признание постановления администрации незаконным



(...)

        Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ                                                                                             (...)

    <адрес> городской суд <адрес> в составе:

    председательствующего судьи Коханчик Д.В.,

    при секретаре судебного заседания Немцевой С.О.,

    с участием представителя истца - помощника прокурора <адрес> Жидковой Н.Ю.,

    истца – Черных А.И.,

    представителя ответчика – Зиньковского Д.В., действующего на основании доверенности,

    третьего лица Черных Ю.А.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

    прокурора (...) действующего в интересах Черных А.И. к администрации (...) о признании постановления администрации (...) незаконным и обязании признании нуждающейся в жилом помещении,

У С Т А Н О В И Л :

прокурор <адрес>, действующий в интересах Черных А.И. предъявил иск к администрации <адрес> в котором просит признать постановление администрации <адрес> области от ДД.ММ.ГГГГ. в части отказа Черных А.И. в признании ее нуждающейся в предоставлении жилого помещения - незаконным. Обязать ответчика признать Черных А.И. нуждающейся в жилом помещении и поставить ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий для предоставления и использования социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в рамках Закона Амурской области от 18.01.2007 №284-ОЗ «О социальной поддержке по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей – инвалидов, проживающих на территории Амурской области».

        Свое требование прокурор (...) мотивирует тем, что в прокуратуру (...) поступило обращение Черных А.И. о проверке законности отказа администрации (...) в признании ее нуждающейся в жилом помещении для участия в долгосрочной целевой программе «Социальная работа с ветеранами (инвалидами) Великий Отечественной Войны, боевых действий, военной службы и семьями погибших (умерших) участников Великой Отечественной Войны и боевых действий в Амурской области на 2009-2011 годы». (...)

(...)

В феврале ДД.ММ.ГГГГ Черных А.И., (...), обратилась в администрацию (...) с заявлением о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий для получения социальной выплаты на приобретение (строительства) жилья по долгосрочной целевой программе «Социальная работа с ветеранами (инвалидами) ВОВ, боевых действий, военной службы и семьями погибших (умерших) участников ВОВ и боевых действий в Амурской области на 2009-2011 годы».

Постановлением администрации (...) от ДД.ММ.ГГГГ. Черных А.И. отказано в признании ее нуждающейся в жилом помещении. Согласно ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении. (...). Поскольку администрацией (...) указанным решением нарушены права Черных Л.И. па приобретение жилого помещения в рамках реализации Закона Амурской области от 18 января 2007 №284-ОЗ «О социальной поддержке по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территории Амурской области», прокурор в соответствии со ст. 45 ГПК РФ обратился с настоящим иском в защиту интересов Черных А.И.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора (...) Жидкова Н.Ю. настаивает на исковых требованиях, доводы, указанные в иске поддерживает. Вместе с тем добавила, что актом обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ. муниципальная комиссия признала дом <адрес> Черных А.И. не соответствующим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.

В судебном заседании истец Черных А.И. настаивает на исковых требованиях, доводы, указанные в иске поддерживает, дополнительно суду пояснила, что она одна проживает в <адрес>. (...) Собственником указанного дома является Черных Ю.А., указанный дом перешел Черных Ю.А. (...) Сейчас ей тяжело одной проживать в доме, так как приходиться его отапливать, носить воду, (...) Считает, что ей положено жилое помещение (...).

В судебном заседании представитель ответчика администрации (...) Зиньковский Д.В., действующий на основании доверенности исковые требования не признал, суду пояснил, что постановлением администрации (...) от ДД.ММ.ГГГГ. Черных А.И. в признании нуждающейся в жилом помещении для участия в целевой программе «Социальная работа с ветеранами (инвалидами) Великой Отечественной Войны, боевых действий, военной службы и семьями погибших (умерших) участников Великой Отечественной Войны и боевых действий в Амурской области на 2009-2011гг» в соответствии с п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ, п.2 ч.1 ст.6 Закона Амурской области от 01.09.2005 № 38-ОЗ «О жилищной политике в Амурской области» отказано, так как является членом семьи собственника жилого помещения, обеспечена общей площадью на одного члена семьи более учетной (15 кв.м.) нормы. В связи, с чем отказ является законным и обоснованным, просит в иске отказать.

(...)

В судебное заседание не явился представитель третьего лица Управления ЖКХ администрации (...) о времени и месте рассмотрения дела был извещен своевременно и надлежащим образом.

Суд, с учетом мнения лиц участвующих в деле, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица, извещенного о времени и месте судебного заседания.

(...)

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Из материалов дела следует, что основанием для подачи настоящего иска прокурором явилось письменное обращение в прокуратуру (...) Черных А.И. ДД.ММ.ГГГГ года.

В связи с чем, суд приходит к выводу, что прокурор вправе обратиться в суд с иском в защиту прав и свобод Черных А.И..

(...)

Согласно п.4 ч.1 ст.21 ФЗ «О ветеранах», установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие), меры социальной поддержки, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются меры социальной поддержки в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Приведенная норма вводит императивное правило об обеспечении указанных категорий граждан независимо от их имущественного положения.

Имущественное положение гражданина следует определять как наличие (отсутствие) у него материальных объектов гражданских прав – вещей, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права.

В силу ст.23.2 ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Постановлением Правительства Амурской области от 27.05.2009г. № 221 утверждена Долгосрочная целевая программа «Социальная работа с ветеранами (инвалидами) Великой Отечественной войны, боевых действий, военной службы и семьями погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны и боевых действий в Амурской области на 2009-2011 годы».

Согласно разделу V Программы предоставление в 2010-2011 годах социальных выплат на улучшение жилищных условий членам семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий осуществляется в соответствии с порядком и на условиях, установленных постановлением Правительства области.

Порядок предоставления социальной выплаты членам семьи умерших ветеранов утвержден постановлением Правительства Амурской области от 30.07.2009г. № 325.

Применительно к настоящему Порядку под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются граждане, поставленные на учет в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также граждане, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 01 июля 2009 года по основаниям, установленным статьей 6 Закона Амурской области от 01 сентября 2005 г. N 38-ОЗ "О жилищной политике в Амурской области", для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (п.4).

Согласно ст.1 Закона Амурской области от 18 января 2007 г. N284-ОЗ "О социальной поддержке по обеспечению жильем ветеранов, инвалидови семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территорииАмурской области" признание граждан, указанных в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства по основаниям, установленным статьей 6 Закона Амурской области "О жилищной политике в Амурской области".

Согласно ст.51 ЖК РФ, ч.1 ст.6 Закона Амурской области от 01.09.2005г. № 38-ОЗ "О жилищной политике в Амурской области" гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющие иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, в том числе инвалиды, страдающие тяжелой формой хронического заболевания, предусмотренного перечнем, установленным Правительством Российской Федерации.

Таким образом, исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий установлен статьей 51 Жилищного кодекса РФ.

Вместе с тем признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий могут быть указанные в статье 49 Жилищного кодекса РФ категории граждан. К ним относятся: малоимущие; иные определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан и иностранные граждане, лица без гражданства в силу прямого указания международного договора.

Таким образом, ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, подлежат обеспечению жильем как иные категории граждан определенные Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", поэтому необходимость признания указанных категорий граждан малоимущими, в целях обеспечения их жильем, отсутствует.

    В соответствии со с ч. 5 ст. 7 Закона АО № 38-ОЗ от 01.09.2009г. установлена учетная норма для граждан, которым предоставляются жилые помещения из государственного жилищного фонда области по договору социального найма и единовременные субсидии, в размере 15 кв.м.в общей площади жилого помещения на одного человека.

(...) Черных А.И. ДД.ММ.ГГГГ. обратилась в Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации (...) с заявлением о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий для получения социальной выплаты на приобретение жилья согласно закону Амурской области «О социальной поддержке по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей – инвалидов, проживающих на территории Амурской области».

Рассмотрев заявление Черных А.И. от ДД.ММ.ГГГГ. постановлением администрации (...) от ДД.ММ.ГГГГ было отказано в признании нуждающейся в жилом помещении для участия в целевой программе в соответствии с п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ, п.2 ч.1 ст.6 Закона Амурской области от 01.09.2005 № 38-ОЗ «О жилищной политике в Амурской области» так как является членом семьи собственника жилого помещения, обеспечена общей площадью на одного члена семьи более учетной (15 кв.м.) нормы.

(...)

(...)

Вместе с тем вселение Черных А.И в <адрес> состоялось в ДД.ММ.ГГГГ. Указанный дом был построен (...) Ч.А.А., который в последующем перешел (...) Черных Ю.А., в связи, с чем Черных А.И. вселившись в указанный дом, приобрела только право пользования жилым помещением, которое в настоящее время обусловлено волеизъявлением собственника в силу ст.31 ЖК РФ.

Более того, суд учитывает то обстоятельство, что Черных Ю.А. являясь собственником дома, в котором проживает Черных А.И. вправе распоряжаться указанным жилым помещением по своему усмотрению, отчуждение дома его собственником приведет к прекращению права пользования квартирой Черных А.И и отсутствию у нее жилого помещения.

(...)

(...)

Из ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ следует, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Из п. 11 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" следует, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из следующего: членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.

(...)

(...)

(...)

(...)

(...)

(...)

(...)

Согласно п. 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".

На основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, органом местного самоуправления образовывается комиссия, которая проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и дает заключение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания.

    В судебном заседании третье лицо Черных Ю.А. пояснил, что полностью согласен с заключением муниципальной комиссии о том, что <адрес> является непригодным для проживания, так как это соответствует действительности.

Таким образом, суд полагает, что администрацией (...) Черных А.И. преждевременно было отказано в признании ее нуждающейся в жилом помещении. Более того суд учитывает, что при обращении в УЖКХ администрации (...) с заявлением о признании ее нуждающейся в жилом помещении, Черных А.И. не имела специального образования в сфере жилищных правоотношений и юриспруденции, а также исходя из предположения об отсутствии у нее специальных познаний, следуя основным началам гражданского законодательства, суд, оценив обстоятельства в своей совокупности, полагает, что Черных А.И. в заявлении вместо членов семьи указала лиц зарегистрированных в доме в котором она проживает, что Черных А.И. не оспаривала в судебном заседании. Также пояснив, что указанное заявление она сама не писала, так как в силу возраста сама этого сделать не имеет возможности.

Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище.

Согласно ст. 7 Конституции РФ установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В силу ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.

Права и свободы человека и гражданина в РФ согласно ст.18 Конституции РФ являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Средства на реализацию передаваемых субъектам РФ полномочий по обеспечению жильем членов семьи умершего участника ВОВ в силу ст.23.2 ФЗ «О ветеранах» предусмотрены в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Таким образом, обеспечение членов семьи умершего участника ВОВ жильем относится к расходным обязательствам Российской Федерации. Государство не может произвольно уменьшать обусловленный особым статусом ветеранов ВОВ, выполнивших свой воинский долг и имеющих заслуги перед Отечеством, объем гарантированных им социальных гарантий.

Обеспечение членов семьи умершего ВОВ жильем должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предсказуемость политики в социальной сфере.

Указом Президента РФ от 07.05.1008г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 годов» предусмотрено обеспечение жильем ветеранов ВОВ с целью отдать дань глубокого уважения указанным гражданам РФ.

Учитывая установленные обстоятельства дела, указанные нормы права, суд приходит к выводу, что Черных А.И. является нуждающейся в улучшении жилищных условий, поэтому отказ в признании истца нуждающейся в жилье является незаконным.

C учетом цели признания истца нуждающейся в улучшении жилищных условий, положения программы «Социальная работа с ветеранами (инвалидами) Великой Отечественной войны, боевых действий, военной службы и семьями погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны и боевых действий в Амурской области на 2009-2011 годы», норм ЖК РФ, Закона Амурской области от 01 сентября 2005 г. N 38-ОЗ "О жилищной политике в Амурской области" администрация г.Белогорска обязана поставить Черных А.И. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий для предоставления и использования социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в рамках Закона Амурской области от 18 января 2007 №284-ОЗ «О социальной поддержке по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей – инвалидов, проживающих на территории Амурской области».

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

    Р Е Ш И Л :

признать постановление администрации (...) от          ДД.ММ.ГГГГ. в части отказа Черных А.И. в признании ее нуждающейся в предоставлении жилого помещения - незаконным.

            Обязать администрацию (...) признать Черных А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения нуждающейся в жилом помещении и поставить ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий для предоставления и использования социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в рамках Закона Амурской области от 18 января 2007 №284-ОЗ «О социальной поддержке по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей – инвалидов, проживающих на территории Амурской области».

            Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в (...) областной суд через (...) городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

            Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

    Председательствующий судья                                                                    Д.В. Коханчик