К делу № 2-212/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 23 июня 2011 г. Белоглинский районный суд Краснодарского края в составе председательствующего Парфеновой И.Н. при секретаре Хорольской Г.В., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление прокурора Белоглинского района в интересах Морозовой А.А. о признании незаконными действий администрации МО Белоглинский район, У С Т А Н О В И Л : Прокурор Белоглинского района обратился в суд с заявлением в интересах Морозовой А.А. о признании незаконными действий администрации МО Белоглинский район. Заявление мотивировано тем, что Морозова А.А., являясь участником Великой Отечественной войны, не имеет собственного жилья, и 03.01.11 г. обратилась в администрацию МО Белоглинский район с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Администрация МО отказала в удовлетворении заявления, поскольку она не зарегистрирована на территории МО Белоглинский район и определить уровень обеспеченности ее общей площадью жилого помещения не представляется возможным. Морозова А.А., не согласившись с отказом, обратилась к прокурору Белоглинского района для защиты своих прав. Прокурор полагает, что решение администрации, связанное с отказом в удовлетворении заявления о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении участника ВОВ, является незаконным и препятствует реализации Указа Президента РФ от 07.05.08 г. № 714 «Об обеспечении жильем Ветеранов Великой Отечественной войны 1941-45 г.г.»( в ред.Указа Президента РВ от 09.01.10 г. № 30), поскольку Морозова собственного жилья не имеет. В судебном заседании прокурор Врублевский Э.Н. поддержал заявление и просил его удовлетворить. При этом прокурор не согласился с доводами представителя администрации о том, что поскольку Морозовой в 2001 г. предоставлялось жилое помещение и она в 2006 г. произвела его отчуждение, то в настоящее время она не имеет права на получение жилого помещения. Прокурор полагает, что Морозова, как участница ВОВ является нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с вышеназванным Указом Президента РФ, поскольку в настоящее время она вынуждена скитаться по родственникам и знакомым, что является вопиющим фактом безнравственного отношения к участнику ВОВ. Представитель администрации МО Шершненко Н.М. требования заявления не признала и пояснила, что Морозова А.А. не зарегистрирована на территории МО Белоглинский район определить уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения не представляется возможным. Согласно п.3 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления заявление о принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий подается по месту жительства гражданина. Представленные Морозовой документы не подтверждают ее право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении. Кроме этого, представитель администрации отметила, что заявительнице в 2001 г. предоставлялось вне очереди жилое помещение как участнику ВОВ, однако она в августе 2006 г. произвела отчуждение этой квартиры. Выслушав стороны и исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Морозова А.А. является участником Великой Отечественной войны и имеет право на льготы и преимущества, установленные действующим законодательством для участников Отечественной войны ( л.д.18-19). Согласно выписки из ЕГРП Морозова А.А. в собственности жилого помещения не имеет и в настоящее время проживает временно в семье своей сестры ( л.д.13,26). В соответствии с п.3 ч.1 ст.15 ФЗ от 12.01.95 г. ( в ред. ФЗ от 21.12.09 г.) «О ветеранах» участникам войны предоставляется: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями ст.23.2 настоящего Федерального закона. В соответствии со ст.23.2 ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.ст.14,16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Подпунктом 3.1 п.3 ст.23.2 указанного Федерального закона, по письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которого определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации. Доводы представителя ответчика о том, что в связи с отсутствием регистрации на территории МО Морозова А.А. не может быть поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не могут быть приняты судом во внимание. Представитель администрации ссылается на п.3 ст.52 ЖК РФ о том, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления по месту жительства гражданина. Местом жительства, по определению п. 1 ст. 20 ГК РФ, признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Постоянно или преимущественно проживать в определенном месте гражданин может в качестве собственника, члена его семьи, по договору найма (поднайма) либо на ином основании, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Местом жительства могут быть жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, общежитие, специальный дом для одиноких и престарелых граждан, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и подобные им жилые помещения. Однако сам по себе факт постоянного или преимущественного проживания гражданина на законном основании в определенном месте не дает основания к определению его места жительства. В настоящее время основным фактором, позволяющим установить место жительства гражданина в целях принятия на учет, является формальный признак - регистрация гражданина по месту жительства. Документами, подтверждающими адрес места жительства гражданина Российской Федерации, являются документ, удостоверяющий личность физического лица (паспорт или иной документ). По мнению суда, администрацией МО при проверке заявления Морозовой не были установлены в полном объеме причины, по которым она оказалась лицом без определенного места жительства. Для таких людей не допускающее исключений правило о принятии на жилищный учет только по месту жительства фактически означало бы лишение их гарантированного Конституцией РФ права на жилище. Доводы представителя администрации МО о том, что Морозова А.А. в 2006 г. произвела отчуждение принадлежащего ей жилого помещения также не принимаются судом, поскольку данный факт не указан представителем администрации как условие отказа в удовлетворении заявления Морозовой. Заявительницей не отрицалось, что в 2006 г. она продала принадлежащую ей квартиру по <адрес>, однако сделала это в силу жизненных обстоятельств и задолго до внесения изменений от 09.01.10 г. в Указ Президента РФ от 07.05.08 г. № 714 «Об обеспечении жильем Ветеранов Великой Отечественной войны 1941-45 г.г.», дающих право ветеранам ВОВ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, независимо от даты постановки на учет. Уполномоченным органом по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не выполнены требования ст.51 ЖК РФ и ФЗ «О ветеранах» и при таких обстоятельствах принятие постановления об отказе Морозовой в удовлетворении заявления о принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий вынесено без учета и установления всех значимых обстоятельств по данному вопросу, а поэтому не может быть признано законным и обоснованным. Принятием данного постановления ущемлены права участника Великой Отечественной войны Морозовой А.А., гарантированные ей ФЗ «О ветеранах» и Указом Президента РФ от 07.05.08 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.». Руководствуясь ст.ст.194-198, ч.2 ст.256 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Заявление прокурора Белоглинского района в интересах Морозовой А.А. удовлетворить. Постановление главы МО Белоглинский район от 14.02.11 г. № 63 «Об отказе гр. Морозовой А.А. в удовлетворении заявления о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении» признать недействующим и не подлежащим применению с момента его издания. Обязать администрацию муниципального образования Белоглинский район рассмотреть в установленном законом порядке вопрос о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет участника Великой Отечественной войны Морозовой А.А. и уведомить ее о принятом решении. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Белоглинский районный суд в течение 10 дней. Председательствующий