о взыскании районного коэффициента



Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<дата>                                               <адрес>

Белогорский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Лисниченко Д. А.,

при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФБУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по <адрес> (Якутия)» о взыскании районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратилась в суд с настоящим иском, указав, что приказом Министра обороны РФ от <дата> «Об упорядочении условий оплаты труда гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации» определено, что гражданскому персоналу отдельных органов Министерства обороны РФ с <дата> выплачивается материальная помощь (пп. а, п. 2 приказа МО РФ от 2001 года ), которая утверждается в ежегодном фонде оплаты труда гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации (пп. в п. 2 Приказа МО РФ). Так же в соответствии с пп. г п. 2 Приказа МО РФ 2001 года , данный фонд оплаты труда должен формироваться и в последующем выплачиваться с учетом районного коэффициента, а также с учетом процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям. Однако в нарушение требований Приказа МО РФ, бухгалтером ФБУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по <адрес> (Якутия)» (далее ФБУ) начисление и выплату материальной помощи производит без учета районного коэффициента и процентной надбавки. Приказом Министра обороны от <дата> войсковая часть зачислена на финансовое обеспечение в ФБУ. В связи с чем, просит суд взыскать с ФБУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по <адрес> (Якутия)» сумму перерасчета материальной помощи за 2011 год в полном соответствии с установленными требованиями, т.е. с учетом районного коэффициента и процентной надбавки и выплатить ей рубля копейки.

В судебное заседание не явились истец, представитель ответчика, представитель третьего лица, которые о времени и месте рассмотрения дела были извещены своевременно и надлежащим образом. Согласно поступивших от них заявлений просят рассмотреть дело без их участия.

Суд, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Согласно поступившего от представителя ответчика – ФБУ письменного отзыва, ответчик просит суд отказать в удовлетворении исковых требований в связи с тем, что в соответствии и разъяснениями министерства труда и социального развития РФ от <дата> пункта 3 постановления Правительства РФ от <дата> в редакции от <дата> «Об упорядочении условий оплаты труда работников отдельных органов федеральных органов исполнительной власти, выполняющих задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства», «Работникам отдельных органов производится иные выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами, а также выплачивается материальная помощь», районный коэффициент и процентная надбавка на материальную помощь гражданскому персоналу не начисляется. Приказ Министерства обороны РФ от <дата> в редакции от <дата> «Об упорядочении условий оплаты труда гражданского персонала отдельных органов Министерств обороны Российской Федерации», определяющий систему оплаты труда истца в преамбуле содержит следующий текст: «Во исполнение Постановления Правительства РФ от <дата> году «Об упорядочении условий оплаты труда работников отдельных органов федеральных органов исполнительной власти, выполняющих задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства».

Представитель третьего лица - войсковой части ФИО3 в своем заявлении указал, что согласен с требованиями истца, считает, что надлежащим ответчиком по делу является ФБУ, так как командир войсковой части по заявлению истца издал приказ о выплате ей материальной помощи за 2011 год в соответствии с приказом Минобороны России года, в п.п. «г» п. 2 которого указано, что материальная помощь входящая в состав фонда оплаты труда гражданского персонала отдельных органов МО РФ, должна выплачиваться с учетом надбавок, перечисленных в данном пункте. Копия приказа своевременно представлена в ФБУ для начисления и производства выплаты.

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено и подтверждается справкой Врио начальника канцелярии войсковой части приказом командира войсковой части от <дата>, а также трудовым договором от <дата>, ФИО1 работает с <дата> в войсковой части в должности ведущего инженера административно-хозяйственного отдела.

Согласно ст. 135 ТК РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Согласно п. 5 трудового договора от <дата>, заключенного между командиров войсковой части и ФИО1, истцу выплачивается должностной оклад в размере рубля в месяц, районный коэффициент к заработной плате в размере 30%, процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям в размере 20%, а также материальная помощь в размере двух должностных окладов.

В соответствии со ст.56 ТК РФ, трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Согласно ст. 61 ТК РФ, трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем, если иное не установлено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или трудовым договором, либо со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя.

Согласно ст. 148 ТК РФ, оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

При этом работа в местностях с тяжелыми климатическими условиями является самостоятельным основанием для установления повышенной оплаты труда. Повышение оплаты производится на основе районных коэффициентов и надбавок к заработной плате тем, кто работает в регионах с неблагоприятными климатическими условиями.

Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от <дата> «Об упорядочении условий оплаты труда работников отдельных органов федеральных органов исполнительной власти, выполняющих задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства», предусмотрено, что условия выплаты ежемесячной надбавки за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы, ежемесячной надбавки за выслугу лет и премий устанавливаются руководителями федеральных органов исполнительной власти.

Работникам отдельных органов производятся иные выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами, а также выплачивается материальная помощь.

Во исполнение данного Постановления, Министерством обороны РФ был издан приказ от <дата> «Об упорядочении условий оплаты труда гражданского персонала отдельных органов Министерства Обороны Российской Федерации» (далее Приказ МО РФ).

В соответствии с пп. а п.2 Приказа МО РФ, приказано выплачивать с <дата> гражданскому персоналу отдельных органов МО РФ должностные оклады в размерах, утвержденных настоящим приказом, с соблюдением фонда штатно-должностных окладов, ежемесячную надбавку за сложность, напряженность, высокие показатели в труде и специальный режим, премии по результатам работы, материальную помощь, ежемесячные процентные надбавки к должностному окладу лиц гражданского персонала, ежемесячное денежное поощрение.

В пп. в п.2 Приказа МО РФ, установлено ежегодное утверждение фонда оплаты труда гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны РФ, предусматривая сверх суммы средств, направляемых для выплат им должностных окладов, средств на выплату (в расчете на год):

ежемесячной надбавки за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы – в размере 4 должностных окладов;

ежемесячной надбавки за выслугу лет - в размере 3 должностных окладов,

премий по результатам работы – в размере 3 должностных окладов,

материальной помощи - в размере 2 должностных окладов.

В соответствии с пп. г п. 2 Приказа МО РФ, предусмотрено, что формирование фонда оплаты труда осуществляется с учетом: районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, а также процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, по смыслу указанных норм, действующих в системной связи друг с другом, суд делает вывод, что материальная помощь должна выплачиваться с учетом надбавок, указанных в пп. г п. 2 Приказа МО РФ.

В судебном заседании установлено, что на основании приказа командира войсковой части (по строевой части) от <дата> ведущему инженеру аминистративно-хозяйственного отделения ФИО1 была выплачена материальная помощь, предусмотренная приказом МО РФ за 2010 год в размере двух должностных окладов, в сумме рубля, без учета районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, что подтверждается платежной ведомостью и расчетным листом истца.

Истцом в обоснование своих требований представлена справка-расчет материальной помощи за 2011 г., из которого следует, что материальная помощь с учетом районного коэффициента и надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям составляет рублей, которая судом проверена, признана обоснованной и принимается за основу.

Истицей в январе 2011 года получена материальная помощь в размере двух окладов – рубля копейки.

Таким образом, ФИО1 не выплачена сумма в размере рубля копейки.

Как следует из материалов гражданского дела, на основании Приказа начальника аппарата Министерства обороны РФ от <дата> «О зачислении на финансовое обеспечение воинских частей и учреждений Министерства обороны РФ», войсковая часть 02492 зачисляется с первого января 2011 года на финансовое обеспечение в ФБУ без открытия лицевых счетов в органах казначейства. В целях организации финансово- экономического обеспечения войсковой части 02492 в переделах бюджетных ассигнований по бюджетной смете, утверждённой в установленном порядке Министерством обороны РФ, войсковая часть 02492 заключила договор от <дата> на обслуживание ФБУ. Так, согласно п. 1.2 названного договора, финансовое - экономическое обеспечение включает в себя в том числе: планирование и получение бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств у вышестоящего распорядителя бюджетных средств для осуществления следующих расходов – денежное довольствие, заработная плата и другие установленные законодательством виды выплат личному составу; начисление и своевременное обеспечение личного состава денежным довольствием, заработной платой и другими установленными выплатами путём зачисления средств на лицевые счета, банковские карты личного состава или иным порядком, установленным Министерством обороны РФ.

В соответствии со ст. 22 ТК РФ, на работодателя возложена обязанность выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с ТК РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

Работодатель истца в лице войсковой части 02492, заключив с ФБУ договор от <дата> на обслуживание, выполнил свои обязанности, по выплате истцу заработной плате.

В ходе судебного разбирательства истцом было заявлено ходатайство о замене ненадлежащего ответчика войсковой части на надлежащего ФБУ, обосновав это тем, что в связи с упразднением в войсковой части финансового органа и зачислением указанной части на финансовое обеспечение ФБУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по <адрес> (Якутия)», следовательно заявленный ответчик является ненадлежащим по настоящему гражданскому делу.

Таким образом, суд считает установленным тот факт, что взыскание в пользу истца суммы перерасчета материальной помощи должно быть возложено на ФБУ.

В своих письменных возражениях на исковые требования представитель ответчика – ФБУ, приводил доводы со ссылкой на разъяснения Министерства труда и социального развития РФ от <дата> пункта 3 постановления правительства РФ от <дата> в редакции от <дата> «Об упорядочении условий оплаты труда работников отдельных органов федеральных органов исполнительной власти, выполняющих задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства», согласно которых, районный коэффициент и процентная надбавка на материальную помощь гражданскому персоналу не начисляется.

Рассматривая указанные возражения ответчика, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с положениями постановления Пленума Верховного суда РФ от <дата> «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ», содержащимися в пункте 9, при рассмотрении трудовых дел суду следует учитывать, что в силу частей 1 и 4 статьи 15, статьи 120 Конституции РФ, статьи 5 ТК РФ, части 1 статьи 11 ГПК РФ суд обязан разрешать дела на основании Конституции РФ, Трудового кодекса РФ, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также на основании общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, являющихся составной частью ее правовой системы.

Данный спор вытекает из трудовых правоотношений, поскольку данные отношения основаны на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст. 15 ТК РФ), что также подтверждается выпиской из приказа командира войсковой части от <дата> , трудовым договором от <дата>, заключённым между истцом и в/ч .

Из вышеизложенного следует, что разъяснения Министерства труда и социального развития РФ от <дата> положений постановления правительства РФ от <дата> в редакции от <дата> «Об упорядочении условий оплаты труда работников отдельных органов федеральных органов исполнительной власти, выполняющих задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства» не является нормативно-правовым актом, содержащим нормы трудового права, и как следствие не может быть применён судом при вынесении настоящего решения.

    При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования ФИО1 к ФБУ о взыскании районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям подлежат удовлетворению в полном объеме.

Учитывая, что истец в силу положений п. 1 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, с ФБУ, на основании ст. 103 ГПК РФ подлежит взысканию государственная пошлина пропорционально удовлетворенной части исковых требований имущественного характера в размере, действующем на момент подачи искового заявления в суд в сумме рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Взыскать с Федерального бюджетного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес> и <адрес> (Якутия)» в пользу ФИО1 сумму перерасчета по материальной помощи за 2011 год в размере рубля копейки.

Взыскать с Федерального бюджетного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес> и <адрес> (Якутия)» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Амурский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий:                        Д. А. Лисниченко