Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<дата> <адрес>
Белогорский городской суд в составе
председательствующего судьи Факеевой Л.Е.,
при секретаре Сергачевой А.А.,
с участием помощника прокурора <адрес> Жидковой Н.Ю., представителя ответчика Администрации г. Белогорска Туринской М.А., представителя третьего лица МКУ Отдел образования <адрес> Савиновой Л.А., представителя третьего лица Финансового управления Администрации <адрес> Фищенко В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело иску прокурора <адрес> в интересах Субботкина А.В. к Администрации <адрес> о предоставлении жилья,
у с т а н о в и л:
Прокурор <адрес> обратился в суд с настоящим заявлением в интересах Субботкиной А.В., в обоснование иска указал, что Субботкина А.В. из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, так как её мать – Н*. умерла <дата>, отец – В*. умер <дата> Субботкина А.В. обратилась в прокуратуру с просьбой оказать содействие в получении жилья, обратиться в суд в защиту её интересов. Субботкина А.В. окончила обучение в ГОУ НПО ПУ №., о чем свидетельствует диплом № от <дата> На основании постановления Администрации <адрес> от <дата> № Субботкина А.В. в связи с окончанием учебного заведения включена во внеочередной список нуждающихся в жилых помещениях, как лицо из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Однако в нарушение ч.2 ст.57 ЖК РФ Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ, Администрация <адрес> до сих пор не предоставила ей жилое помещение по договору социального найма. Просит суд обязать Администрацию <адрес> предоставить Субботкиной А.В. благоустроенное жилое помещение соответствующее санитарно-техническим нормам, расположенное на территории <адрес>, общей площадью не менее .
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Жидкова Н.Ю. исковые требования поддержала и пояснила, что Субботкина А.В. осталась без попечения родителей, так как её мать Н*. умерла <дата>, отец –В*. умер <дата> <дата> постановлением Администрации <адрес> № Субботкина А.В. была включена во внеочередной список нуждающихся в жилом помещении, как нуждающаяся из числа детей – сирот и оставшихся без попечения родителей. Но до настоящего времени жилое помещение Субботкиной А.В. Администрацией <адрес> не предоставлено. Просит суд обязать Администрацию <адрес> предоставить Субботкиной А.В. благоустроенное жилое помещение, соответствующее санитарно-техническим нормам, расположенное на территории <адрес>, общей площадью не менее .
В судебном заседании представитель ответчика - Туринская М, действующая на основании доверенности № от <дата>, пояснила, что исковые требования не признаёт, поскольку Субботкина А.В. была включена в список нуждающихся в жилых помещениях, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей только в декабре 2011г. В бюджете муниципального образования <адрес> на 2012г. бюджетные ассигнования на обеспечение жилыми помещениями детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, на 2012г. предусмотрены по главному распорядителю бюджетных средств МКУ «Комитет имущественных отношений Администрации <адрес>» в объеме . По состоянию на <дата> указанные средства областного бюджета не поступали. Полагает, что нарушений требований ч.2 ст. 57 ЖК РФ, а так же Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ, со стороны Администрации <адрес> не было. Просит в удовлетворении иска к администрации <адрес> отказать.
Представитель третьего лица - МКУ отдела образования <адрес>, Савинова Л.А., действующая на основании доверенности от 2012г. в судебном заседании пояснила, что Субботкина А.В. состояла на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении в селе <адрес>. На основании постановления главы муниципального образования <адрес> от <дата> № Субботкина А.В. была снята учета на получение жилой площади по договору социального найма в органах опеки и попечительства МО <адрес> в связи с постановкой её на учет в органах опеки и попечительства <адрес>, так как с <дата> была зарегистрирована и проживала на территории <адрес>.
Представитель третьего лица - Финансового управления Администрации <адрес> Фищенко В.В., действующая на основании доверенности № от <дата>, в судебном заседании пояснила, что бюджетные ассигнования на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, на 2012г. в бюджет МО <адрес> из областного бюджета не поступали, поэтому представить Субботкиной А.В. жилое помещение по договору социального найма в настоящее время не представляется возможным.
В письменном отзыве на иск представитель Минобразования и науки <адрес> указал, что обязанности Министерства как главного распорядителя средств субвенции на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения по перечислению субвенции исполняются надлежащим образом.
В судебное заседание не явились: истец Субботкина А.В. - о времени и месте судебного заседание извещена своевременно и надлежащим образом; представители третьих лиц - Министерства социальной защиты населения <адрес>, МУ «Комитет по образованию, делам молодежи Администрации <адрес>», Министерства образования и науки <адрес>, Органы опеки и попечительства Комитета по образованию, делам молодежи Администрации <адрес> - надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства. Суд с учетом мнения участвующих в деле лиц на основании ст.167 ГПК РФ полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав прокурора, лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В интересах Субботкиной А.В. с настоящим иском обратился прокурор <адрес>. Такое обращение является правомерным, поскольку в соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
Субботкина А.В., как следует из материалов дела, обращалась к прокурору <адрес> с письменным заявлением об обращении прокурора в суд с иском в её интересах.
Согласно свидетельству о рождении, истец - Субботкина А.В., родилась <дата>.
В соответствии со свидетельством о заключении брака № выданному <дата> отделом ЗАГС по <адрес> и <адрес>, Субботкина А.В. <дата> заключила брак с С*.
Родители Субботкиной А.В. умерли: отец - В*. умер <дата> (свидетельство о смерти Администрации <адрес> <дата>), мать - Н*. умерла <дата> (свидетельство о смерти Администрации <адрес> <дата>).
Согласно преамбуле к ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Федеральный Закон) настоящий Федеральный закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст. 1 Федерального Закона лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Учитывая, что до достижения возраста 18 лет отец и мать Субботкиной А.В. умерли, в соответствии со ст.1 Федерального Закона, до 18 лет являлась ребенком – оставшимся без попечения родителей, в настоящее время Субботкина А.В. относится к числу лиц, из числа детей оставшихся без попечения родителей (абзац 3 ст.1 Федерального Закона).
Статус Субботкиной А.В. как лица, из числа детей оставшихся без попечения родителей, предоставляет ей дополнительные гарантии по социальной поддержке, то есть законодательно закрепленные дополнительные меры по социальной защите её прав, в том числе и право на обеспечение жилым помещением, которое Субботкина А.В. приобрела с момента приобретения ею указанного статуса.
В силу приведенных норм гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью, должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа, вышеуказанного возраста.
Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения. Поэтому достижение лицом 23-х летнего возраста, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение (Обзор законодательства и судебной практики ВС РФ за второй квартал 2006 года).
Из приведенного разъяснения следует, что лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшим возраста 23 лет, компетентными органами жилое помещение предоставляется при условии, что эти лица встали (поставлены) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста.
Постановлением Главы Администрации <адрес> № от <дата> Субботкина А.В. принята на учет как нуждающаяся в жилом помещении.
<дата>, Субботкина А.В. окончила ГОУ НПО <адрес> «Профессиональное училище» №, что подтверждается дипломом №, выданным <дата>
Постановлением главы Администрации <адрес> от <дата> № Субботкина А.В. в связи окончанием учебного заведения включена во внеочередной список нуждающихся в жилых помещениях с <дата>
Данные постановления никем не оспорены и являются действующими.
Согласно сообщению государственного регистратора № от <дата>, и № от <дата>, Субботкина А.В. прав на объекты недвижимого имущества не имеет.
В силу ч. 3 ст. 49 ЖК РФ определенным категориям граждан, установленным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта, предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального Закона дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся по опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
До <дата> Субботкина А.В. обучалась в ГОУ НПО <адрес> «Профессиональное училище» №.
В соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
Однако, в нарушение требований ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, Федерального Закона, администрация <адрес> до сих пор не предоставила ей жилое помещение по договору социального найма.
В соответствии ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно ч. 1,2 ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Норма предоставления устанавливаются органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Согласно постановления администрации <адрес> от 30.11.2005 № 1446 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилых помещений» для предоставления жилых помещений по договорам социального найма установлена норма предоставления общей площади жилого помещения в размере 18 кв. м. на одного человека.
В соответствии ч. 2 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
В соответствии со ст.57 Жилищного кодекса РФ, ст.ст. 5,8 Федерального Закона дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Предусмотренные названным законом дополнительные гарантии для детей оставшихся без попечения родителей являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 4 Закона <адрес> от 11.04.2005 № 472-03 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления, и в порядке, определенном губернатором области.
Во исполнение Закона <адрес> от 11.04.2005 N 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Губернатором <адрес> была издано постановление от 4 мая 2009 г. N 222, которым был утвержден Порядок обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), детей, переданных в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения (далее Порядок).
Согласно п. 8. Порядка орган местного самоуправления вправе предоставлять жилые помещения лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, из муниципального жилищного фонда, формируемого за счет средств местных бюджетов, с последующим возмещением данных расходов за счет субвенции на реализацию соответствующих государственных полномочий.
Из смысла вышеприведенных правовых норм следует, что расходы на реализацию мер по обеспечению этих лиц жилым помещением производятся за счет местных бюджетов с последующей компенсацией из областного бюджета, а лица, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания обучения в учебных заведениях должны быть обеспечены жилыми помещениями органами исполнительной власти по месту жительства немедленно, вне очереди.
Обеспечение вне очереди жилым помещением этих лиц не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в связи с чем, доводы представителя администрации <адрес> о том, что администрация исполняет надлежащим образом переданные государственные полномочия по обеспечению жильем лицам, из числа детей, оставшихся без попечения родителей в пределах выделенных <адрес>ю средств в пределах выделенных на эти цели областным бюджетом финансовых средств не основаны на законе.
В силу ч.5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В соответствии с Постановлением главы МО <адрес> № 1446 от 30.11.2005г. для предоставления жилых помещений по договорам социального найма установлена норма предоставления общей площади жилого помещения в размере на одного человека.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах Субботкина А.В. к Администрации <адрес> о предоставлении жилья удовлетворить.
Обязать администрацию <адрес> предоставить Субботкина А.В. благоустроенное жилое помещение, соответствующее санитарно-техническим нормам, расположенное на территории <адрес>, площадью не менее квадратных метров.
Решение может быть обжаловано в <адрес> областной суд через <адрес> городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.Е. Факеева
Решение суда в окончательной форме принято <дата>.