О взыскании денежной суммы



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<дата> <адрес>

Белогорский городской суд в составе

председательствующего судьи Факеевой. Е.,

при секретаре Дорониной Ю.Ю.,

с участием представителя соответчика Военного комиссариата по <адрес> Буяра Г.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Шумай И.И. к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес> и <адрес>, Военному комиссариату <адрес> о взыскании денежной суммы,

у с т а н о в и л:

Шумай И.И. обратился в суд с настоящим иском, указав, что проходил военную службу в войсковой части <адрес>, при увольнении ему не выплачена денежная компенсация за санаторно-курортное лечение дочери К*., <дата> года рождения, за 2010 год в сумме ххх. Все необходимые для выплаты документы им были представлены в в/ч <адрес>, до настоящего времени компенсация ему не выплачена. В ответ на его обращение военный прокурор сообщил, что документы на выплаты направлены в ФКУ УФО МО РФ по <адрес>, где ему сообщили, что выплаты должны производиться военным комиссариатом. Поскольку войсковая часть обязана была при увольнении выплатить ему компенсацию, просит суд взыскать с УФО по <адрес> в его пользу указанную компенсацию в сумме ххх.

Определением суда от <дата> к участию в деле в качестве третьего лица привлечена войсковая часть <адрес>.

<дата> судом к участию в деле в качестве соответчика привлечен Военный комиссариат <адрес>.

В письменном отзыве на иск представитель ответчика ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес> и <адрес> указал, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004г. № 911 «О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей» военнослужащим и сотрудникам выплата осуществляется по месту получения ими денежного довольствия, прочим лицам, имеющим право на получение выплат, указанных в п.1 правил, - по месту получения ими пенсии. ФКУ «УФО МО РФ по <адрес> и <адрес> осуществляет финансово-экономическое обслуживание на основании представленных документов, необходимых для начисления денежного довольствия. Приказ командира в/ч <адрес> на производство истцу выплаты денежной компенсации в сумме ххх в учреждение не поступал. Единовременные дополнительные выплаты выплачиваются, если обращение за их получением последовало до истечения трех лет со дня возникновения права на них. Обязанность по производству выплаты должна быть возложена на Военный комиссариат <адрес>.

Представитель соответчика Военного комиссариата <адрес> Буяр Г.М., действующий по доверенности № от <дата>, в судебном заседании возражал против иска и пояснил, что заявленная истцом компенсация должна была быть выплачена Шумай И.И. при увольнении воинской частью. Командир войсковой части неправомерно не произвел выплату компенсации истцу на основании рапорта последнего. Военный комиссариат осуществляет выплату только социальных пособий, иных выплат. Права и интересы Шумай И.И. Военным комиссариатом не нарушены. Просит суд произвести взыскание компенсации с ответчика ФКУ «УФО МО РФ по <адрес> и <адрес>.

В судебное заседание не явились – истец, представители ответчика, третьего лица в/ч <адрес> – просили о рассмотрении дела в их отсутствие. Суд на основании ст.167 ГПК РФ полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав представителя соответчика, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что Шумай И.И. проходил действительную военную службу в в/ч <адрес>; приказом командира войсковой части № от <дата> Шумай И.И. исключен из списков воинской части с 26.04.2010г. с выплатой ЕДВ за три месяца 2010 года, единовременного пособия при увольнении, материальной помощи, денежной компенсации на санаторно-курортное лечение, предусмотренное приказом Министра обороны РФ 1998 года № 300, на Шумай И.И. и его жену Е*. и дочь К*. <дата> года рождения в сумме ххх; общая продолжительность военной службы составила в календарном исчислении 23 года 9 месяцев.

<дата> Шумай И.И. обратился к командиру в/ч <адрес> с рапортом о выплате денежных средств, предусмотренных постановлением Правительства РФ № 911 от 31.12.2004г., на дочь К*., <дата> года, представив копию трудовой книжки матери ребенка Е*., копию свидетельства о рождении ребенка, справку с места жительства дочери.

<дата> рапорт Шумай И.И. направлен командиром в/ч <адрес> в ФБУ «УФО по <адрес> и <адрес> для производства выплаты.

<дата> ФБУ «УФО по <адрес> и <адрес> сообщило командиру в/ч <адрес>, что за выплатой Шумай И.И. необходимо обратиться в Военный комиссариат по месту воинского учета с предоставлением документов о том, что выплата ему в 2010 году не производилась.

Шумай И.И., ссылаясь на обязанность выплаты ему компенсации на санаторно-курортное лечение, предусмотренной Постановлением Правительства РФ № 911 от 31.12.2004г. в отношении дочери К*., <дата> года рождения, ответчиком ФБУ «УФО по <адрес> и <адрес>, обратился в суд с настоящим иском.

Не оспаривая наличие у Шумай И.И. права на получение данной выплаты, ответчик заявил о возложении ответственности по иску на Военный комиссариат <адрес>.

Абзацем 4 ст.16 ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции, действовавшей в период увольнения истца) предусматривалось, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, для оплаты стоимости путевок из детей школьного возраста (до 15 лет включительно) в организации отдыха и оздоровления детей производится выплата в порядке и размерах, определяемых Правительством Российской Федерации.

Абзацем 1 указанной нормы (в редакции на период исключения истца из списков воинской части) было предусмотрено, что права и социальные гарантии военнослужащих и членов их семей, указанные в пунктах 2, 3 и 4 настоящей статьи, распространяются на офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения и на членов их семей, а также на прапорщиков и мичманов, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более.

Правилами осуществления отдельных выплат военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, лицам, уволенным со службы в федеральных органах налоговой полиции, утвержденными постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. № 911 (в редакции на период исключения истца из списков воинской части) определен порядок осуществления выплаты денежных средств один раз в год военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, а также офицерам, прапорщикам и мичманам, указанным в абзаце первом пункта 5 статьи 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих" …- для оплаты стоимости путевок их детей в возрасте от 6 лет 6 месяцев (либо не достигших указанного возраста, но зачисленных в общеобразовательные учреждения для обучения по образовательным программам начального общего образования) до 15 лет включительно в организации отдыха и оздоровления детей, открытые в установленном порядке на территории Российской Федерации (далее - выплата для оплаты стоимости путевки).

Выплата для оплаты стоимости путевки производится в размере до 10800 рублей, а выплата на проведение отдыха детей - в размере 15840 рублей. Указанные выплаты осуществляются независимо от предоставления путевок в организации отдыха и оздоровления детей, открытых в установленном порядке на территории Российской Федерации.

Федеральным законом № 159-ФЗ от 22.07.2010г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ст.16 Закона РФ «О статусе военнослужащих» дополнена абзацем 4.1, предусматривающим, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, один раз в год производится выплата для оплаты стоимости путевок их детей в возрасте от шести лет шести месяцев (либо не достигших указанного возраста, но зачисленных в общеобразовательные учреждения для обучения по образовательным программам начального общего образования) до 15 лет включительно в организации отдыха и оздоровления детей, открытые в установленном порядке на территории Российской Федерации, в размере до 10 800 рублей на каждого ребенка;

в абзаце первом пункта 5 слова "и 4" заменены словами ", 4 и 4.1" (ст.3 Закона).

В соответствии со ст.5 Закона № 159-ФЗ действие положений пункта 4.1 статьи 16 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года.

Таким образом, право на получение выплаты для оплаты стоимости путевки дочери К*., <дата>, у Шумай И.И. возникло в период службы и существовало на момент исключения из списков воинской части.

В соответствии с п.16 ст.34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16.09.1999г. № 1237, военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.

Пунктом 4 ст.3 Закона РФ «О статусе военнослужащих» реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников) (далее - командиры).

С учетом приведенных норм суд приходит к выводу, что возникшее у Шумай И.И. в период службы право на получены выплаты для оплаты стоимости путевки дочери Ксении, подлежало реализации при увольнении истца из воинской части.

Для получения выплаты Шумай И.И. в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 911 от 31.12.2004г., надлежало представить в текущем году рапорт (заявление) о получении соответствующей выплаты; копию свидетельства о рождении ребенка.

Выплата в силу п.2 Правил должна быть осуществлена по месту получения Шумай И.И. денежного довольствия.

Однако, на период исключения Шумай И.И. из списков части, действие абзаца пятого пункта 4 (в части оплаты стоимости путевок детей военнослужащих в организации отдыха и оздоровления) статьи 16 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" было приостановлено в соответствии с п.6 ст.192 БК РФ Федеральным законом от 17.12.2009г. № 313-ФЗ до 1 января 2011 года.

Приостановление действия абзаца 5 п.4 ст.16 Закона РФ «О статусе военнослужащих» отменено Федеральным законом № 159-ФЗ от 22.07.2010г. с 05.08.2010г., то есть после исключения Шумай И.И. <дата> из списков воинской части.

Таким образом, на период увольнения и исключения из списков воинской части в связи с приостановлением действия положений Федерального закона РФ «О статусе военнослужащих», предусматривающих право истца на получение выплаты стоимости путевки на ребенка истец был лишен возможности обращения к командиру в/ч <адрес> с рапортом на получение указанной выплаты.

Данное обстоятельство не свидетельствует об отсутствии у Шумай И.И. права на указанную выплату, которое подтверждено представленными истцом командиру в/ч <адрес> документами – рапортом, свидетельством о рождении ребенка, справкой с места жительства, трудовой книжки второго родителя.

Поскольку право на выплату возникло у Шумай И.И. в период прохождения службы и существовало при исключении его из списков воинской части, обязанность по осуществлению выплаты должна быть возложена на ответчика ФКУ «УФО МО РФ по <адрес> и <адрес>.

В соответствии с Положением о ФКУ, учреждение осуществляет начисление и своевременное обеспечение личного состава денежным довольствием, заработной платой и другими установленными выплатами путем зачисления на лицевые счета в банках, банковские карты или иным установленным в Министерстве обороны порядком.

В силу п.1.2 Договора № 21 от 31.12.2010г., заключенного между учреждением и в/ч <адрес>, учреждение обязуется осуществлять финансово-экономическое обеспечение войсковой части, которое включает в себя денежное довольствие, заработную плату и другие установленные законодательством виды выплат личному составу.

Ссылки ответчика на обязанность выплаты истцу Военным комиссариатом <адрес> суд находит необоснованной.

В соответствии с п.2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства № 911 от 31.12.2004г., военнослужащим и сотрудникам выплата осуществляется по месту получения ими денежного довольствия. Прочим лицам, имеющим право на получение выплат, указанных в пункте 1 настоящих Правил, - по месту получения ими пенсии.

Из буквального толкования данной нормы следует, что приведенный пункт Правил определяет место выплаты, но не устанавливает орган, производящий выплату.

Шумай И.И., как установлено судом и не оспаривается сторонами, является получателем пенсии, выплачиваемой Военным комиссариатом <адрес>. Это обстоятельство не свидетельствует о наличии у Военного комиссариата обязанности по выплате истцу стоимости путевки на ребенка за 2010 год, поскольку, право на получение данной выплаты возникло у Шумай И.И. в период военной службы и существовало при исключении из списков воинской части.

Военный комиссариат к числу органов, осуществляющих выплату денежного довольствия и других установленных законодательством видов выплат личному составу воинских частей не относится.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск Шумай И.И. к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес> и <адрес>, Военному комиссариату <адрес> о взыскании денежной суммы удовлетворить за счет средств Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес> и <адрес>.

Взыскать с Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес> и <адрес> в пользу Шумай И.И. выплату для оплаты стоимости путевки в сумме ххх.

Взыскать с Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес> и <адрес> (Якутия)» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме ххх.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме <дата>.

Судья Л.Е.Факеева