Нарушения, предусмотренные КоАП: ст. 15.1



Р Е Ш Е Н И Е

по протесту на постановление по делу об административном правонарушении

<адрес>                                                                                               <дата>

Судья <адрес> городского суда <адрес> Сандровский В.Л.,

при секретаре Жежель А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела по протесту прокурора <адрес> на постановление начальника Межрайонной инспекции ФНС России по <адрес> от <дата> о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении Мурзина В.С.,

у с т а н о в и л :

    Прокурор <адрес> района <адрес> области обратился в суд с протестом на постановление начальника Межрайонной инспекции ФНС России по <адрес> от <дата> о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении Мурзина В.С. по ст. 15.1 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование протеста прокурором указано, что данное постановление является незаконным в связи с существенными нарушениями процессуальных норм при его вынесении. В частности, административное дело было рассмотрено с нарушением сроков, предусмотренных ст. 29.6 КоАП РФ. Кроме того, дело было рассмотрено в отсутствие прокурора <адрес> района, который не был надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела. Кроме того, вынесенное налоговым органом постановление противоречит нормам материального права, в соответствии с которыми не исключается административная ответственность Мурзина В.С. за соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных функций, в том числе, связанных с кассовыми операциями.

    Помощник прокурора <адрес> района Х.М.А. протест прокурора и изложенные в нем доводы поддержал в судебном заседании в полном объеме. Просит суд отменить постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное начальником Межрайонной инспекции ФНС России по <адрес> от <дата> о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении Мурзина В.С. по ст. 15.1 КоАП РФ, как незаконное.

           Представитель Межрайонной инспекции ФНС России по <адрес> М.М.А. в судебном заседании с доводами прокурора не согласилась. Постановлением руководителя налогового органа было прекращено производство по делу об административном правонарушении в отношении Мурзина В.С. в связи с отсутствием в действиях последнего состава административного правонарушения. Выводы должностного лица, вынесшего данное постановление, основаны на нормах материального права и совокупности исследованных и представленных материалов. Просит протест прокурора оставить без удовлетворения, а обжалуемое постановление без изменения.

           Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - Мурзин В.С. с доводами протеста прокурора не согласился и в судебном заседании пояснил, что он присутствовал при рассмотрении административного дела в отношении него в налоговом органе. По делу были исследованы все представленные материалы, на основании которых было вынесено законное решение. Считает, что отсутствие прокурора при рассмотрении дела об административном правонарушении не могло повлиять на законность и обоснованность вынесенного постановления. Просит протест прокурора оставить без удовлетворения, а постановление руководителя налогового органа без изменения.

Защитник Мурзина В.С. – адвокат Михалевич С.В. с доводами протеста прокурора также не согласилась, пояснив в судебном заседании, что каких-либо существенных нарушений при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении Мурзина В.С. руководителем налогового органа допущено не было. Основания для прекращения производства по делу в отношении Мурзина В.С. полно и подробно изложены в обжалуемом постановлении. Считает постановление начальника Межрайонной инспекции ФНС России по <адрес> от <дата> о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении Мурзина В.С. законным и обоснованным, а протест прокурора не подлежащим удовлетворению.

Выслушав объяснения участников судебного разбирательства, проверив материалы дела в полном объеме, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 28.8 КоАП РФ постановление прокурора об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента вынесения постановления об административном правонарушении.

Согласно ст. 29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении, а равно постановления прокурора об административном правонарушении, и других материалов дела.

Из представленных и исследованных в судебном заседании материалов следует, что <дата> прокурором <адрес> района <адрес> области было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Мурзина В.С. по ст. 15.1 КоАП РФ (л.д. 7-8). В тот же день указанное постановление со всеми материалами было направлено в Межрайонную инспекцию ФНС России по <адрес> для рассмотрения по существу. Постановление прокурора и материалы были получены налоговым органом <дата>, входящий номер

Обжалуемое прокурором постановление было вынесено <дата>, то есть по истечению 28-ми дней со дня поступления в налоговый орган постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Мурзина В.С. по ст. 15.1 КоАП РФ со всеми материалами, то есть по истечению предусмотренного законом срока, установленного для рассмотрения дела об административном правонарушении (л.д. 32-33). При этом, представленные материалы не содержат данных, свидетельствующих об объективных причинах не рассмотрения дела в установленный законом срок.

В соответствии со ст. 25.11 КоАП РФ РФ прокурор извещается о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, возбужденного по инициативе прокурора. Указанные положения закона обязывают орган, должностное лицо, на рассмотрение которого передано дело об административном правонарушении, возбужденное по инициативе прокурора, извещать прокурора о месте и времени рассмотрения дела.

Из представленных и исследованных в судебном заседании материалов следует, что <дата> Межрайонной инспекцией ФНС по <адрес> в адрес органа прокуратуры было направлено сообщение о том, что производство по делу об административном правонарушении в отношении главы администрации муниципального образования <адрес> сельсовета Мурзина В.С. прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения в соответствии с п.п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ. Одновременно с этим было сообщено о том, что рассмотрение протокола об административном правонарушении по ст. 15.1 КоАП РФ в отношении Т.С.А. назначено на <дата> на 13 часов 30 минут, исходящий номер (л.д. 16). Вместе с тем указанное сообщение было направлено не в прокуратуру <адрес> района, которой было инициировано производство по делу об административном правонарушении в отношении Мурзина В.С., а в прокуратуру <адрес>. Тем самым, о времени и месте рассмотрения дела был уведомлен не надлежащий орган прокуратуры. Прокурор <адрес> района был уведомлен о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении в день его фактического рассмотрения, то есть <дата> (л.д. 15).

Кроме того, прокурором <адрес> района было инициировано производство по делу об административном правонарушении в отношении конкретного лица – Мурзина В.С., о рассмотрении которого и должен был быть извещен соответствующий прокурор. Однако в орган прокуратуры было сообщено о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении Т.С.А. При этом, <дата> налоговый орган сообщил в орган прокуратуры сведения о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении Мурзина В.С., которое юридически состоялось <дата>, о чем свидетельствует содержание обжалуемого прокурором постановления.

    В обжалуемом постановлении налогового органа выводы о том, что в действиях главы администрации <адрес> сельского совета Мурзина В.С. не усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.1 КоАП РФ, так как последним были приняты все необходимые и достаточные меры для соблюдения кассовой дисциплины, объективно не конкретизированы и не подтверждены достоверными фактами, которые бы не позволили усомниться в правильности изложенных выводов.

    Таким образом, несоблюдение установленных законом сроков рассмотрения дела, не надлежащее извещение участников административного судопроизводства о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, а равно не мотивирование выводов принятого по делу решения, в своей совокупности свидетельствуют о нарушении процессуальных требований КоАП РФ.

Совокупность изложенных обстоятельств позволяет суду сделать вывод о том, что постановление Межрайонной инспекции ФНС России по <адрес> от <дата> о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении Мурзина В.С. принято с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ.

    В соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение должностному лицу, правомочному рассмотреть дело.

Вынесенное постановление по делу об административном правонарушении нельзя признать процессуальным документом, свидетельствующем о законности и обоснованности прекращения производства по делу об административном правонарушении в отношении Мурзина В.С.

    При таких обстоятельствах суд находит доводы прокурора <адрес> района о незаконности и необоснованности постановления налогового органа заявленными обоснованно и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

р е ш и л :

1. Протест прокурора <адрес> района <адрес> области на постановление начальника Межрайонной инспекции ФНС России по <адрес> от <дата> о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении Мурзина В.С. - удовлетворить.

2. Отменить постановление начальника Межрайонной инспекции ФНС России по <адрес> от <дата> о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении Мурзина В.С.

3. Возвратить дело на новое рассмотрение в Межрайонную инспекцию ФНС России по <адрес>.

Решение может быть обжаловано в <адрес> областной суд в порядке ст. 30.9 КоАП РФ в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья                                        В.Л. Сандровский