месяцев с момента вступления в должность должна быть предоставлена жилая площадь в виде отдельной квартиры по установленным законодательствам нормам. ДД.ММ.ГГГГ он обращался в Администрацию <адрес> с заявлением о признании его нуждающемся в жилом помещении и предоставлении жилья, предоставив необходимые документы. ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении жилого помещения было отказано. Просит признать отказ Администрации <адрес> в признании его нуждающимся в жилом помещении и в предоставлении жилого помещения незаконным, обязать Администрацию <адрес> предоставить ему благоустроенное жилое помещение в черте <адрес>, отвечающее установленным требованиям, общей площадью не менее 18 кв.м, по договору социального найма.
В судебном заседании истец настаивает на исковых требованиях, доводы указанные в иске поддерживает, дополнительно пояснил, что обращался в Администрацию города с заявлением о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий, до настоящего времени решение не принято, на его заявление в письме от ДД.ММ.ГГГГ Администрация города ссылается на отсутствие оснований для предоставления ему жилья.
В судебном заседании представитель ответчика исковые требования не признала, суду пояснила, что согласно п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством. В установленном законом порядке истец не признан нуждающимся и малоимущим. Закон «О милиции» Закон «О милиции» предусматривал обеспечение сотрудников милиции жилой площадью, при этом не наделял органы местного самоуправления государственными полномочиями в порядке, предусмотренном законодательством РФ. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. В бюджет муниципального образования <адрес> субвенции на приобретение жилья для сотрудников милиции из федерального бюджета не поступали. Свободных жилых помещением, отвечающих установленным требованиям, общей площадью не менее 18 кв.м, в собственности муниципального образования <адрес> нет. Кроме того, с ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу ФЗ от 07.02.2011г. № 3-ФЗ «О полиции», в соответствии со ст.44 указанного закона обязанность по обеспечению участковых уполномоченных полиции жилым помещением лежит на федеральных органах исполнительной власти в сфере внутренних дел. Истец обращался с заявлением о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий, на данное заявления был дан ответ ДД.ММ.ГГГГ, решение о признании его нуждающимся не принято. Просит в иске отказать.
В судебном заседании представитель третьего лица исковые требования не признал, поддерживает доводы представителя ответчика.
В судебное заседание не явились представитель третьего лица – Комитета имущественных отношений Администрации <адрес>, МУ «Финансовое управление администрации <адрес>», хотя о времен и месте рассмотрения дела были извещены своевременно и надлежащим образом.
Суд с учетом мнения лиц, участвующих в деле, на основании ст.167 ГПК РФ полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ проходи службу в органах внутренних дел в должности участкового уполномоченного милиции ОВД <адрес> и <адрес>
В соответствии с ч.1 ст.30 Закона РФ «О милиции» сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
Согласно Конституции РФ каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40); органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (статья 132); местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (статья 133).
Возложение на органы местного самоуправления обязанности по обеспечению сотрудников милиции жилой площадью, по смыслу статьи 132 (часть 2) Конституции Российской Федерации, предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при осуществлении данной обязанности дополнительных расходов органа местного самоуправления, подлежит обязательному обеспечению федеральным бюджетом и призвано гарантировать право собственности муниципальных образований. При этом не нарушается самостоятельность местного самоуправления в распоряжении местными финансами и бюджетом.
Указанная обязанность органов местного самоуправления касается обеспечения жильем сотрудников милиции, которые находятся на территории муниципального образования. Поскольку содержание и использование муниципального жилищного фонда в силу закона относится к вопросам местного значения, вопросы обеспечения жильем сотрудников милиции, как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имея и общегосударственное и местное значение, подлежат совместному решению государственными органами и органами местного самоуправления.
Права и законные интересы местного самоуправления в этом случае не нарушаются, поскольку обязанности органов местного самоуправления предоставить жилую площадь сотрудникам милиции корреспондирует обязанность Российской Федерации компенсировать из федерального бюджета дополнительные расходы органа местного самоуправления, возникающие при осуществлении им этой обязанности.
Эта позиция была изложена Конституционным Судом РФ в Определении от 8 июля 2004 г. N 303-О "По жалобе Кунгурской городской управы на нарушение конституционных прав и свобод частью первой статьи 35 Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы".
В Определении № 58-О от 15.02.2005г. "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации города Коряжма Архангельской области на нарушение конституционных прав местного самоуправления положением части первой статьи 30 Закона Российской Федерации "О милиции" Конституционный Суд РФ указал, что приведенная правовая позиция КС РФ сохраняет свою силу, носит общий характер и в силу статьи 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" является обязательной для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц. Она в полной мере распространяется на часть первую статьи 30 Закона Российской Федерации "О милиции", обязывающую органы местного самоуправления обеспечивать сотрудников милиции жилой площадью, которая, следовательно, не может рассматриваться как нарушающая самостоятельность и права местного самоуправления и противоречащая Конституции Российской Федерации.
Вытекающая из ст. 30 Закона РФ «О милиции» обязанность органов местного самоуправления, предоставления участковым уполномоченным милиции жилой площади не может расцениваться как нарушающая самостоятельность и права местного самоуправления. Возложение на органы местного самоуправления обязанности по обеспечению участковых уполномоченных милиции жилой площадью предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при её исполнении дополнительных расходов органа местного самоуправления. Данная обязанность не может рассматриваться как отдельное государственное полномочие и имеет как общегосударственное, так и местное значение. Вопросы финансирования касаются отношений между федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления, участниками которых граждане не являются. То обстоятельство, что обеспечение должно производиться за счет средств федерального бюджета, которые не выделяются, либо которых недостаточно для приобретения жилья, не может служить основанием для ограничения прав участковых уполномоченных милиции на обеспечение их жильем органами местного самоуправления.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что обязанность предоставления на условиях социального найма Осетрову А.В., являющимся участковым уполномоченным милиции ОВД по <адрес> и <адрес>, должна быть возложена на Администрацию города.
В судебном заседании установлено, что истец обращался в администрацию <адрес> с заявлением о предоставлении ему жилого помещения на основании ст.30 Закона РФ «О милиции».
В ответе на заявления ответчиком указано, что администрация города не является органом, уполномоченным на предоставление жилых помещений на основании Закона РФ «О милиции», кроме того, не решен вопрос о признании нуждающихся в улучшении жилищных условий и постановке на учет на общих основаниях.
На заявление Осетрова А.В. о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий, так же был дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ, что администрация города не является органом, уполномоченным на предоставление жилых помещений.
Решение о признании его нуждающимся не принято.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что фактически Осетрову А.В. отказано в признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Согласно ч.3 ст.49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Ст.30 Закона РФ «О милиции» закреплена гарантия предоставления жилой площади участковым уполномоченным милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, соответствующими органами не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
Указанная норма предусматривает основания и порядок предоставления жилого помещения именно участковым инспекторам милиции.
Из буквального толкования данной нормы следует, что органы местного самоуправления должны предоставить участковым инспекторам милиции жилое помещение не позднее шести месяцев с момента вступления в должность, именно это условие является основным при решении вопроса о предоставлении жилого помещения такой категории граждан РФ.
Согласно ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
По сообщениям Управления Федеральной регистрационной службы по <адрес>, Бюро технической инвентаризации, Комитета имущественных отношений администрации <адрес>, Управления ЖКХ Осетров А.В. не имеет в собственности жилых помещений, не является нанимателями или членам семьи нанимателя жилых помещением, на владеет жильем на ином законном основании.
Приведенными материалами дела подтверждается нуждаемость истца в жилом помещении.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что отказ администрации в признании Осетрова А.В. нуждающимся в улучшении жилищных условий и в предоставлении ему жилого помещения на условиях социального найма является незаконным.
Как установлено в судебном заседании до настоящего времени орган местного самоуправления не предоставил истцу, в соответствии со ст.30 Закона «О милиции» жилую площадь.
Согласно ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
В соответствии ч. 2 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Согласно ч. 1-2 ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Норма предоставления устанавливаются органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Согласно п.5 ст.7 Закона Амурской области от 01.09.2005г. № 38-ОЗ "О жилищной политике в Амурской области" для граждан, которым предоставляются жилые помещения из государственного жилищного фонда области по договору социального найма и единовременные субсидии, устанавливаются учетная норма в размере 15 кв метров общей площади жилого помещения на одного человека и норма предоставления общей площади в размере: 33 кв. метра - для одиноко проживающих граждан; 42 кв. метра - на семью из 2 человек; 18 кв. метров - на каждого члена семьи при численности семьи 3 и более человек.
Постановлением администрации г. Белогорска от 30 ноября 2005 № 1446 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилых помещений» для предоставления жилых помещений по договорам социального найма установлена норма предоставления общей площади жилого помещения в размере 18 кв. м. на одного человека.
Учитывая, указанные нормы права, положения ст.30 Закона «О милиции», что Осетров А.В. является работником ОВД <адрес> и <адрес> расположенного на территории муниципального образования <адрес>, суд приходит к выводу, что Осетрову А.В. подлежит предоставлению в черте <адрес> жилое помещение общей площадью не менее 18 кв.м на условиях социального найма.
Довод ответчика о том, что с 01.03.2011г. вступил в силу ФЗ от 07.02.2011г. № 3-ФЗ «О полиции», в соответствии со ст.44 указанного федерального закона обязанность по обеспечению участковых уполномоченных полиции жилым помещением лежит на федеральных органах исполнительной власти в сфере внутренних дел, суд находит необоснованным по следующим основаниям.
Согласно ст. 56 ФЗ «О полиции» настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2011 года.
В силу п.1 ст.4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Таким образом, в качестве общего правила новый закон применяется лишь к отношениям, возникшим после введения его в действие, и соответственно обратной силы не имеет.
В связи с чем применения закона «О полиции» возможно лишь к отношениям возникшим после 01 марта 2011г.
В силу п. 2 ст. 4 ГК РФ к правам и обязанностям, возникшим до введения в действие нового закона, в том числе тем из них, которые по каким-либо причинам оказались не осуществленными (не исполненными) на момент введения в действие нового закона, применяется ранее действовавшее законодательство.
Право Осетрова А.В. на получение от органов местного самоуправления жилого помещения как участковому инспектору милиции, возникло до вступления в законную силу закона «О полиции», в период действия закона «О милиции».
До настоящего времени свое право на жилье, гарантированное ему Законом РФ «О милиции», осетров А.В. не реализовал, введение в действие ФЗ «О полиции» не может являться основанием ограничения прав истца, на реализацию которых он имеет право.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования ФИО2 к Администрации <адрес> о предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Признать отказ Администрации <адрес> в признании ФИО2 нуждающимися в улучшении жилищных условий и в предоставлении жилого помещения незаконным.
Обязать Администрацию <адрес> предоставить ФИО1 жилое помещение в черте <адрес>, общей площадью не менее 18 кв.м, на условиях социального найма.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Амурский областной суд через Белогорский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий судья И.А. Сидельникова