Рещение по иску Сычевой Т.Н. об оспаривании постановления главы МО Белоглинский район



К делу № 2-328/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 октября 2011 г. Белоглинский районный суд

Краснодарского края в составе

председательствующего Парфеновой И.Н.

при секретаре Хорольской Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Сычевой Т.Н. о признании незаконным постановления главы МО Белоглинский район от 21.07.11 г. № 322 «Об изменении даты принятия на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении» и взыскании компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л :

Сычева Т.Н. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным постановления главы МО Белоглинский район от 21.07.11 г. № 322 «Об изменении даты принятия на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении» и взыскании компенсации морального вреда.

Заявление мотивировано тем, что Сычева Т.Н. состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории «граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с 13.08.1996 г. Календарный стаж работы в районах Крайнего Севера составляет 15 лет 13 дней.

На основании заключения уполномоченного лица администрации МО Белоглинский район было вынесено постановление от 21.07.11 г. № 322, в соответствии с которым Сычевой Т.Н. была изменена дата принятия на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по причине неправомерного принятия на учет.

С данным постановлением Сычева Т.Н. не согласна, поскольку никаких действий по преднамеренному ухудшению жилищных условий не совершала, и выводы уполномоченного лица администрации МО Белоглинский район в заключении не соответствуют действительности и закону.

В судебном заседании Сычева Т.Н. и ее представитель Замошников А.А. требования заявления поддержали и просили признать постановление незаконным, взыскать компенсацию морального вреда в сумме 50000 рублей. В дополнение к заявленным требованиям просили обязать администрацию МО Белоглинский район выдать жилищный сертификат на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения.

Замошников А.А. пояснил, что согласно ФЗ от 25.10.02 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», действующему в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.06 г. № 153, социальные выплаты предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других районах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получившим субсидии на эти цели.

Кроме того, в рамках указанного постановления Правительства РФ были сформированы сводные краевые списки лиц участников подпрограммы «Жилище». Сычева Т.Н. значится в этих списках под № 12.

В рамках этого же постановления специалист Шершненко Н.М. 05.07.2011 г. уведомлением № 103 поставила Сычеву Т.Н. в известность, что для получения жилищного сертификата ей необходимо предоставить документы согласно перечня. Однако, после предоставления таковых, было составлено заключение и вынесено постановление главы муниципального образования Белоглинский район от 21.07.2011 г. № 322 «Об изменении гражданке Сычевой Т.Н. даты принятия на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении».

С момента постановки заявительницы на учет в качестве гражданина, нуждающегося в жилье, с 1996 г. по 2011 г. никаких замечаний относительно ее статуса у администрации муниципального образования Белоглинский район не было.

В период с 1996 г. по 2011 г. Сычева Т.Н. предоставляла в администрацию все необходимые документы, которые характеризовали ее, как лицо, нуждающееся в жилье. Замечаний к предоставляемым документам у администрации не возникало.

Однако, когда подошла ее очередь, администрация фактически отказала ей в его получении, путем постановки на очередь на более поздний срок.

Отказ администрации основан на заключении специалиста Шершненко Н.М.

Однако, уполномоченное лицо – ведущий специалист отдела архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Белоглинский район Шершненко Н.М. в своем заключении ошибочно применяет нормы законодательства, которые ухудшают положение Сычевой Т.Н. и лишают возможности получить жилищный сертификат.

Представитель администрации МО Сеина С.А. требования заявления не признала и пояснила, что в силу ч. 7 ст. 52 ЖК РФ порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации. На территории Краснодарского края соответствующий порядок определен Законом Краснодарского края от 29.12.08 г. № 1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях». В соответствии со статьей 1 указанного Закона учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях применяется в отношении:

1) граждан, признанных в установленном порядке малоимущими, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма;

2) граждан, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма;

3) граждан, относящихся к категориям, указанным в Законе Краснодарского края от 28.07.06 г. № 1077-КЗ «О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем граждан отдельных категорий».

Согласно ч. 4 ст. 1 Закона Краснодарского края от 28.07.06 года № 1077-КЗ «О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем граждан отдельных категорий» категория граждан «граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» отнесена к федеральной подведомственности, то есть, критерии отнесения граждан к указанной категории определяются федеральными нормативными правовыми актами (в данном случае ФЗ от 25.10.02 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», а меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются за счет средств федерального бюджета.

В соответствии со ст. 1 ФЗ от 25.10.02 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели.

Согласно ст.3 указанного Федерального Закона постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются по месту их жительства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В заявлении на предоставление государственного жилищного сертификата, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.06 г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» указывается дата принятия на учет.

Сычева Т.Н. состояла на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях в администрации муниципального образования Белоглинский район по категории «Граждане, выехавшие из районов крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с 13.08.96 г. Календарный стаж работы в районах Крайнего Севера составляет 15 лет 13 дней.

Согласно ч.2 решения исполкома Краснодарского краевого Совета народных депутатов и президиума Краснодарского краевого совета профессиональных союзов от 02.11.90 г. № 500 «О внесении изменений и дополнений в Правила учета граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений» (с изменениями от 07.05.96 г.) предусмотрены, что нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, постоянно проживающие и прописанные в городах краевого подчинения и курортных местностях не менее последних 5 лет; в городах районного подчинения и районных центрах не менее последних 3 лет. В остальных населенных пунктах этот срок может быть установлен исполкомом районного, городского Совета народных депутатов.

Независимо от установленного срока проживания в данном населенном пункте принимаются на учет работники геологоразведочных организаций и топографо-геодезической службы, проработавшие в полевых условиях не менее 20 лет или на Крайнем Севере - 15 лет и не имеющие в связи с этим постоянного места жительства.

Вторым условием для признания гражданина нуждающимся в жилых помещениях являлась обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи:

а) в сельской местности в личных домах и в отдельных квартирах со всеми коммунальными удобствами 6 и менее кв. метров; в общих квартирах, где по отдельным договорам найма жилого помещения проживают две и более семей, и в квартирах с частичными коммунальными удобствами - менее 7 кв. метров;

б) в городах, поселках городского типа и курортных местностях:

- в личных домах и в отдельных квартирах со всеми коммунальными удобствами 6 и менее кв. метров;

- в общих квартирах, где по отдельным договорам найма жилого помещения проживают две и более семей, и в квартирах с частичными коммунальными удобствами - менее 6,5 кв. метров.

К категориям граждан, которые в 1996 г. принимались на учет независимо от размера занимаемого жилого помещения (инвалиды 1 группы ВОВ и т.д.) Сычева не относится.

Сычева представила в администрацию муниципального образования Белоглинский район выписки из лицевого счета жилого помещения от 05.07.11 г. № 100 и № 102, выданные муниципальным автономным учреждением «Белоглинский сельскохозяйственный информационно – консультационный центр» (далее – выписка).

Согласно выписке № 100 Сычева в период с 11.06.96 г. по 06.12.97 г. была зарегистрирована в жилом доме <адрес>, принадлежащем сестре Сычевой – ФИО2 Согласно техническому паспорту жилого помещения от 19.04.88 г. общая площадь жилого дома составляет 70,75 кв. м., жилая площадь – 35, 92 кв.м. и в этот период обеспеченность общей площадью жилого помещения составляла 23,58 кв.м., жилой площадью – 11,97 кв.м.

Согласно выписке от 05.07.11 г. № 102 в период с 06.12.97 г. по 09.06. 04 г. Сычева была зарегистрирована в жилом доме по <адрес>, принадлежащим сыну Сычевой – ФИО1 Согласно техническому паспорту жилого помещения от 18.10.96 г. общая площадь жилого дома составляет 95,3 кв. м., жилая площадь – 56,80 кв.м. и в этот период обеспеченность общей площадью жилого помещения составляла 47,65 кв.м., жилой площадью – 28,4 кв.м.

Согласно выписке от 05.07.11 г. № 101 в период с 09.06.04 г. по настоящее время Сычева зарегистрирована в жилом доме <адрес> в качестве нанимателя.

Согласно п.9 ст.10 Закона Краснодарского края от 29.12.08 г. № 1655-КЗ при установлении уполномоченным органом по учету факта неправомерного принятия гражданина и (или) членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях или неправомерного нахождения его (их) на указанном учете, решением главы местной администрации (главы муниципального образования) дата принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях ему (им) определяется датой возникновения права находиться на указанном учете по соответствующему основанию. Если на дату установления факта неправомерного принятия гражданина и (или) членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях или неправомерного нахождения его (их) на указанном учете у гражданина и (или) членов его семьи право находиться на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

На момент подачи заявления о принятии на учет обеспеченность жилой площадью жилого помещения превышала установленную норму.

В период с 06.12.97 г. по 09.06.04 г. Сычева так же не имела оснований быть признанной нуждающейся в жилом помещении.

Нуждаемость в жилом помещении у Сычевой возникла с 09.06.04 г. вследствие выселения гражданки по своей инициативе из жилого помещения, занимаемого ею в качестве члена семьи собственника жилого помещения, что согласно ст.9 Закона Краснодарского края от 29.12.08 г. № 1655-КЗ рассматривается намеренным ухудшением жилищных условий.

Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

На основании вышеизложенного дата учета гражданки Сычевой изменена на более позднюю – 09.06.09 г.

С требованием Сычевой Т.Н. о взыскании компенсации морального вреда представитель также не согласен, поскольку представленная копия медицинской карты не дает однозначного представления о принадлежности указанной копии именно Сычевой; в выписке от 02.08.11 г. указано, что пациент болен 4 дня, следовательно, с 30.07.11 г. Однако согласно уведомления о вручении Сычева получила указанное письмо за неделю до болезни - 23.07.11 г. и однозначно судить о причине расстройства, вызвавшего обострение заболевания, не представляется возможным.

Просила суд полностью отказать Сычевой Т.Н. в удовлетворении заявления.

Выслушав стороны и исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что заявление подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что Сычева Т.Н. на основании протокола № 47 заседания жилищной комиссии администрации Белоглинского района принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как гражданин, выехавший из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (л.д. 13-15).

Список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и состоящих в общей очереди, утвержден постановлением главы МО Белоглинский район от 11.10.05 г. № 484 (л.д. 10).

Сычева Т.Н. указана в данном списке под № 92 с датой подачи заявления 13.08.1996 года (л.д. 12).

Правовое регулирование вопросов обеспечения жильем граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей осуществляется в соответствии с ФЗ от 25.10.02 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее Закон), а также постановлением Правительства РФ от 21.03.06 г. № 153 «О некоторых

вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы».

Названные нормативные акты подтверждают право Сычевой Т.Н. состоять в очереди на обеспечение за счет государства жильем с даты подачи заявления, то есть с 13.08.1996 г.

Вместе с тем, постановлением главы МО Белоглинский район от 21.07.11 г. № 322 Сычевой Т.Н. изменена дата принятия на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на 09 июня 2009 г. (л.д. 7).

Данное постановление вынесено на основании заключения уполномоченного лица от 19.07.11 г. № 74, из которого следует, что Сычева Т.Н. в период с 06.12.97 г. по 09.06.04 г. не имела оснований быть признанной нуждающейся в жилом помещении, поскольку в указанный период проживала в домовладении сына ФИО1 Нуждаемость Сычевой Т,Н. в жилом помещении возникла 09.06.04 г. вследствие выселения из жилого помещения, занимаемого в качестве члена семьи собственника.

В заключении также указано, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет не ранее пяти лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Заключение и принятое в соответствии с ним постановление главы МО нельзя признать законным и обоснованным, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права.

В соответствии с положениями ст. 1 Закона жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели.

Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Таким образом, права на жилье граждан, прибывших из районов Крайнего Севера», могут быть оценены только с учетом положений Закона № 125-ФЗ и постановления Правительства № 153.

Уполномоченное лицо администрации МО Белоглинский район при оценке правомерности постановки на учет применило положения закона № 1655- КЗ от 29.12.08 г. «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях».

Однако, из прямого указания в законе следует, что в данном случае закон не подлежит применению.

Преамбула названного закона гласит, что он разработан в целях установления порядка ведения органами местного самоуправления муниципальных образований в Краснодарском крае учета малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, учета граждан, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, а также учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждан отдельных категорий, указанных в Законе Краснодарского края «О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем граждан отдельных категорий» и Законе Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае», в целях предоставления им мер социальной поддержки (финансовой поддержки государства) по обеспечению жильем.

Статья 1 закона также содержит исчерпывающий перечень категорий граждан, в отношении которых закон применяется, а именно:

1) граждан, признанных в установленном порядке малоимущими, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма;

2) граждан, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма;

3) граждан, относящихся к категориям, указанным в Законе Краснодарского края от 28.07.06 г. № 1077-КЗ «О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем граждан отдельных категорий».

Таким образом, прослеживается четкая направленность действия нормативного акта в сфере отношений по социальному найму жилья.

В силу ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Сычева Т.Н. не претендует на получение жилья из муниципального или государственного жилищного фонда на условиях социального найма, а поставлена на учет по другим основаниям для получения жилищной субсидии в целях приобретения жилья в собственность.

Соответственно, возможность оценки правомерности постановки Сычевой Т.Н. на учет с применением механизма, оговоренного краевым законом № 1655, не предусмотрена.

Кроме того, в соответствии с ч.1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Соответственно, применять требования нового закона, ухудшающего положение граждан, к возникшим ранее правоотношениям, недопустимо.

Принятием оспариваемого постановления ущемлены права Сычевой Т.Н,, гарантированные ей федеральным законом от 25.10.02 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», а также постановлением Правительства РФ от 21.03.06г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы».

Вместе с тем, признавая постановление главы незаконным, требование Сычевой Т.Н. обязать администрацию МО выдать жилищный сертификат удовлетворению не подлежит, поскольку предметом настоящего спора является законность лишь конкретного постановления, определяющего дату постановки на учет, а не отказ в выдаче сертификата. Непосредственная очередность, круг обязанных выдать сертификат лиц, а также механизм организации работы администрации МО Белоглинский район по выдаче сертификатов в рамках настоящего дела не рассматривались и не оценивались.

Разрешая требование Сычевой Т.Н. о взыскании компенсации морального вреда, суд приходит к выводу о необходимости оставления данного требования без рассмотрения по следующим основаниям.

В соответствии с нормами глав 23, 25 ГПК РФ заявление гражданина об оспаривании решения органа местного самоуправления рассматривается в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, исключающем наличие спора о праве.

Рассмотрение требования о взыскании компенсации морального вреда производится в порядке искового производства, при котором стороны должны доказать обстоятельства, послужившие основанием для предъявления иска.

Разрешение в рамках одного гражданского дела требований, для которых предусмотрен различный процессуальный порядок рассмотрения, является нарушением норм гражданского процесса.

Более того, предъявление заявительницей требования о взыскании компенсации морального вреда является преждевременным, поскольку незаконность решения должностных лиц органа местного самоуправления не установлена вступившим в законную силу решением суда. Соответственно, в данный момент правом на предъявление подобного иска заявительница не обладает.

Руководствуясь ст.ст.194-198, ч.2 ст.256 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Заявление Сычевой Татьяны Никифоровны удовлетворить частично.

Постановление главы МО Белоглинский район от 21.07.11 г. № 322 «Об изменении гр. Сычевой Т.Н. даты принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении» признать недействующим и не подлежащим применению с момента его издания.

Обязать администрацию муниципального образования Белоглинский район в 10-дневный срок принять меры к восстановлению в полном объеме нарушенных прав Сычевой Т.Н. и уведомить ее о принятом решении.

В остальной части заявления отказать.

Требования о возмещении морального вреда оставить без рассмотрения, разъяснив заявителю право на обращение с указанным иском в порядке искового производства после устранения основания для оставления заявления без рассмотрения.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Белоглинский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий