О признании права собственности



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<дата> <адрес>

Белогорский городской суд в составе

председательствующего судьи Факеевой Л.Е.,

при секретаре Дорониной Ю.Ю.,

с участием истца Корнейчука С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Корнейчук С.А. к Администрации <адрес> о признании права собственности,

у с т а н о в и л:

Корнейчук С.А. обратился в суд с настоящим иском, указав, что в 1991 году на основании разрешения на строительство, выданного Администрацией <адрес>, им был построен гараж площадью 26,4 кв.м на <адрес>. Свыше 15 лет он пользуется указанным гаражом, оплачивает электроэнергию. Земельный участок поставлен на кадастровый учет, им оформлены технический, кадастровый паспорта на гараж; постройка соответствует строительным и техническим норма и правилам, им получены согласования уполномоченных органов и организаций. Просит суд на основании ст.222 ГК РФ признать за ним право собственности на гараж площадью 26,4 кв.м, расположенный по <адрес>, кадастровый номер .

В судебном заседании Корнейчук С.А. доводы иска поддержал и пояснил, что в 1991 году с согласия командира войсковой части З*. на земельном участке, принадлежащем Министерству обороны РФ, им был построен гараж площадью 26,4 кв.м на <адрес>. Разрешение на строительство гаража и документы на земельный участком у него отсутствуют. Учитывая, что постройка соответствует установленным требованиям и правилам, что подтверждается согласованиями соответствующих органов; им за свой счет оформлены документы на гараж, земельный участок, просит суд признать за ним право собственности на гараж площадью 26,4 кв.м по <адрес> кадастровый номер .

Представитель ответчика Администрации <адрес> представил письменный отзыв на иск, в котором указал, что учитывая, что причиненные муниципальному образованию <адрес> самовольным занятием земельного участка убытки Корнейчуком С.А. возмещены, признание права собственности на спорный гараж не нарушает прав и законных интересов МО <адрес>.

Третье лицо – ТУ Росимущества в <адрес> – в письменном отзыве возражал против иска, ссылаясь на то обстоятельство, что гараж является самовольной постройкой, возведен на земельном участке, не отведенном для этих целей, истец не является правообладателем земельного участка, на котором расположен гараж, поэтому за истцом не может быть признано право собственности на постройку.

Представитель третьего лица Минимущества <адрес> – в письменном отзыве на иск указал, что земельный участок, на котором расположен гараж, не находится в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании истца, поэтому гараж является самовольной постройкой.

В судебное заседание представители ответчика, третьих лиц не явились, просили о рассмотрении дела в их отсутствие. Суд на основании ст.167 ГПК РФ полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся.

Выслушав истца, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Предметом спора являются права на недвижимое имущество – гараж площадью 26,4 кв.м кадастровый номер , расположенный на земельном участке с кадастровым номером .

Корнейчук С.А, ссылаясь на то обстоятельство, что гараж является самовольной постройкой, убытки за которую им возмещены Комитету имущественных отношений Администрации <адрес>, при этом постройка соответствует установленным нормам и правилам, заявил требование о признании за ним права собственности на спорный гараж.

Из материалов дела следует, что гараж с кадастровым номером расположен на <адрес> на земельном участке с кадастровым номером .

Из пояснений истца в судебном заседании следует, что земельный участок под строительство гаража был предоставлен ему командиром войсковой части З*. из числа земель, принадлежащих Министерству обороны РФ, в 1991 году. При этом доказательств, подтверждающих, каким образом земельный участок под гаражом был отведен ему, Корнейчуку С.А., истец суду не привел.

До 1990 года основной формой осуществления гражданами права владения и пользования земельными участками было постоянное (бессрочное) пользование, что имело целью гарантировать им устойчивость прав на землю и находящуюся на ней другую недвижимость (п.2 Постановления КС РФ № 16-П от 13.12.2001г.).

По сообщению Администрации <адрес> сведения о выдаче Корнейчуку С.А. разрешения на строительство гараж в районе <адрес> отсутствуют.

Согласно п.1.6 кадастрового паспорта здания гаража от <дата> ввод в эксплуатацию (завершение строительства) осуществлено в 1993году, предоставление и выдел земельного участка под строительство гаража не осуществлялся. Таким образом, гараж является самовольной постройкой.

В силу ч.1 ст.222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Строительство гаража на не отведенном для этих целей земельном участке подтверждается Актом, подтверждающим факт использования земельного участка от <дата>, согласно которому за пользование земельным участком истцу надлежит оплатить убытки в сумме 411р. 95к.

Технический паспорт на гараж не является документом, подтверждающим законность постройки, поскольку в соответствии с Инструкцией о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной Приказом Минземстроя РФ от 04.08.1998 г. N 37, только отражает сведения технической инвентаризации объекта.

Согласно кадастровому паспорту на гараж, постройка гаража осуществлена в 1993 году, в период действия редакции ч.3 ст.222 ГК РФ, согласно которой право собственности на самовольную постройку могло быть признано судом за лицом, осуществившим постройку на не принадлежащем ему земельном участке, при условии, что данный участок будет в установленном порядке предоставлен этому лицу под возведенную постройку.

Однако при разрешении спора применению подлежат положения п.3 ст.222 ГК РФ в той редакции, которая действует на момент принятия решения суда (п.31 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ № 10/22 от 29.04.2010г.).

Действующая редакция ч.3 ст.222 ГК РФ предусматривает, что право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Согласно ст.264 ГК РФ земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.

Если земельный участок предоставлен гражданину до введения в действие Земельного кодекса РФ, при решении вопроса о признании права собственности на самовольную постройку необходимо учитывать положения п. 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года, N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ".

Указанной нормой предусмотрено, что если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.

Корнейчук С.А. собственником земельного участка с кадастровым номером , на котором расположен спорный гараж, не является; в установленном законом порядке указанный земельный участок Корнейчуку С.А. не отводился, что свидетельствует о нарушении прав на земельный участок его собственника – МО <адрес> – по владению, пользованию и распоряжению этим участком. Акт, свидетельство или другой документ, устанавливающие или удостоверяющие право Корнейчука С.А. на земельный участок, на котором расположен гараж, или основания предоставления ему земельного участка, истцом суду не представлены.

Истец не обладает правом пожизненного наследуемого владения, то есть правом владения и пользования земельным участком, передаваемым по наследству; не приобрел право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, на котором расположен гараж.

Согласно кадастровому паспорту на земельный участок от <дата> разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером – под гараж, что свидетельствует об использовании земельного участка по назначению, однако сведения о правах на земельный участок в кадастровом паспорте отсутствуют.

В соответствии со ст.2 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.

В Государственном кадастре недвижимости указываются сведения о правах на земельный участок, в том числе на те, которые возникли до вступления в силу ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», и не были зарегистрированы в порядке, установленном данным Законом.

Согласно п.8 ч.2 ст.7 Закона в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в частности, сведения о вещных правах на объект недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости.

В соответствии с п.8 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 04.02.2010г. № 42, запись об объекте недвижимости в Реестре содержит, в частности, сведения о вещных правах с указанием вида права; размера доли в праве; сведений о правообладателях: в отношении физического лица - фамилии, имени и отчества (отчество указывается при наличии), наименования и реквизитов документа, удостоверяющего личность, адреса постоянного места жительства или преимущественного пребывания; даты регистрации возникновения или перехода права.

Согласно ч.1 ст.45 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастровый учет или государственный технический учет объектов недвижимости, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В государственном кадастре недвижимости сведения о правах истца на земельный участок с кадастровым номером по <адрес>, в том числе возникших до вступления в силу ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», отсутствуют.

Имеющийся в материалах дела Акт, подтверждающий факт использования земельного участка, к числу документов, свидетельствующих о предоставлении Крнейчуку С.А. земельного участка в собственность или постоянное (бессрочное) пользование не относятся, и доказательствами законности владения истцом земельным участом не являются.

Указанные документы подтверждают факт использования Корнейчуком С.А. земельного участка, на котором расположен спорный гараж, без законных к тому оснований, а также обязанность Корнейчука С.А. возместить причиненные собственнику земельного участка убытки на основании ст.65 ЗК РФ, в силу которой использование земли в Российской Федерации является платным.

В силу ч.2 ст.222 ГК РФ лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Учитывая отсутствие у Корнейчука С.А. в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании земельного участка, на котором расположен спорный гараж; отсутствие каких-либо доказательств, подтверждающих отвод земельного участка в установленном порядке, оснований для удовлетворения требования о признании за истцом права собственности на гараж как на самовольную постройку нет.

В исковом заявлении Корнейчук С.А. указал, что пользуется гаражом в течение 15 лет.

В соответствии с ч.1 ст.234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).

Однако, приобретательная давность не может распространяться на случаи, когда в качестве объекта владения и пользования выступает самовольно возведенное строение, расположенное на неправомерно занимаемом земельном участке (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2003 г. (по гражданским делам).

Требований о признании за ним права собственности на гараж на ином основании, и доказательств, подтверждающих иное основание возникновения у истца права собственности, Корнейчуком С.А. суду не представлено, тогда как в силу ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении иска Корнейчук С.А. к Администрации <адрес> о признании права собственности отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено <дата>.

Судья Л.Е.Факеева