Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<дата> <адрес>
Белогорский городской суд в составе
председательствующего судьи Факеевой Л.Е.,
при секретаре Дорониной Ю.Ю.,
с участием помощника прокурора <адрес> Гриневой М.В., представителя ответчика ООО «Полигон ТБО» Стрельского Б.Д., представителя Стрельского Б.Д. – Зорькина С.В., представителя третьего лица Министерства природных ресурсов <адрес> Дьяченко Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Прокурора <адрес> к О*. «Полигон ТБО» о признании деятельности незаконной, запрете осуществления деятельности,
у с т а н о в и л:
Прокурор <адрес> обратился в суд с настоящим иском, указав, что ООО «Полигон ТБО» использует земельный участок площадью ххх кв.м, расположенный в районе <адрес>, на основании договора аренды с Комитетом имущественных отношений администрации <адрес>. Земельный участок используется в качестве полигона твердых бытовых отходов. В ходе прокурорской проверки установлено, в каком порядке осуществляет вывоз, хранение отходов. В силу п.5 ст.12 Закона РФ «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов. Осуществление ответчиком деятельности, связанной с захоронением отходов, создает опасность причинения вреда окружающей среде и угрозу жизни и здоровья неопределенного круга лиц. Просит суд признать деятельность ООО «Полигон ТБО» по захоронению твердых бытовых отходов в районе <адрес> на земельном участке кадастровым номер № незаконной и обязать ответчика прекратить указанную деятельность.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Гринева М.В. доводы иска поддержала и пояснила, что ООО «Полигон ТБО» осуществляет деятельность по захоронению твердых бытовых отходов в границах населенного пункта, что запрещено ст.12 Закона РФ «Об отходах производства и потребления». На полигоне, расположенном в районе <адрес> <адрес>, имеется регламент, режим работы полигона, утверждена инструкция по приему бытовых отходов, территория хозяйственной зона заасфальтирована, освещена, имеется легкое ограждение. Однако опасность причинения вреда жизни и здоровью неопределенному кругу лиц, а также окружающей среде вызвана тем, что полигон расположен в пределах населенного пункта – в границах <адрес>, на территории бывшего <адрес>. Учитывая, что такое расположение полигона ТБО запрещено действующим законодательством, просит суд признать незаконной деятельность ответчика по захоронению твердых бытовых отходов именно на полигоне ТБО в <адрес> и обязать ответчика указанную деятельность прекратить. Требование о прекращении иных видов деятельности на территории полигона прокурором не заявлено. Ответчиком осуществляется захоронение отходов на территории полигона, в пределах населенного пункта. Это нарушение законодательства не может быть устранено, поэтому прокурором заявлено требование о прекращении деятельности, а не о приостановлении. Кроме того, в настоящее время в <адрес> действует организация А*., имеющая лицензию на захоронение твердых бытовых отходов, полигон которой находится за пределами <адрес>, в связи с чем прекращение захоронения ответчиком ТБО не создаст на территории МО <адрес> проблем с утилизацией отходов.
Представитель ответчика ООО «Полигон ТБО» и третьего лица ООО «Три-С» Стрельский Б.Д., действующий на основании прав по должности, возражал против заявленных требований и пояснил, что ООО «Полигон ТБО» не осуществляет захоронение отходов, производит только их хранение, поэтому требования ст.12 Закона РФ «Об отходах производства и потребления» на деятельность ответчика не распространяются. Кроме того, на полигоне ТБО в <адрес> производится хранение только бытовых отходов – бытового мусора, который является неопасными, не относится к 1-4 классу опасности и не является производственными отходами. Ответчиком соблюдены требования Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01, имеется санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии предприятия установленным санитарным правилам и нормам. Лицензия на осуществление хранения твердых бытовых отходов у ООО «Полигон ТБО» отсутствует, так как процент опасных отходов незначителен, большинство отходов являются неопасными; в выдаче лицензии по этим основаниям Обществу было отказано. На полигоне регулярно производятся отборы проб отходов, проводятся лабораторные измерения воздуха, воды, почвы, в том числе, радиационные. По результатам измерений превышений допустимых норм не установлено. Отходы, которые привозят на полигон, выравниваются, засыпаются слоем грунта, вновь выравниваются, засыпаются и т.д. Захоронение в специальном хранилище не производится. Поскольку требования законодательства при осуществлении деятельности на полигоне соблюдены, просит суд в удовлетворении иска прокурору отказать.
Представитель Стрельского Б.Д. – Зорькин С.В., действующий по доверенности от <дата>, в судебном заседании пояснил, что на земельном участке в <адрес> обезвреживаются и изолируются твердые бытовые отходы, являющиеся неопасными. Размещение полигона ТБО в границах населенного пункта в соответствии с требованиями Санитарных правил 2.1.7.1038-01 допускается с условием расположения на расстоянии не менее чем за 500 метров от крайнего жилого строения. Это требование ответчиком соблюдено, что подтверждается заключением Роспотребнадзора от <дата> Прокуратурой <адрес> не выявлено ни одного нарушения, которое может создать опасность причинения вреда окружающей среде и угрозу жизни и здоровья неопределенного круга лиц. ООО «Полигон ТБО» не осуществляет захоронение отходов, для которого требуется специальное хранилище. Требование прокурора является неправомерным еще и потому, что в соответствии со ст.10 Закона РФ «Об отходах производства и потребления» ликвидация предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, эксплуатация которых связана с обращением с отходами, допускается при наличии положительного заключения государственной экспертизы. Прокурором такое заключение суду не представлено. Просит суд в удовлетворении иска прокурору отказать.
Представитель третьего лица Администрации <адрес> Невзоров Н.В., выступающий по доверенности № от <дата>, в ходе судебного разбирательства заседании пояснял, что ответчиком при осуществлении деятельности на полигоне ТБО требования законодательных актов не нарушены. Полигон ТБО расположен в границах МО <адрес>, согласно Генеральному плану застройки – на рекультивируемой территории.
Представитель третьего лица – Министерства природных ресурсов <адрес> Дьяченко Д.В., пояснил, что требования прокурора полагает обоснованными, поскольку ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие, отходы какого класса опасности находятся на полигоне ТБО в <адрес>. Класс опасности отходов должен быть подтвержден лицом или организацией, от которой отходы поступают на полигон, путем предоставления паспорта отходов. Поскольку такие паспорта к договорам на вывоз отходов, заключенным с ООО «Полигон ТБО», не приложены, доводы ответчика о расположении на полигоне только бытового мусора и отходов 5 класса опасности, нельзя считать доказанными. Если проектом полигона ТБО предусмотрено захоронение ТБО на территории полигона, ответчик указанную деятельность осуществляет. Отсутствие специального хранилища на территории полигона не свидетельствует об отсутствии захоронений отходов. Полигон расположен в глиняном карьере, куда выгружается мусор, после чего засыпается слоем почвогрунта и т.д., что свидетельствует о захоронении отходов.
Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по <адрес> в письменном отзыве на иск указал, что территориальным отделом Управления Обществу «Полигон ТБО» выдано санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным нормам и правилам полигона ТБО, расположенного в районе <адрес>, для осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов III – IV класса опасности. Размер санитарно- защитной зоны полигона ТБО соответствует требованиям СаПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Плановые контрольно-надзорные мероприятия в отношении ООО «Полигон ТБО» с момента его образования не проводились. По обращению А*. в июле 2011 года проведено административное расследование в отношении ООО «Полигон ТБО» по обеспечению производственного лабораторного контроля на полигоне ТБО и на границе санитарно-защитной зоны полигона. Были представлены протоколы производственного контроля, результаты исследований удовлетворительные. Установлены нарушения кратности проведения производственного лабораторного контроля за состоянием атмосферного воздуха на полигоне ТБО и на границе СЗЗ полигона, по ст.6.3 КоАП РФ назначен административный штраф в размере ххх.
В судебное заседание не явились представители третьих лиц – Администрации <адрес>, Управления Роспотребнадзора по <адрес> – извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, представитель третьего лица Комитета имущественных отношений администрации <адрес> – просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Суд на основании ст.167 ГПК РФ полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
<дата> постановлением Главы администрации <адрес> № <адрес> ПЖТ выделен земельный участок площадью хх в пользование под полигон для захоронения твердых бытовых отходов в <адрес>.
<дата> постановлением Главы администрации <адрес> № С*. выделен земельный участок площадью ххх под размещение полигона твердых бытовых отходов в <адрес>.
<дата> подписан Акт государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию; <дата> выдано Заключение Санэпидемстанции о возможности допуска в эксплуатацию законченного строительством полигона захоронения твердых бытовых отходов.
<дата> земельный участок с кадастровым номером № разделен на 4 самостоятельных земельных участка: №; №; №; №.
<дата> Администрацией <адрес> принято распоряжение «О проведении торгов в форме аукциона на заключение договора аренды земельного участка в районе <адрес>».
<дата> по итогам торгов определен победитель конкурса ООО «ТРИ-С».
<дата> между Комитетом имущественных отношений и ООО «ТРИ-С» заключен договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка №, по которому арендатор ООО «ТРИ-С» принял в аренду земельный участок с кадастровым номером № в районе <адрес> для использования под полигон твердо-бытовых отходов в границах, указанных в границах, указанных в кадастровой карте (плане), общей площадью ххх; срок аренды – с <дата> по <дата>; договор зарегистрирован <дата>
<дата>ГЮ ООО «ТРИ-С» заключило с ООО «Полигон-ТБО» договор уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, в силу п.1.1 которого ООО «Полигон ТБО» принимает в полном объеме права и обязанности и становится стороной (арендатором) по договору № от <дата> аренды земельного участка площадью ххх с кадастровым номером № в районе <адрес> для использования под полигон твердо-бытовых отходов; договор зарегистрирован <дата>
В соответствии с п.2.4 Устава ООО «Полигон ТБО» предметом деятельности Общества, в частности, являются: а) удаление и обработка твердых отходов; б) обработка отходов бумаги и картона; в) изоляция и обезвреживание ТБО; г) оптовая торговля отходами и ломом.
Прокурор <адрес>, ссылаясь на неправомерное осуществление Обществом «Полигон ТБО» захоронения твердых бытовых отходов на территории населенного пункта <адрес>, обратился в суд с настоящим иском.
В соответствии со ст.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления – это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Под объектом размещения отходов понимается специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Видами деятельности, связанными с отходами являются:
обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;
размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;
захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;
использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии;
обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.
В соответствии с ч.5 ст.12 Закона запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.
Захоронением отходов является изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Предметом деятельности ООО «Полигон ТБО» в силу Устава является, в частности, изоляция и обезвреживание отходов.
Санитарно-эпидемиологическим заключением Управления Роспотребнадзора по <адрес> от <дата> установлено соответствие государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества для осуществления деятельности ООО «Полигон ТБО» по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов I-IV класса опасности (сбор, использование, обезвреживание, транспортировка, размещение отходов III-IV класса опасности) в <адрес>.
Полигон – это объект размещения отходов; является одним из видов сооружения, предназначенного для размещения отходов.
Размещение отходов в соответствии со ст.1 Закона включает в себя не только хранение, но и захоронение отходов.
Таким образом, деятельность ООО «Полигон ТБО» на земельном участке в районе <адрес> с кадастровым номером № предполагает осуществление захоронение отходов.
Из письменного отзыва ответчика, пояснений представителей ответчика в ходе судебного разбирательства следует, что указанный земельный участок используется ООО «Полигон ТБО» как полигон для обезвреживания и изоляции твердых бытовых отходов.
При этом изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, это и есть их захоронение (ст.1 Закона).
Представитель ответчика, возражая против иска, указал, что ООО «Полигон ТБО» не осуществляет захоронение ТБО, так как на полигоне в районе <адрес> отсутствуют специальные хранилища, в которых при захоронении должна производиться изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию.
Однако, из материалов дела усматривается, что <дата> Постановлением Главы администрации <адрес> предприятию С*. был выделен земельный участок площадью ххх под размещение полигона твердых бытовых отходов в районе <адрес>, <дата> вынесено постановление № «О строительстве полигона захоронения твердых бытовых отходов <адрес>».
Полигон твердых бытовых отходов был создан на основании проекта, утвержденного в 1998 году, в котором содержится Акт сдачи-приемки выполненных работ от <дата>, согласно которому исполнитель П*. выполнил работы заказчика Б*. по отводу земли, геолого-гидрологическим изысканиям, проектированию и проведению природоохранных мероприятий, согласованию деятельности по захоронению твердых бытовых отходов на полигоне емкостью ххх.
Актом от <дата> принят в эксплуатацию законченный строительством объект – полигон захоронения твердых бытовых отходов.
Таким образом, полигон ТБО в районе <адрес> был спроектирован, принят в эксплуатацию как полигон захоронения твердых бытовых отходов.
Согласно кадастровому паспорту на земельный участок № указанный земельный участок весь состоит из земель поселений.
В соответствии со ст.83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.
Согласно Генеральному плану МО Г*., земельный участок в районе <адрес> расположен в границах населенного пункта в территориальной зоне специального назначения «рекультивируемые территории».
В соответствии с п.13 ст.35 Градостроительного кодекса РФ в состав зон специального назначения могут включаться зоны, занятые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами размещения отходов потребления и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах.
В силу приведенных норм расположение в зоне специального назначения объектов размещения отходов потребления допускается.
Однако, в соответствии со ст.12 Закона РФ «Об отходах производства и потребления» в границах населенных пунктов запрещается захоронение отходов.
Судом установлено, что деятельность ООО «Полигон ТБО» на земельном участке в районе <адрес> связана с захоронением отходов, что в силу п.5 ст.12 Закона недопустимо.
Ст.1065 ГК РФ предусмотрено, что опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда.
По смыслу ч.1 приведенной нормы, основанием для предъявления требования запрещении деятельности является не реально причиненный вред, а опасность причинения вреда в будущем.
Прекращение деятельности на основании ч.1 ст.1065 ГК РФ возможно при неизбежности причинения вреда от такой деятельности и противоправности потенциально вредоносной деятельности. Под опасностью причинения вреда понимается вероятность причинения вреда личности и (или) имуществу, которая должна быть реальной. При установлении опасности деятельности, такая деятельность может быть прекращена или приостановлена. Опасная деятельность прекращается в случае, когда устранить причины опасности невозможно и приостанавливается, когда устранение угрозы причинения вреда возможно.
Согласно ст. 42 Конституции РФ каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу ст. 11 Федерального закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, в силу ст.3 Закона РФ «Об охране окружающей среды» должна осуществляться на основе следующих принципов:
соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;
независимость контроля в области охраны окружающей среды;
презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды;
учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;
обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;
запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;
ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст.7 данного Закона, ст. 14 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Статья 11 Закона РФ «Об охране окружающей среды» предусматривает обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, в том числе обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Санитарными правилами СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 мая 2001 г. N 16), установлены обязательные для соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, деятельность которых связана с проектированием и эксплуатацией полигонов для твердых бытовых отходов, требования.
В силу п.2.1 Правил полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения.
П.3.1 Правил предусмотрено, что при выборе участка для устройства полигона ТБО следует учитывать климатогеографические и почвенные особенности, геологические и гидрологические условия местности. Не допускается размещение полигонов на территории зон санитарной охраны водоисточников и минеральных источников; во всех зонах охраны курортов; в местах выхода на поверхность трещиноватых пород; в местах выклинивания водоносных горизонтов, а также в местах массового отдыха населения и оздоровительных учреждений.
Согласно п.3.2 Правил размер санитарно-защитной зоны от жилой застройки до границ полигона 500 м.
Ссылаясь на приведенный пункт Правил, сторона ответчика обосновывает возможность размещения полигона ТБО в границах населенного пункта, но с соблюдением расстояния в 500м до жилой застройки.
Однако, из содержания п.3.2 Правил не усматривается разрешение на размещение полигона ТБО в границах населенных пунктов, данной нормой установлены требования только к размеру санитарно-защитной зоны от жилой застройки до границ полигона.
Кроме того, согласно п.2.4 Правил на полигоны твердых бытовых отходов принимаются отходы из жилых домов, общественных зданий и учреждений, предприятий торговли, общественного питания, уличный, садово-парковый смет, строительный мусор и некоторые виды твердых промышленных отходов 3 - 4 класса опасности, а также неопасные отходы, класс которых устанавливается экспериментальными методами. Список таких отходов согласовывается с центром госсанэпиднадзора в территории.
Представители ответчика, возражая против иска, пояснили, что на территории полигона ТБО в <адрес> осуществляется обезвреживание и изоляция отходов 5 класса опасности, при этом список отходов, согласованный с Госсанэпиднадзором, предусмотренный п.2.4 Правил, ответчиком суду не представлен.
В соответствии со ст.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления – это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; вид отходов – это совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов.
Приказом МПР РФ от 15.06.2001г. № 511 утверждены критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды – I класс - чрезвычайно опасные, II класс – высокоопасные, III класс – умеренно опасные, IV класс – малоопасные, V класс – практически неопасные.
Согласно ст.12 Закона <адрес> «Об отходах производства и потребления в <адрес>» на полигоны твердых бытовых отходов принимаются отходы из жилых домов, общественных зданий и учреждений, предприятий торговли, общественного питания, уличный и садово-парковый смет, строительный мусор и некоторые виды твердых промышленных отходов III-V класса опасности согласно утвержденному Правительством области перечню.
В соответствии со ст.20 Закона РФ «Об отходах производства и потребления» государственный кадастр отходов включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, а также банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов.
Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом МПР РФ от 2 декабря 2002 г. N 786, установлен перечень образующихся в Российской Федерации отходов, систематизированных по совокупности приоритетных признаков (происхождению, агрегатному и физическому состоянию, опасным свойствам, степени вредного воздействия на окружающую природную среду).
Понятие "твердые бытовые отходы" обозначает агрегатное состояние (твердые), происхождение отходов - образуются в результате жизнедеятельности людей.
Тринадцатая цифра кода в Федеральном классификационном каталоге отходов используется для кодирования класса опасности для окружающей природной среды (0 - класс опасности не установлен, 1 - I-й класс опасности, 2 - II-й класс опасности, 3 - III-й класс опасности, 4 - IV-й класс опасности, 5 - V-й опасности).
Из материалов дела (в частности, актов осмотра полигона в ходе прокурорской проверки, материалов дела об административном правонарушении) следует, что на полигоне размещаются отходы из жилищ не сортированные, отходы (мусор) от уборки территории и помещений, помещений торговли продовольственными товарами (в т.ч. упаковочный материал – бумажный, картонный, деревянный, полиэтиленовый).
Федеральным классификационным каталогом отходов отходы из жилищ не сортированные (исключая крупногабаритные) относятся к четвертому классу опасности (тринадцатая цифра кода – 4), мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) – к четвертому классу опасности (тринадцатая цифра кода – 4).
Из материалов дела следует, что по договору от <дата> между Ж*. и ООО «Полигон ТБО», последний принял на себя обязательства по осуществлению изоляции и обезвреживанию ТБО от населения <адрес>, а также некоторых видов отходов производства и потребления, доставляемых заказчиком Ж*. самостоятельно к месту утилизации; некоторые отходы производства и потребления (3,4 классов опасности и приравненные к ТБО), разрешенные для утилизации и захоронения на свалках и полигонах ТБО, должны иметь разработанный паспорт отхода и согласование с территориальным отделом Роспотребнадзора.
В Приложении № к договору указаны виды промышленных отходов, размещение которых допускается совместно с бытовыми – отходы 1, 2, 3, 4 группы.
В соответствии с санитарно-эпидемиологическим заключением от <дата>, данным заключением удостоверено соответствие зданий, строений, сооружений, помещения, оборудования и иного имущества для осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов I-IV класса опасности (сбор, использование, обезвреживание, транспортировка, размещение отходов III-IV класса опасности) по адресу <адрес>.
Вступившим в законную силу постановлением мирового судьи <адрес> городского СУ № от <дата>, которым руководитель ООО «Полигон ТБО» Стрельский Б.Д. привлечен к административной ответственности по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ, установлен факт осуществления Обществом деятельности по размещению опасных отходов I-IV класса опасности на полигоне ТБО в <адрес>.
Приведенные доказательства в их совокупности подтверждают, что ответчиком осуществляется деятельность по размещению и захоронению отходов, отнесенных к I-IV классам опасности.
В соответствии со ст.9 Закона РФ «Об отходах производства и потребления» лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Лицензия – это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на бумажном носителе; лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Федеральным законом от 08.08.2001г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (действовавшим в период осуществления деятельности ответчиком) предусматривалось, что подлежит лицензированию деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности (не подлежит лицензированию деятельность по накоплению отходов I-V класса опасности, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов V класса опасности).
Осуществляемая ООО «Полигон ТБО» деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности в силу приведенных норм подлежит лицензированию.
Это обстоятельство было установлено вступившим в законную силу постановлением мирового судьи <адрес> городского судебного участка № от <дата>, которым руководитель ООО «Полигон ТБО» привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
В судебном заседании представитель ответчика Стрельский Б.Д. пояснил, что он обращался Управление Ростехнадзора с заявлением о получении лицензии, в выдаче которой отказано, так как деятельность ООО «Полигон ТБО» не подлежит лицензированию.
Однако, как усматривается из материалов проверки Управления Ростехнадзора по заявлению генерального директора ООО «Полигон ТБО» о выдаче лицензии от <дата>, отказом к выдаче лицензии послужило нарушение Обществом требования ст.12 ФЗ «Об отходах производства и потребления», в силу которого запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов; Актом проверки установлено, что невыполнение указанного требования является грубым нарушением лицензионных требований и условий в силу пп.г п.4 постановления Правительства РФ от 26.08.2006г. № 524 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности».
В соответствии с пп.г п.4 Положения к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относится нарушение правил (требований) безопасного обращения с отходами при осуществлении деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности, если это создает угрозу жизни и (или) условия возникновения чрезвычайной ситуации техногенного характера, причинения существенного вреда окружающей среде.
Прокурором заявлено требование о прекращении деятельности ответчика на полигоне в <адрес> по захоронению ТБО.
Приостановление деятельности судом может иметь место в случаях, когда существует реальная возможность ее изменить, в результате чего вредоносность будет исключена.
Прекращение же деятельности наступает тогда, когда независимо от объективных или субъективных причин возможность исключить вредоносность отсутствует.
Запрет на захоронение отходов в пределах границ населенных пунктов обусловлен тем, что длительное нахождение отходов, включая, токсичные и иные опасные, на территории населенных пунктов может повлечь загрязнение и засорение мест общего пользования, заражение водных объектов, а также привести к возникновению инфекционных заболеваний у граждан; может повлечь загрязнение почв; объекты размещения отходов являются источниками существенного негативного воздействия на окружающую среду и подлежат особому учету. В природоохранном законодательстве РФ указывается на принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
Устранение выявленных нарушений – осуществление деятельности ответчика по захоронению отходов I - IV класса опасности в границах населенного пункта <адрес>, а также осуществление указанной деятельности, подлежащей лицензированию, без лицензии, получение которой невозможно в связи с нахождением полигона ТБО в границах населенного пункта – невозможно. При таких обстоятельствах деятельность ООО «Полигона ТБО» по захоронению твердых бытовых отходов в <адрес> следует признать незаконной и подлежащей прекращению, что не влечет прекращения иной законной деятельности Общества.
В соответствии с абзацем вторым ч.2 ст.1065 ГК РФ суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам.
Прекращение осуществления ООО «Полигон ТБО» деятельности по захоронению твердых бытовых отходов в <адрес> <адрес> не противоречит общественным интересам – интересам жителей <адрес>, расположенных на территории муниципального образования организаций и предприятий - по следующим основаниям.
Материалами дела подтверждается, что в настоящее время в районе 20-ого км автодороги <адрес> на полигоне ТБО осуществляет деятельность по утилизации твердых бытовых отходов организация А*., имеющая лицензию от <дата> на сбор, использование, обезвреживание, транспортировку, размещение отходов I-IV классов опасности.
Ссылки представителей ответчика на невозможность ликвидации полигона в связи с отсутствием заключения государственной экспертизы суд полагает необоснованными.
В соответствии со ст.10 Закона РФ «Об отходах производства и потребления» строительство, реконструкция, консервация и ликвидация предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, эксплуатация которых связана с обращением с отходами, допускаются при наличии положительного заключения государственной экспертизы, проводимой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, государственной экспертизы проектной документации указанных объектов (ч.2).
Приведенной нормой требование к наличию положительного заключения государственной экспертизы установлено при ликвидации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, эксплуатация которых связана с обращением с отходами.
Прокурором заявлено требование о прекращении ответчиком только определенного вида деятельности – по захоронению отходов на полигоне ТБО в <адрес>; требование о ликвидации Общества «Полигон ТБО» как организации или ликвидации полигон ТБО как объекта отходов прокурор не заявлял.
Кроме того, возможность прекращения судом деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства РФ в области обращения с отходами, прямо предусмотрена ст.29 Закона РФ «Об отходах производства и потребления».
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск Прокурора <адрес> к О*. «Полигон ТБО» о признании деятельности незаконной, запрете осуществления деятельности удовлетворить.
Признать деятельность О*. «Полигон ТБО» по захоронению твердых бытовых отходов по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером №, незаконной.
Прекратить деятельность О*. «Полигон ТБО» по захоронению твердых бытовых отходов по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером №.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес> областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято <дата>.
Судья Л.Е.Факеева