Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<дата> <адрес>
Белогорский городской суд в составе
председательствующего судьи Факеевой Л.Е.,
при секретаре Малинко ЮА.,
с участием помощника прокурора <адрес> Жидковой Н.Ю., истца Барановской С.В., представителя ответчика Никитина В.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора <адрес> в интересах Барановская С.В. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> о признании незаконным решения об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала,
у с т а н о в и л:
Прокурор <адрес> обратился в суд с настоящим иском в интересах Барановской С.В., указав, что <дата> в связи с рождением третьего ребенка Барановской С.В. выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал в размере хххх. <дата> Барановская С.В. обратилась в ГУ – УПФ РФ в <адрес> с заявлением о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала посредством погашения основного долга и уплаты процентов по кредиту на строительство жилья, представив постановление администрации <адрес> № от <дата> о разрешении строительства нового индивидуального жилого дома по <адрес>. Решением учреждения от <дата> в удовлетворении заявления Барановской С.В. отказано на том основании, что представленное постановление о разрешении на строительство жилого дома не соответствует форме разрешения, утвержденной Постановлением Правительства РФ № от <дата> Такой отказ считает незаконным, так как земельный участок под строительство жилого дома выделен В*.. – супругу истицы – в установленном порядке, строительство разрешено органом местного самоуправления, что подтверждено постановлением, которое не отменено и является действующим. На момент вынесения постановления о разрешения строительства еще не была принята Инструкция о порядке заполнения формы разрешения на строительство. Просит суд признать незаконным решение ГУ – УПФ РФ в <адрес> № от <дата> об отказе в удовлетворении заявления Барановской С.В. о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала и обязать ответчика удовлетворить заявление Барановской С.В. о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий посредством погашения основного долга и уплаты процентов по кредиту (займу) на строительство жилья.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Жидкова Н.Ю, доводы заявления поддержала полностью.
Истец Барановская С.В. пояснила, что строительство жилого дома осуществляется её семьей на основании постановления главы администрации <адрес> от <дата> о разрешении строительства. О том, что указанное постановление не соответствует какой-либо форме, ей не было известно. Полагает отказ ГУ – УПФ РФ в <адрес> в удовлетворении её заявления о распоряжении средствами материнского капитала неправомерным, так как указанный средства предназначены для уплаты кредита, предоставленного на строительство жилья, то есть в целях, предусмотренных законодательством.
Представитель ответчика Никитин В.П. возражал против заявленных требований и пояснил, что к в соответствии с Правилами направления средств (части средств) материнского капитала на улучшение жилищных условий, утвержденных постановлением Правительства РФ № от <дата>, лицо, получившее сертификат, должно представить в Пенсионный орган ряд документов, в том числе, копию разрешения на строительство индивидуального жилого дома – в случае если объект жилищного строительства не введен в эксплуатацию. Барановской С.В. представлены все необходимые документы, однако разрешение на строительство жилого дома, соответствующее форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от <дата> №, не представлено, что свидетельствует о нарушении порядка подачи заявления о распоряжении средствами М(С)К и в силу ст.8 Закона РФ от <дата> «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», является основанием для отказа в удовлетворении заявления. Барановской С.В. представлена копия постановления администрации <адрес> № от <дата> «О разрешении В*. выполнить строительство нового индивидуального жилого дома по <адрес>», которое не соответствует форме разрешения, утвержденного постановлением Правительства РФ № от <дата>, а также требования Градостроительного кодекса РФ. С доводами прокурора в заявлении о том, что Инструкция о порядке заполнения разрешения была принята после принятия главой администрации <адрес> № от <дата> не согласен, так как форма разрешения на строительство, утвержденная постановлением Правительства РФ № от <дата>, должна применяться после вступления в силу постановления независимо от Инструкции по её заполнению. Просит суд в удовлетворении иска отказать.
В судебное заседание не явился представитель третьего лица Администрации <адрес>, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела. Суд на основании ст.167 ГПК РФ полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие указанного лица.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что <дата> Барановская С.В. обратилась в ГУ – УПФ РФ в <адрес> с заявлением о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, так как приняла решение об использовании средств М(С)К на улучшение жилищных условий – погашение основного долга и уплаты процентов по кредитному договору, заключенному между В*. и Б*. № от <дата> на индивидуальное строительство объекта недвижимости – коттедж по <адрес>.
Решением ГУ – УПФ РФ № от <дата> Барановской С.В. отказано в удовлетворении заявления на основании п.2 ч.2 ст.8 Закона РФ от <дата> № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
В соответствии со ст.2 Закона под дополнительными мерами государственной поддержки семей, имеющих детей понимаются меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом; материнским (семейным) капиталом являются средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом.
Согласно ст.3 Закона право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства: женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки (п.2).
В силу ч.1 ст.7 Закона распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется лицами, указанными в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, получившими сертификат, путем подачи в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала (далее - заявление о распоряжении), в котором указывается направление использования материнского (семейного) капитала в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 3 ст.7 Закона лицам, получившим сертификат, предоставлено право распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям в целях улучшения жилищных условий.
Ч.6 ст.10 Закона предусмотрена возможность направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении на погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты, предоставленным гражданам по кредитному договору (договору займа), заключенному с организацией, в том числе кредитной организацией, независимо от срока, истекшего со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей.
Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала в силу п.5 ст.10 Закона на улучшение жилищных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.4 Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденных постановлением Правительства РФ № 862 от 12.12.2007г., лицо, получившее сертификат, вправе лично либо через представителя обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства с заявлением о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала (далее - заявление).
Согласно п.6 Правил заявление подается в письменной форме с предъявлением следующих документов:
а) подлинник сертификата (его дубликат в случае утраты или порчи сертификата);
б) основной документ, удостоверяющий личность лица, получившего сертификат, и его регистрацию по месту жительства либо по месту пребывания;
в) основной документ, удостоверяющий личность представителя, и нотариально удостоверенная доверенность, подтверждающая его полномочия, - в случае подачи заявления через представителя;
г) основной документ, удостоверяющий личность супруга лица, получившего сертификат, и его регистрацию по месту жительства либо по месту пребывания, - в случае если стороной сделки либо обязательств по приобретению или строительству жилья является супруг лица, получившего сертификат, либо если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства осуществляются супругом лица, получившего сертификат;
д) свидетельство о браке - в случае если стороной сделки либо обязательств по приобретению или строительству жилья является супруг лица, получившего сертификат, либо если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства осуществляются супругом лица, получившего сертификат.
Согласно п.13 Правил в случае направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на погашение основного долга и уплату процентов по кредиту (займу), в том числе ипотечному, на приобретение или строительство жилья либо по кредиту (займу), в том числе ипотечному, на погашение ранее предоставленного кредита (займа) на приобретение или строительство жилья (за исключением штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по указанному кредиту (займу)) лицо, получившее сертификат, одновременно с документами, указанными в пункте 6 настоящих Правил, представляет, кроме прочего, копию договора участия в долевом строительстве, прошедшего государственную регистрацию в установленном порядке, или копию разрешения на строительство индивидуального жилого дома - в случае если объект жилищного строительства не введен в эксплуатацию (пп.д).
Барановская С.В., обратившись в ГУ – УПФ РФ в <адрес> с заявлением о распоряжении средствами М(С)К, представила в Пенсионный орган, кроме прочего, постановление и.о. главы МО <адрес> № от <дата> «О разрешении В*. выполнить строительство нового индивидуального жилого дома по <адрес>», согласно которому, рассмотрев представленные документы на строительство нового жилого дома, и.о. главы постановил: разрешить В*. выполнить строительство нового индивидуального жилого дома на территории земельного участка (кадастровый номер №), предоставленного в аренду сроком на 3 года в соответствии с постановлением администрации № от <дата> по адресу – <адрес>.
Ответчик, ссылаясь на несоответствие указанного постановления форме разрешения на строительство, утвержденной постановлением Правительства РФ № 698 от 24.11.2005г., отказал Барановской С.В. в удовлетворении заявления о распоряжении средствами М(С)К, ссылаясь на п.2 ч.2 ст.8 Закона, которым предусмотрено, что в случае нарушения установленного порядка подачи заявления о распоряжении, в удовлетворении заявления может быть отказано.
Такой отказ суд полагает неправомерным по следующим основаниям.
В соответствии со ст.51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами (ч.4).
Постановлением Правительства РФ от 24.11.2005г. № 698 «О форме разрешения на строительство и форме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию» на основании ст.51 и 55 ГрК РФ утверждены форма разрешения на строительство и форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Согласно установленной форме, в разрешении на строительство должны содержаться следующие сведения: номер разрешения; наименование уполномоченного федерального органа исполнительной власти, или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, илиоргана местного самоуправления, осуществляющих выдачу разрешения на строительство; наименование объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией; краткие проектные характеристики, описание этапа строительства, реконструкции; полный адрес объекта капитального строительства с указанием субъекта Российской Федерации, административного района и т.д. или строительный адрес; срок действия разрешения; должность и подпись уполномоченного сотрудника, осуществляющего выдачу разрешения на строительство; дата выдачи.
Постановление главы администрации <адрес> № № от <дата> содержит основные сведения, предусмотренные формой разрешения, утвержденной постановлением Правительства РФ № 698 от 24.11.2005г. – номер постановления; наименование органа местного самоуправления, выдающего разрешение; наименование объекта строительства; его адрес; должность и подпись уполномоченного сотрудника, осуществляющего выдачу разрешения на строительство; дату выдачи.
Разрешение на строительство, оформленное постановлением главы администрации <адрес> № № от <дата>, принято уполномоченным на то органом местного самоуправления, до настоящего времени не оспорено, не признано недействительным и имеет юридическую силу.
Формальное несоответствие разрешения на строительства от <дата>, выданное супругу истицы, форме, утвержденной постановлением Правительства РФ, не может служить основанием к реализации Барановская С.В. прав, предоставленных Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
Кроме того, порядок заполнения формы разрешения на строительство и инструкция о порядке заполнения формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию были утверждены Приказом Министерства регионального развития РФ N 120 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения формы разрешения на строительство» от <дата>, то есть после принятия администрацией <адрес> постановления № от <дата>
Преамбула Закона N 256-ФЗ и его ст. 1 указывают на то, что целью данного нормативного правового акта является создание в Российской Федерации надлежащих условий, обеспечивающих достойную жизнь семьям, имеющим детей, во исполнение Конституции Российской Федерации и общепризнанных принципов, установленных нормами международного права, в частности ч. 3 ст. 27 Конвенции "О правах ребенка".
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, денежные средства из материнского (семейного) капитала истец собирается потратить на строительство индивидуального жилого дома для своей семьи, в том числе несовершеннолетних детей.
То есть, целью обращения истца к ответчику является обеспечение Барановской С.В. жильем, в том числе и за счет денежных средств, право на получение которых для таких целей прямо предусмотрено Законом N 256-ФЗ.
Представленное истцом разрешение на строительство жилого дома, как указывалось судом, не противоречит ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, никем не оспорено, является действующим.
Отказ в удовлетворении заявления Барановской С.В. со стороны ответчика противоречит целям и задачам Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" и постановления Правительства РФ от 12 декабря 2007 года N 862 "О правилах направления средств (части средств) материнского (семейного капитала) на улучшение жилищных условий, а довод ответчика о том, что представленное истцом постановление о разрешении на строительство не соответствует утвержденной форме разрешения на строительство, суд расценивает как формальный подход ответчика к решению вопроса об улучшении жилищных условий молодой семьи, имеющих троих несовершеннолетних детей.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск прокурора <адрес> в интересах Барановская С.В. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> о признании незаконным решения об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> № от <дата> об отказе в удовлетворении заявления Барановская С.В. о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> удовлетворить заявление Барановская С.В. о распоряжении средствами (частью) средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий посредством погашения основного долга и уплату процентов по кредиту (займу) на строительство жилья.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес> областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято <дата>.
Судья Л.Е.Факеева