решение по заявлению прокурора Белоглинского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Новопавловского сельского поселения Белоглинского района



К делу № 2-273/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 сентября 2011 г. Белоглинский районный суд

Краснодарского края

в составе председательствующего Журкиной Т.В.

при секретаре Гощук Т.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление прокурора Белоглинского района в интересах неопределённого круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Новопавловского сельского поселения Белоглинского района,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Белоглинского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Новопавловского сельского поселения, выразившееся в непринятии исчерпывающих мер, направленных на организацию площадок для утилизации биологических отходов, а также заключение договора с ветеринарно-санитарным утилизационным заводом.

В обоснование заявленных требований прокурор указывает, что в соответствии с законом от 06.10.2003 г. № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В соответствии с п. 1.4 «Ветеринарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов», утв. Главным государственным инспектором РФ 04.12.1995 г. №13-7-2/569 обязанность по доставке биологических отходов для переработки или захоронения (сжигания) возлагается на службу коммунального хозяйства местной администрации.

Между тем администрацией Новопавловского сельского поселения Белоглинского района площадки для сбора биологических отходов не организованы, договор с ветеринарно-санитарным утилизационным заводом не заключен.

Невыполнение администрацией указанных норм закона затрагивает права неопределенного круга лиц, так как влечет нарушение конституционных прав граждан на охрану здоровья, а также на благоприятную окружающую среду.

Представитель администрации Новопавловского сельского поселения Белоглинского района Коник С.А. требования заявления не признала и пояснила, что согласно закона № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и Устава у них имеются полномочия по организации сбора бытовых отходов и мусора, но не биологических отходов. Для этих целей имеются специальные площадки и вывозом отходов занимается МУП. Скотомогильников на территории не имеется. В случае падежа животных собственники обращаются в вет. службу. Для организации площадок и вывоза биологических отходов нет средств.

Сбор и уничтожение трупов диких (бродячих) животных в черте населенных пунктов возлагается на службу коммунального хозяйства местной администрации.

Выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы проводят органы местного самоуправления по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора. В администрацию Новопавловского сельского поселения данных представлений от органов государственной ветеринарной службы не поступало, а самостоятельно администрация не вправе определять месторасположение скотомогильника или биотермической ямы, так как раздел 5 ветеринарно-санитарных правил предусматривает определенный порядок строительства скотомогильников (биотермических ям) с указанием санитарно-защитной зоны.

Утилизация биологических отходов может производиться иным способом, в связи с чем требование о заключении договора с ветеринарно-санитарным утилизационным заводом на утилизацию неправомерно.

Суд не принимает доводы представителя администрации, т. к. содержащееся в п. 6.10 Правил предписание о возложении на местную администрацию ответственности за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильников (биотермических ям) соответствует требованиям федерального закона.

Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильников (биотермических ям) с учетом их назначения является важнейшей составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в частности, биолого-социальных чрезвычайных ситуаций. Обязанность по осуществлению таких мер возложена на местную администрацию ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Представитель ТО УФС Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в г.Тихорецке, по Белоглинскому, Новопокровскому району Онищенко С.В. заявление прокурора поддержала и пояснила, что Белоглинский район является эпидемиологически неблагополучным, имели место заражения людей сибирской язвой. Имеет место бездействия со стороны сельской администрации по организации площадок для утилизации биологических отходов и не выполняется постановление санитарно-противоэпидемической комиссии «О предупреждении заболеваний общих для человека и животных на территории Белоглинского района» от 02.04.2009г.

Представитель ГУ «Управление ветеринарии Белоглинского района» Косачев К.Ю. пояснил, что Законом РФ от 18.07.2011 г. №242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» заявление прокурора признал и просит суд его удовлетворить.

Представитель Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Псиола В.Н. заявление прокурора признал и суду пояснил, что сельская администрация в нарушение п.1.4 ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов не выполняет правила по сбору и утилизации биоотходов, возложенных на неё законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал.

Выслушав участников процесса, признавших исковые требования, исследовав материалы дела, суд полагает необходимым требования заявления удовлетворить по следующим основаниям.

Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов утверждены Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации 4 декабря 1995 г.

Указанный нормативный правовой акт относится к ветеринарному законодательству Российской Федерации, которое регулирует отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных.

Настоящие Правила определяют условия:

сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов в животноводческих комплексах (фермах), фермерских, личных, подсобных хозяйствах, населенных пунктах, местах скопления, кочевий (прогона) животных; при транспортировке животных и животноводческой продукции;

нераспространения возбудителей инфекционных и инвазионных болезней животных;

предупреждения заболеваний людей зооантропонозными болезнями;

охраны окружающей среды от загрязнения.

Общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации закреплены в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г. N 131-Ф3, а также в Законе РФ "О местном самоуправлении в Российской Федерации" от 6 июля 1991 г. N 1550-1, Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ, которые применяются в переходный период с 8 октября 2003 года по 31 декабря 2008 года в части, не противоречащей положениям Главы 12 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ.

Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относит широкий круг вопросов, в том числе участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения (статья 1 ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").

В соответствии с ч.2 ст.21 ФЗ от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» регулирующего отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам.

Положениями ч.2, ст.13 ФЗ от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что организацию в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

К вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, данная обязанность установлена п.18 ч.1 ст.14 ФЗ от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления».

Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильников (биотермических ям) с учетом их назначения является важнейшей составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в частности, биолого-социальных чрезвычайных ситуаций. В соответствии с приведенными выше нормами закона обязанность по осуществлению таких мер возложена на органы местного самоуправления.

В соответствии с п. 1.4 «Ветеринарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов», утвержденных Главным государственным инспектором РФ 04.12.1995 г. №13-7-2/569 обязанность по доставке биологических отходов для переработки или захоронения (сжигания) возлагается на службу коммунального хозяйства и органы местного самоуправления.

Согласно п.15 указанных Правил, биологические отходы утилизируются путем переработки на ветеринарно-санитарных утилизационных заводах (цехах) в соответствии с действующими правилами, обеззараживают в биотермических ямах, уничтожают сжиганием или в исключительных случаях захоранивают в специально отведенных местах.

Следовательно, закон допускает альтернативные способы утилизации биологических отходов.

Администрацией Новопавловского сельского поселения площадки для сбора биологических отходов не организованы, договор с ветеринарно-санитарным утилизационным заводом не заключен, альтернативные меры, направленные на утилизацию биологических отходов, не принимаются.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322 (ред. от 24.03.2011) Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет полномочия государственного санитарно-эпидемиологического надзора за соблюдением санитарного законодательства.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека также взаимодействует с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации с целью достижения необходимого уровня санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

П.5.1. Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утв. Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 N 13-7-2/469 (ред. от 16.08.2007) установлено, что выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы проводят органы местной администрации по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора.

Поэтому, ТО УФС Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в г. Тихорецке, по Белоглинскому, Новопокровскому району также должен принять меры на организацию площадок для утилизации биологических отходов.

Суд полагает, что бездействие администрации Новопавловского сельского поселения затрагивает права неопределенного круга лиц, влечет нарушение конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным бездействие администрации Новопавловского сельского поселения Белоглинского района, выразившееся в непринятии исчерпывающих мер, направленных на организацию площадок для утилизации биологических отходов, а также заключение договора с ветеринарно-санитарным утилизационным заводом, и территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Тихорецком, Новопокровском, Белоглинском районе в части непринятия исчерпывающих мер, направленных на утилизацию медицинских отходов и организации площадок для утилизации твердых бытовых отходов.

Обязать администрацию Новопавловского сельского поселения в срок до 01.12.2011 года организовать площадки для сбора биологических отходов, а также заключить договор с соответствующим ветеринарно-санитарным утилизационным заводом.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение 10 суток.

Председательствующий Т.В. Журкина