Дело №
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
<дата> <адрес>
Белогорский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Лисниченко Д.А.,
при секретаре ФИО.,
с участием законного представителя юридического лица – директора государственного стационарного учреждения социального обслуживания <адрес> «Белогорский психоневрологический интернат» - ФИО1,
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ в отношении юридического лица – государственного стационарного учреждения социального обслуживания <адрес> «Белогорский психоневрологический интернат», ранее к административной ответственности не привлекавшегося,
У С Т А Н О В И Л:
<дата> заместителем начальника отдела Управления Росздравнадзора по <адрес> в отношении юридического лица – государственного стационарного учреждения социального обслуживания <адрес> «Белогорский психоневрологический интернат» (далее Интернат) был составлен протокол об административном правонарушении, по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, согласно которого в ходе проведенной в период с 07 по <дата> плановой выездной проверки по контролю за соблюдением лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности Интерната, расположенного по адресу: <адрес> ул. <адрес>, 170, были выявлены нарушения лицензионных требований и условий, установленных Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденной Постановлением Правительства РФ от <дата> N 30 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности» (с изменениями и дополнениями) (далее Положение).
В судебном заседании законный представитель Интерната ФИО1 вину Интерната в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ признал полностью и суду показал, что проверка контроля за соблюдением лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности, проводилась с участием заместителя директора интерната по медицинской части. По окончании проверки был составлен акт проверки, а также протокол об административном правонарушении, которые он подписал. Он согласен со всеми выявленными сотрудниками Управления Росздравнадзора по <адрес> нарушениями лицензионных требований и условий, которые имели место и указаны в протоколе об административном правонарушении. Выявленные нарушения вызваны непродолжительным периодом работы Интерната по указанному профилю деятельности, неукомплектованностью в полном объеме Интерната квалифицированным персоналом. В настоящее время Интернатом принимаются меры по исправлению указанных нарушений.
Свидетель ФИО. – заместитель директора Интерната по медицинской части суду показала, что Интернат осуществляет свою деятельность с марта 2010 года. Она присутствовала при проведении проверки деятельности Интерната по контролю за соблюдением лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности. С составленным актом согласна, нарушения лицензионных требований, действительно имели место.
Свидетель ФИО суду показала, что которого в ходе проведенной сотрудниками Управления Росздравнадзора по <адрес> в период с 07 по <дата> плановой выездной проверки по контролю за соблюдением лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности Интерната, были выявлены нарушения лицензионных требований и условий, установленных Положением. По окончании проверки был составлен акт, который был подписан и вручен директору Интерната. после чего в присутствии ФИО1 в отношении юридического лица - интерната был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ. Каких – либо замечаний или возражений на акт и протокол от ФИО1 в адрес Управления Роздравнадзора, не поступило.
Выслушав, законного представителя юридического лица, свидетелей, изучив представленные материалы дела об административном правонарушении, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что вина юридического лица - Интерната в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ нашла свое подтверждение.
Приказом о проведении плановой выездной проверки № от <дата> и. о. руководителя Управления Росздравнадзора по <адрес> было дано указание о проведении проверки с целью выполнения плана контрольно – надзорных мероприятий Управления на 2010 год. Предметом проверки является соблюдение обязательных требований, установленных Положением.
В период с 07 по <дата> была проведена плановая выездная проверка Интерната, в ходе которой были выявлены грубые нарушения лицензионных требований и условий, утвержденных Положением.
Проверка проводилась в присутствии заместителя директора интерната по медицинской части ФИО
В ходе проведения проверки были следующие нарушения:
Нарушение пп. «а» пункта 5 Положения (отсутствие у лицензиата принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании соответствующих зданий, помещений, оборудования и медицинской необходимых для выполнения работ (услуг), соответствующих установленным к ним требованиям) - отсутствует свидетельство о регистрации права оперативного управления на 5-ти этажный корпус, в котором располагается отделение интенсивного лечения (Милосердие), медицинский блок (два процедурных кабинета, гинекологический кабинет, перевязочный кабинет), кабинет предрейсовых медицинских осмотров.
Нарушение пп. «г» пункта 5 Положения (отсутствие в штате лицензиата или не привлечение им на законном основании специалистов, необходимых для выполнения работ (услуг), имеющих высшее или среднее профессиональное (медицинское) образование и сертификат специалиста, соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ (услуг) - на должности врачей психиатров приняты врачи ФИО и ФИО не имеющие подготовки по психиатрии (имеют сертификаты специалиста «психиатр-нарколог»).
3. Нарушение пп. «д» пункта 5 Положения (отсутствие повышения квалификации специалистов, осуществляющих работы (услуги) (не реже одного раза в 5 лет) - у медицинских сестер ФИО ФИО ФИО отсутствует подготовка по сестринскому делу по психиатрии.
4. Нарушение пп. «з» пункта 5 Положения (не обеспечение лицензиатом при осуществлении им медицинской деятельности контроля за соответствием качества выполняемых медицинских работ (услуг) установленным требованиям (стандартам).
При проведении проверок историй болезни проживающих установлены нарушения приказа Минсоцобеспечения РСФСР от <дата> № «Об утверждении инструкции об организации медицинского обслуживания, противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий в психоневрологических интернатах» и приказа Минздрава России от <дата> № «Об утверждении клинического руководства «Модели диагностики и лечения психических и поведенческих расстройств». В отделении № проживающие не распределены по дифференцированному содержанию и обслуживанию, в историях болезни какой-либо режим не значится (все истории). В отделении № все проживающие, независимо от их психического состояния имеют свободный выход, что создает условия для их систематической алкоголизации, нарушению режима лечения и ухудшению психического состояния. Истории болезни проживающих малоинформативны. При первичном осмотре поступивших отсутствуют подробные анамнестические сведения, недостаточно описывается психический статус. Динамическое наблюдение врачом психиатром проводится 4 раз в год, но записи носят формальный характер, нет динамики психического статуса, при этом обычно назначается лечение, которое врачом психиатром не обосновывается и контроль за лечением больного не проводится. Годовые эпикризы есть не во всех историях болезни, оформляются врачами крайне формально, отражают динамики психического соматического и социального статуса проживающих. В историях болезни отсутствует контроль зав. отделениями за обследованием и лечением больных. Лечение и обследование проживающих не соответствует стандартам качества лечения пациентов с психическими расстройствами (приказ МЗ РФ № от <дата>) «Об утверждении клинического руководства «Модели диагностики и лечения психических и поведенческих расстройств»: лечение больных эпилепсией и другими органическими расстройствами с пароксизмальными состояниями проводится без контроля ЭЭГ. Лечение больных эпилепсией проводится без учета характера пароксизмов, в лечении в основном используется фенобарбитал, который не является противосудорожным препаратом I ряда и является сильнодействующим лекарственным средством, формирующим синдром зависимости. При лечении Органического психического расстройства не проводятся курсы дегидратационной и рассасывающей терапии. При лечении шизофрении используется крайне ограниченный выбор антипсихотических средств, антидепрессантов. В лечении применяется антипсихотическое средство азалептин (клозапин), без контроля анализа крови, что может привести к смертельному осложнению: лекарственному агранулоцитозу. Антидепрессант: амитриптилин назначается без контроля ЭКГ и соматического состояния, что может вызвать нарушения ритма и проводимости (до полной блокады). В большинстве проверенных историй болезни необоснованно, с превентивной целью назначается сильнодействующий лекарственный препарат циклодол. Назначенные сильнодействующие лекарственные средства ежедневно списываются в историях болезни медицинскими сестрами, но контроль врача за лечением отсутствует. В отделениях недостаточно лекарственных средств для лечения пациентов с психическими расстройствами, выбор их крайне ограничен. Из антипсихотических средств для снятия психомоторного возбуждения на момент проверки имеется только аминазин и незначительное количество тизерцина в инъекциях. Отсутствует галоперидол в инъекциях - препарат I ряда при лечении обострений шизофрении. Из антидепрессантов присутствует только амитриптилин, нет более современных и безопасных депрессантов. Недостаточно ноотропов.
В нарушении приказа Министерства здравоохранения и социального развития российской федерации от <дата> № «Об утверждении стандарта медицинской помощи больным артериальной гипертонией» не выполнены стандарты обследования и лечения больных страдающих гипертонической болезнью.
При проверке «Журнала диспансерного наблюдения», историй болезни установлено несоблюдение стандартов обследования при динамическом наблюдения за лицами, подлежащими диспансеризации у врача-терапевта согласно приказу Министерства здравоохранения СССР <дата> № «О порядке проведения всеобщей диспансеризации населения» в части осмотра врачами-специалистами, объема лабораторного, функционального обследования.
В учреждении не проводится в полном объеме реабилитационная работа, осуществляются отдельные социально-реабилитационные мероприятия (трудотерапия, терапия занятостью), социально-реабилитационная работа проводится без участия врачей (нет ни единой записи в историях болезни о назначении, контроле и результатах проводимых реабилитационных мероприятий). В отделениях отсутствует наглядная информация о правах граждан, страдающих психическими расстройствами.
Не проводится освидетельствование проживающих в доме-интернате лиц врачебной комиссией с целью решения вопроса об их дальнейшем содержании в учреждении и возможности пересмотра решения об их недееспособности (ст. 43 ФЗ РФ от <дата> № «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»).
5. Нарушение пп. «л» пункта 5 Положения (не ведение лицензиатом при осуществлении медицинской деятельности учетной и отчетной медицинской документации) - нарушение ведения форм медицинской документации, установленных приказом Минсоцобеспечения РСФСР от <дата> № «Об утверждении инструкции об организации медицинского обслуживания, противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий в психоневрологических интернатах»: Несоответствие формы Книги учета поступающих в интернат, журнала передачи дежурств постовыми медицинскими сестрами, журнала регистрации умерших. Отсутствует журнал для записи приема амбулаторных больных. Не соблюдается периодичность регистрации показателей артериального давления в зале выдачи нейролептиков. (Более 1 раза в 10 дней). В графах «Числа месяца» не проставляется фовка принимаемых нейролептиков.
На основании выявленных нарушений, отраженных в акте проверки № от <дата>, в отношении юридического лица – Интерната <дата> заместителем начальника отдела Управления Росздравнадзора по <адрес> был составлен протокол об административном правонарушении.
Согласно ч. 3 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.20 настоящего Кодекса, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.
Как следует из ч. 4. ст. 28.3 КоАП РФ, перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2 и 3 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от <дата> N 2220-Пр/05 «Об утверждении Перечня должностных лиц Росздравнадзора и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» утвержден Перечень должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, согласно которого в управлениях Росздравнадзора по субъектам РФ таким правом обладает руководитель управления, заместитель руководителя управления, начальник отдела, заместитель начальника отдела, должностные лица, уполномоченные проводить мероприятия по контролю.
Таким образом, протокол об административном правонарушении в отношении Интерната составлен надлежащим лицом – заместителем начальника отдела Управления Росздравнадзора по <адрес>.
Согласно с ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как следует из примечания к статье 19.20 КоАП РФ, понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ состоит в том, что виновный грубо нарушает (признаки последнего определяются Правительством РФ) условия лицензии, иного специального разрешения.
Субъектом указанного состава административного правонарушения являются в том числе и юридические лица.
Согласно п. 6 Положения осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "г" и "е" - "з" пункта 5 настоящего Положения.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за административное правонарушение, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с п.п. 3, 7 ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу ч. 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Из материалов дела усматривается, что Интернатом были нарушены лицензионные требования и условия, утвержденные пп. «а», «г», «д», «з», «л» п. 5 Положения.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу об административном правонарушении доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 3-5), актом проверки Управления Росздравнадзора по <адрес> в части соблюдения лицензиатами – юридическими лицами лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности (л.д. 6-13),историями болезни (л. д. 15 – 45), журналом учета нейролептиков в 2010 году (л.д. 46-48), лицензией Интерната и приложением № к ней (л. д. 49 – 50), свидетельство внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц (л. д. 52). показаниями законного представителя Интерната ФИО1, свидетелей ФИО, ФИО
Таким образом, в действиях юридического лица – Интерната имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ.
Кроме того, суд принимает во внимание тот факт, что протокол об административном правонарушении и акт проверки подписаны законным представителем Интерната ФИО1 без возражений и каких-либо разногласий, копии данных процессуальных документов получены им на руки, о чем свидетельствуют его личные подписи.
При назначении административного наказания юридическому лицу Интернату суд учитывает, характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, отягчающие и смягчающие административную ответственность.
Обстоятельств, смягчающих отягчающих административную ответственность Интерната в соответствии со ст. ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ не установлено.
Ранее Интернат к административной ответственности не привлекалось.
Рассматривая вопрос о назначении административного наказания в виде административного приостановления суд установил следующее.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 3.12. КоАП РФ, административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей. Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Таким образом, по смыслу ч. 1 ст. 3.12. КоАП РФ административным органом должно быть установлено и доказано, что менее строгий вид административного наказания, чем административное приостановление деятельности не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Административным органом – Управлением Росздравнадзора по <адрес> суду не представлено достаточных доказательств, подтверждающих данное обстоятельство, в связи с чем, исходя из сложившейся ситуации, суд полагает возможным назначить наказание, не связанное с административным приостановлением деятельности.
В ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ предусмотрено, что постановление по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения.
Как следует из ч. 2 ст. 4.5 КоАП, в случае, если совершённое правонарушение является длящимся, сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения, т.е. с того дня, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Так как указанное правонарушение было выявлено <дата> – в день подписания акта проверки, следовательно, давность привлечения к административной ответственности не нарушена.
С учетом изложенного, судья назначает наказание в пределах санкции ч.3 ст.19.20 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях», полагая возможным применить административное наказание в виде административного штрафа.
С учетом изложенного и руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Признать государственное стационарное учреждение социального обслуживания <адрес> «Белогорский психоневрологический интернат» виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 Кодекса об административным правонарушений РФ и подвергнуть государственное стационарное учреждение социального обслуживания <адрес> «Белогорский психоневрологический интернат» административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей
Указанную сумму штрафа перечислить в ГРКЦ ГУ Банка России по <адрес>, ИНН 2801100699; КПП 280101001; БИК 041012001; счет №;КБК 06011690040040000140 ОКАТО 10410000000.
Постановление может быть обжаловано в Амурский областной суд через Белогорский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Д. А. Лисниченко