К делу № 2-246/2011 г. Р Е Ш Е Н И Е И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И с. Белая Глина 15 июля 2011 года Белоглинский районный суд Краснодарского края в составе: Председательствующего Хижняк П.А. При секретаре Бурдюговой Л.С. Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Гостевой Варвары Петровны о признании незаконными действий администрации МО Белоглинский район. У С Т А Н О В И Л: Гостева В.П. обратилась в суд с заявлением о признании незаконными действий администрации МО Белоглинский район по отказу в удовлетворении заявления о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. В обоснование заявленных требований Гостева В.П. указывает, что постановлением главы муниципального образования Белоглинский район от 21.04.11 г. № 193 на основании заключения уполномоченного лица администрации муниципального образования Белоглинский район ей отказано в удовлетворении заявления о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. В обоснование отказа в постановке на учет указано, что заявитель является членом семьи собственника жилого помещения, обеспеченность ее общей площадью составляет 20,73 кв.м. Гостева В.П. полагает, что указанные действия администрации являются незаконными и создают препятствия в реализации Указа Президента Российской Федерации № 714 от 7.09.2008 г. «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов». В соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее – Закон) нуждающиеся в улучшении жилищных условий члены семьи погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются за счет средств федерального бюджета жильем в соответствии с положениями статьи 23.2 Закона. Согласно п. 1, 3.1 ст. 23.2 Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. По письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Закона граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Основания признания гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий предусмотрены ст. 51 ЖК РФ. Часть 2 ст. 1, ст. 3 Закона Краснодарского края от 28.07.2006 № 1077-КЗ "О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем граждан отдельных категорий" предусмотрено, что к гражданам отдельных категорий федеральной подведомственности относятся ветераны и приравненные к ним лица: категории граждан, имеющие право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах». Граждане отдельных категорий федеральной подведомственности и члены их семей признаются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса РФ и (или) иными федеральными нормативными правовыми актами. Согласно ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения. Определение понятия «член семьи собственника жилого помещения» содержится в ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ: «к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи». Гостева В.П. не является членом семьи собственника домовладения, и обеспеченность жилой площадью составляет менее 36 кв.м. В судебное заседание Гостева В.П. не явилась, письменно просила рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования поддержала. Представитель ответчика администрации МО Белоглинский район Шершненко Н.М. требования иска не признала и полагала необходимым в его удовлетворении отказать. Выслушав мнение представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд полагает необходимым требования искового заявления удовлетворить. Гостева В.П. является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны и имеет право на льготы и преимущества, установленные действующим законодательством для инвалидов Отечественной войны. В соответствии с ч.1 ст.21 ФЗ от 12.01.95 г. ( в ред. ФЗ от 21.12.09 г.) «О ветеранах» нуждающиеся в улучшении жилищных условий члены семьи погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются за счет средств федерального бюджета жильем в соответствии с положениями статьи 23.2 Закона. Согласно ст.23.2 ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.ст.14,16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Подпунктом 3.1 п.3 ст.23.2 указанного Федерального закона, по письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которого определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации. Основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий предусмотрены ст.51 ЖК РФ. Частью 2 ст. 1 Закона Краснодарского края от 28.07.06г. №1077-КЗ В соответствии со ст.3 данного Закона Краснодарского края граждане отдельных категорий федеральной подведомственности и члены их семей признаются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и (или) иными федеральными нормативными правовыми актами. Частью 2 этой же статьи установлена учетная норма площади жилого помещения для граждан отдельных категорий совместной подведомственности и краевой подведомственности и членов их семей 10 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека. Доводы представителя ответчика о том, что Гостева В.П. является членом семьи собственника домовладения судом во внимание не принимаются. Из материалов дела следует, что заявительница проживает в домовладении, принадлежащем ФИО1 (л.д. 14-15). Документов, подтверждающих, что Гостева В.П. является членом семьи собственника, администрацией МО суду не представила. Согласно свидетельства о праве собственности общая площадь домовладения составляет 62,2 кв.м.. Из справки администрации Белоглинского сельского поселения следует, что в указанном домовладении зарегистрированы и проживают члены семьи собственника домовладения в количестве 3 чел. (л.д. 6). С учетом количества всех проживающих в домовладении обеспеченность вдовы ветерана жилой площадью составляет менее 36 кв.м. Доводы представителя администрации МО Белоглинский район о том, что Гостева В.П. произвела отчуждение ранее принадлежащего ей домовладения, тем самым ухудшив свои жилищные условия, не могут быть приняты во внимание, поскольку данный факт не указан в имеющемся в заключении администрации как условие отказа в удовлетворении заявления Гостевой В.П. В соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Анализ приведенной нормы, учитывая правовую позицию, изложенную в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2007 г. N 258-О-О, определении Верховного суда от 20.04.2011 N 11-В11-8, свидетельствует о том, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. Суду необходимо указать какие конкретно действия по намеренному ухудшению жилищных условий со стороны вдовы участника ВОВ являются умышленными. Однако, суд полагает, что Гостеву В.П. нельзя признать намеренно ухудшившей свои жилищные условия, поскольку эти действия не являются умышленными или недобросовестными. Имевшееся в собственности Гостевой домовладение было продано ею в июне 2008 г., то есть до возникновения права по улучшению жилищных условий, обеспечиваемых в соответствии с Указом Президента РФ от 07.09.08 г. Более того, удостоверение вдовы участника ВОВ, дающее ей право на получение соответствующих льгот получено в августе 2010 г., то есть по истечении более двух лет после отчуждения домовладения. Гостева В.П. не могла преследовать цель намеренно ухудшить свои жилищные условия, поскольку на момент продажи дома каких-либо льгот на получение жилья у нее не имелось и их дальнейшее предоставление она предвидеть не могла. Документов, подтверждающих, что домовладение продано дочери, администрация МО суду не представила. В соответствии со ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Суд полагает, что администрацией МО Белоглинский район поверхностно оценена нуждаемость Гостевой В.П. в жилом помещении, а постановление об отказе в удовлетворении заявления о принятии на учет в качестве в улучшении жилищных условий вынесено без учета и установления всех значимых обстоятельств по данному вопросу, а поэтому не может быть признано законным и обоснованным. Принятием данного постановления ущемлены права вдовы участника Великой Отечественной войны Гостевой В.П., гарантированные ей ФЗ «О ветеранах» и Указом Президента РФ от 07.05.08 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление Гостевой В.П. удовлетворить. Постановление главы МО Белоглинский район от 21.04.11 г. № 193 « Об отказе гражданке Гостевой Варваре Петровне в удовлетворении заявления о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении» признать недействующим и не подлежащим применению с момента его издания. Обязать администрацию муниципального образования Белоглинский район устранить допущенные нарушения прав вдовы участника Великой Отечественной войны Гостевой В.П. и уведомить ее о принятом решении. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Белоглинский районный суд в течение 10 дней. СУДЬЯ П.А.ХИЖНЯК
«О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем граждан отдельных категорий» (в ред. Законов Краснодарского края от 04.04.2008 г., 08.12.2008 г. и 04.06.2009 г.) предусмотрено, что к гражданам отдельных категорий федеральной подведомственности относятся ветераны и приравненные к ним лица: категории граждан, имеющие право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».