Решение о включении жилого помещения в наследственную массу



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<дата>                                                                          <адрес>

     Белогорский городской суд в составе

     председательствующего судьи Факеевой Л.Е.,

     при секретаре Катеринич И.Г.,

     с участием истца Штанько В.Н., представителей третьих лиц – ГБУ «Управление социальной защиты населения» г.Белогорска Федориной Н.Л., Амурского областного военкомата Буяра Г.М.,

     рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Штанько В.Н. к Администрации <адрес>, Комитету имущественных отношений Администрации <адрес> о включении жилого помещения в наследственную массу,

у с т а н о в и л:

     Штанько В.Н. обратилась в суд с настоящим иском, указав, что на основании Указа Президента РФ № 714 от 07.05.2008г., ЗАО № 284-ОЗ от 18.01.2007г., постановления Правительства <адрес> № 305 от 11.06.2010г., распоряжения губернатора <адрес> <адрес> от <дата> её матери П*. предоставлено жилое помещение – <адрес> по <адрес>. <дата> П*. умерла, не оформив право собственности на квартиру, в связи с чем постановлением нотариуса от <дата> ей отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство на жилое помещение. Поскольку право П*. на получение квартиры в собственность предусмотрено п.1 ст.1 ЗАО от 18.01.2007г. № 284-ОЗ, при жизни П*. в отношении последней было принято решение о предоставлении квартиры, но по не зависящим от П*. причинам право собственности в установленном порядке оформлено не было, просит суд на основании ст.1112 ГК РФ включить <адрес> по <адрес> в наследственную массу, открывшуюся после смерти П*., умершей <дата>.

     В судебном заседании Штанько В.Н. доводы иска поддержала и пояснила, что решение о предоставлении её матери П*. <адрес> по <адрес> принято <дата> <дата> П*. умерла, не успев оформить право собственности на жилое помещение. Просит суд включить указанную квартиру в состав наследства, оставшегося после смерти П*.

     Представители третьих лиц ГБУ «Управление социальной защиты населения» г.Белогорска Федорина Н.Л. и Амурского областного военкомата Буяр Г.М. в судебном заседании против удовлетворения иска не возражали.

     Представитель ответчика Администрации <адрес> в письменном отзыве на иск указала, что <адрес> по <адрес> не является муниципальной собственностью, была предоставлена матери истца из государственного жилищного фонда <адрес>. Администрацией <адрес> не были нарушены права истица; Администрация является ненадлежащим ответчиком, просит в удовлетворении иска отказать.

     Третьи лица Зинковская Г.Н., Ищенко М.Н. представили заявления, в которых заявили об отказе от обязательной доли наследства в пользу Штанько В.Н.

     Треть лицо - Министерство социальной защиты населения Амурской области в письменном отзыве на иск указало, что при жизни у П*. возникло право на оформление спорной квартиры в собственность, в связи с чем её наследники вправе унаследовать это право на основании ст.1112 ГК РФ.

     Представитель третьего лица - Министерства имущественных отношений Амурской области в письме, адресованном суду, указала, что не возражает против удовлетворения заявленных требований.

     В судебное заседание не явились представители ответчиков Администрации <адрес>, Комитета имущественных отношений, третьих лиц Администрации Амурской области – Правительства Амурской области, Министерства социальной защиты населения области, Министерства имущественных отношений Амурской области, третьи лица Зинковская Г.Н., Ищенко М.Н., нотариус А*., будучи надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела. Суд на основании ст.167 ГПК РФ полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие указанных лиц.

     Выслушав истца, представителей третьих лиц, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

     Из материалов дела следует, что Штанько В.Н. приходилась дочерью П*., что подтверждается свидетельством о рождении, справкой о заключении брака истицы.

     В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации предложено принять дополнительные меры по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

     Согласно ст.15 Закона РФ «О ветеранах» № 5-ФЗ от 12.01.1995г. участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки - обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения (п.3).

     В соответствии со ст.23.2 ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

     Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

     Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями, указанными в пункте 1 настоящей статьи (п.12).

     Ст.2 Закона Амурской области от 18.01.2007г. № 284-ОЗ «О социальной поддержке по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территории Амурской области» предусмотрено, что социальная поддержка по обеспечению жильем граждан, указанных в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, осуществляется в форме предоставления жилого помещения в собственность (п.2).

     Решение о предоставлении социальной поддержки по обеспечению жильем принимается комиссией по предоставлению социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей- инвалидов, состав и положение о которой утверждаются постановлением губернатора области (п.5).

     Гражданам, выбравшим в качестве формы социальной поддержки предоставление жилых помещений в собственность, социальная поддержка оказывается путем предоставления в собственность жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на соответствующий финансовый год в составе Фонда компенсаций в виде субвенций бюджету <адрес> (п.9).

     Порядок предоставления жилого помещения в собственность граждан устанавливается Правительством области. Список граждан - получателей жилого помещения в собственность утверждается распоряжением губернатора области.

     Постановлением Правительства Амурской области № 305 от 11.06.2010г. утвержден Порядок предоставления жилого помещения в собственность граждан, согласно которому право на получение жилого помещения в собственность имеют граждане, указанные в пункте 1 статьи 1 Закона, вставшие на учет в органах местного самоуправления по месту жительства и признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

     Согласно п.10 Порядка на основании решения комиссии о предоставлении жилых помещений в собственность граждан, губернатор области своим распоряжением утверждает список граждан - получателей жилого помещения в собственность.

     Правительство <адрес> принимает решение о строительстве объектов жилья в отдельных муниципальных образованиях для обеспечения граждан, указанных в пункте 1 статьи 1 Закона, с использованием средств федеральных субвенций и средств областного бюджета в случае, предусмотренном пунктом 9 статьи 2 Закона, и назначает государственного заказчика (п.12).

     После выполнения работ по строительству объектов жилья для граждан министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства области подготавливает проект распоряжения губернатора области о предоставлении жилых помещений в собственность гражданам с поквартирным распределением жилых помещений (с указанием общей площади предоставляемого жилого помещения) (п.14).

     Граждане, получившие жилое помещение в собственность, исключаются из сводных списков граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, сформированных министерством (п.16).

     Распоряжением Губернатора <адрес> от <дата> «Об утверждении списка граждан- получателей жилого помещения в собственность» утвержден список граждан - получателей жилого помещения в собственность, в который под номером включена П*., проживающая в <адрес> – вдова участника ВОВ, состоящая на учете с <дата>

     Распоряжением Губернатора <адрес> от <дата> постановлено о предоставлении <адрес> по <адрес> П*.

     <дата> П*. умерла, не зарегистрировав в установленном порядке право собственности на данную квартиру – в силу ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

     Ст.13 Закона РФ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997г. установлены порядок и сроки проведения государственной регистрации и предусмотрено, что государственная регистрация прав проводится в следующем порядке: прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов; правовая экспертиза документов и проверка законности сделки; установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.

     Государственная регистрация прав проводится не позднее чем в месячный срок со дня приема заявления и документов, необходимых для государственной регистрации, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, если иные сроки не установлены федеральным законом, а ипотеки жилых помещений - не позднее чем в течение пяти рабочих дней с указанного дня.

     В силу ст.16 Закона государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.

     Таким образом, государственная регистрация права собственности на недвижимое имущество производится по заявлению правообладателя и требует временных затрат.

     П*. при жизни на основании распоряжения губернатора <адрес> от <дата> приобрела право на получение жилого помещения – <адрес> по <адрес> в собственность, однако не произвела государственную регистрацию права на квартиру по независящим от неё причинам, так как <дата> умерла.

     Согласно ст.30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.

     В силу ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

     В соответствии со ст.1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

     То обстоятельство, что П*. умерла до оформления права собственности на квартиру, само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении требования наследников о включении квартиры в состав наследства, поскольку при жизни П*. выразила волю на получение спорного жилого помещения путем подачи заявления в орган социальной защиты населения, указанное заявление не отозвала и по не зависящим от неё причинам была лишена возможности соблюсти все правила оформления права собственности на квартиру, в котором ей не могло быть отказано.

     Требования Штанько В.Н. как наследника П*. предъявлены к Администрации <адрес>, Комитету имущественных отношений администрации <адрес> обоснованно, так как спорное жилое помещение расположено на территории муниципального образования <адрес>; по сообщению регистрирующих органов, права на <адрес> по <адрес> до настоящего времени не зарегистрированы.

     В силу ст.23.2 ФЗ «О ветеранах» органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями по обеспечению жильем ветеранов ВОВ и членов их семей.

     В соответствии с постановлением Правительства <адрес> № 305 от 11.06.2010г. право на получение жилого помещения в собственность имеют граждане, указанные в пункте 1 статьи 1 Закона, вставшие на учет в органах местного самоуправления по месту жительства и признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

     Кроме того, судом обеспечена реализация прав субъекта РФ – <адрес> – на участие в рассмотрении настоящего дела, так как судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Администрация Амурской области, Министерство имущественных отношений Амурской области, Министерство социальной защиты населения Амурской области.

     Другие наследники П*. – Зинковская Г.Н., Ищенко М.Н. – не выразили возражений против иска Штанько В.Н., заявили об отказе от причитающейся им доли в наследстве в пользу истицы, что свидетельствует об отсутствии спора между указанными лицами относительно спорного жилого помещения.

     Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

     Иск Штанько В.Н. к Администрации г.Белогорска, Комитету имущественных отношений Администрации г.Белогорска о включении жилого помещения в наследственную массу удовлетворить.

     Включить в состав наследства П*., умершей <дата>, <адрес> по <адрес> <адрес>.

     Решение может быть обжаловано в <адрес> областной суд через <адрес> городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

                Судья                                                                   Л.Е.Факеева

     Решение суда в окончательной форме принято <дата>.