Решение об отказе в иске о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<дата>                                                                    <адрес>

     Белогорский городской суд в составе

     председательствующего судьи Факеевой Л.Е.,

     при секретаре Малинко Ю.А.,

     с участием истца Пядочкиной Н.А., представителя ответчика Туринской М.А.,

     рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Пядочкина Н.А. к Муниципальному учреждению «Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес>», Администрации <адрес> о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма,

у с т а н о в и л:

     Пядочкина Н.А. обратилась в суд с настоящим иском, указав, что с 1994 года проживает в <адрес>, куда была вселена с родителями. Заключением муниципальной комиссии жилой <адрес> признан непригодным для проживания. На основании ст.85 ЖК РФ просит суд обязать администрацию <адрес> в лице МУ «Управление ЖКХ администрации <адрес>» предоставить ей благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

     В судебном заседании Пядочкина Н.А. доводы иска поддержала в полном объеме и пояснила, что <адрес> была предоставлена её отцу железнодорожной организацией П*.. В 1994 году она с родителями вселилась в эту квартиру, где она зарегистрирована до настоящего времени по месту жительства. В настоящее время жилой <адрес> непригоден для проживания, что подтверждается заключением муниципальной комиссии. Её отец умер, она с матерью Т*. переехала жить к отчиму, в <адрес> жизни её мать завещала указанный дом своему супругу, её отчиму; в 2012 году Т*. умерла. В настоящее время она проживает в <адрес> с отчимом, другого жилья не имеет. Поскольку обладает правом пользования квартирой <адрес>, который признан непригодным для проживания, просит суд возложить на администрацию <адрес> в лице МУ «Управление ЖКХ администрации <адрес>» обязанность предоставить ей благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. Она не была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и не признана малоимущей.

     Представитель соответчика Администрации <адрес> Туринская М.А., действующая по доверенности от <дата>, в судебном заседании возражала против заявленных требований и пояснила, что истцом не представлены доказательства, подтверждающие наличие права пользования квартирой по <адрес> на условиях социального найма или по иным основаниям. Пядочкина Н.А. не признана нуждающейся в жилье и малоимущей для признания нуждающейся. При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения иска нет.

     В судебное заседание не явился представитель ответчика МУ «Управление ЖКХ Администрации <адрес>», будучи надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, а также третье лицо Т*. – судебное извещение возвращено по истечении срока хранения, по сообщению истца, Т*. умерла. Суд на основании ст.167 ГПК РФ полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся.

     Выслушав истца, представителя соответчика, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

     Из материалов дела следует, что Пядочкина Н.А. зарегистрирована по месту жительства по адресу <адрес>, с <дата>

     Заключением муниципальной комиссии от <дата> жилой <адрес> признан непригодным для проживания.

     Ссылаясь на наличие права пользования квартирой указанного дома, Пядочкина Н.А. обратилась в суд с требованием о предоставлении ей жилого помещения на условиях социального найма взамен непригодного для проживания.

     Доказательств, подтверждающих наличие права пользования квартирой <адрес> и основания такого права (на условиях социального найма, безвозмездного пользования и др.) истцом суду не представлено.

     По сообщению Р*., жилой <адрес> передан в муниципальную собственность города по Акту от <дата>

     Согласно Выписке из реестра муниципальной собственности <адрес> жилой дом <адрес> включен в реестр муниципальной собственности на основании Распоряжения Правительства РФ от <дата> и Акта приема-передачи объектов жилищно-коммунального назначения от <дата>

     Администрация <адрес> сообщила суду, что в решениях исполкома <адрес> городского Совета народных депутатов за 1990-1992годы, в постановления Главы администрации <адрес> за 1992-1995 годы сведения о предоставлении жилых помещений в перио<адрес>гг. А*., Т*., Пядочкиной Н.А. по <адрес> нет. Документы П*. на хранение в архивный отдел не поступали.

     В реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на <адрес> зарегистрировано право муниципальной собственности МО <адрес>.

     Перечисленными документами подтверждается, что <адрес> была передана в муниципальную собственность от ФГУП «<адрес> железная дорога» Муниципальному образованию <адрес>.

     Доказательств, подтверждающих родство Пядочкиной Н.А. с А*.; трудовые отношения между А*. и ФГУП «<адрес> железная дорога»; основания предоставления А*., членам его семьи <адрес>, основания вселения в квартиру; наличие у Пядочкиной Н.А. права пользования квартирой судом не установлено, а истцом суду не представлено.

     Согласно Конституции Российской Федерации (ч. 3 ст. 40) малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

     В соответствии со ст.49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

     В силу ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очерёдности исходя из времени принятия таких граждан на учёт, за исключением установленных частью второй данной статьи случаев.

     В соответствии с пунктом первым части второй данной правовой нормы вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.

     Федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся по смыслу приведённых законоположений может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.

     В силу п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

     Обязанность органов местного самоуправления по предоставлению жилого помещения по договору социального найма в силу приведенной нормы возникает в отношении как нанимателя, так и собственника жилого помещения, признанного непригодным для проживания, в отношении малоимущих граждан, то есть лиц, неспособных приобрести на свои личные средства жилое помещение, и принятых в связи с этим на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.

     Конституционный Суд РФ в Определении от <дата> -О-П «По жалобе гражданина Р*. на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснил, что федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) – при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

     Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

     Согласно ч.2 ст.49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

     Порядок признания граждан малоимущими на территории <адрес> определен ст.9 Закона <адрес> от <дата> «О жилищной политике в <адрес>», согласно ч.1 которой малоимущими признаются граждане, если доход, приходящийся на гражданина и на каждого члена семьи, стоимость имущества, подлежащего налогообложению, находящегося в собственности гражданина и членов семьи, в сумме не превышают величины прожиточного минимума семьи или одиноко проживающего гражданина.

     Пядочкина Н.А., как установлено судом и не оспаривается истцом, в установленном порядке не признана малоимущей, не состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, в связи с чем оснований для возложения на органы местного самоуправления обязанности по предоставлению истице жилого помещения на условиях социального найма в порядке п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ нет.

     В соответствии с п.1 ст.85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.

    Ст.86 ЖК РФ предусмотрено, что, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

     В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учёт муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

     Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49).

     В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.

     В соответствии с пунктом 52 указанного Положения решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке. Порядок оспаривания соответствующих решений установлен главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Следовательно, решение органа местного самоуправления, включая и решение об определении срока сноса дома и срока отселения физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, может быть оспорено гражданами в суде.

     Однако при рассмотрении заявленных требований следует исходить из того, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся те решения, действия (бездействие), в результате которых: - нарушены права и свободы гражданина; - созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; - на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечён к ответственности (статья 255 ГПК РФ).

     Само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (статьи 85, 86 ЖК РФ), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.

     Вместе с тем если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома и суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ) (Обзор законодательства и судебной практика ВС РФ за 2 квартал 2009 года).

     По настоящему делу требования о предоставлении жилого помещения заявлены гражданином – Пядочкиной Н.А. к органу местного самоуправления.

     При этом Администрация <адрес> решение о сносе жилого <адрес> и установлении сроков отселения не принимала, самостоятельных требований к Пядочкиной Н.А. о выселении из <адрес> не заявляла, тогда как в силу ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

      Кроме того, обязанность незамедлительно предоставить жилое помещение во внеочередном порядке с учетом приведенных разъяснений ВС РФ возникает у органа местного самоуправления в отношении граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в порядке ст.57 ЖК РФ.

     Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

     В удовлетворении иска Пядочкина Н.А. к Муниципальному учреждению «Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес>», Администрации <адрес> о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма отказать.

     Решение может быть обжаловано в <адрес> областной суд через <адрес> городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

     Решение суда в окончательной форме принято <дата>.

Судья                                     Л.Е.Факеева