решение по иску прокурора Белоглинского района в интересах Лаво А.Л. к администрации МО Белоглинский район о предоставлении жилого помещения



                                                                                                                      Дело №2-398/2011г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 ноября 2011 г.          Белоглинский районный суд

Краснодарского края

в составе:

председательствующего                 Журкиной Т.В.

при секретаре                        Гощук Т.А.

с участием прокурора

Белоглинской райпрокуратуры Присяжнюк А.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора Белоглинского района в интересах Лаво Артема Левоновича к администрации МО Белоглинский район о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Белоглинского района обратился с исковым заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Лаво А.Л.к администрации МО Белоглинский район о предоставлении ему жилого помещение площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенного применительно к данному населенному пункту, отвечающего санитарным и техническим требованиям, ссылаясь на то, что при проведении проверки исполнения законодательства о защите личных и имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлено, что Лаво А.Л. в соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к указанной категории.

Согласно подп.2 п.1 ст. 8 ФЗ РФ №159 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Предусмотренные ФЗ РФ №159 дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Распоряжением главы муниципального образования Белоглинский район от 19.07.2006 г.№155-р Лаво А.Л. принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях по категории дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения.

В настоящее время Лаво А.Л. проживает по адресу: <адрес>.

ФИО2 является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находится в тяжелом материальном положении, социально не защищен, что затрудняет его самостоятельное обращение в суд.

В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора <адрес> ФИО4 просил удовлетворить исковое заявление в полном объеме по основаниям, указанным в иске.

ФИО2 поддержал заявленный иск прокурора <адрес>.

Представитель отдела по вопросам семьи и детства администрации МО <адрес> возражала против удовлетворения требований прокурора <адрес>.

Представитель ответчика ФИО5 в судебном заседании возражала против удовлетворения искового заявления прокурора <адрес> и пояснила, что средства на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выделяются муниципальным образованиям из бюджета субъекта Российской Федерации за счет субвенций, специально предоставляемым на эти цели. В бюджет МО <адрес> трансферт на сумму 19092200 рублей поступит в ноябре 2011 г., в связи с чем в октябре 2011 г. администрацией МО <адрес> объявлены открытые электронные аукционы на приобретение жилья для указанной категории граждан.

Письменные возражения относительно искового заявления от ДД.ММ.ГГГГ приобщены к материалам дела.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании решением Белоглинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ отец ФИО6ФИО7 лишен родительских прав в отношении сына (л.д.-8), мать ФИО8 умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.-10).

ФИО2 передан под опеку ФИО9 на основании постановления главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ(л.д.-11).

Распоряжением главы МО Белоглинский-р от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях по категории дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие собственного жилого помещения (л.д. 26-27).

Собственного жилья ФИО2 не имеет.

Согласно п.2 ст.8 Закона РФ –ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей") детям­-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей­-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, предоставляются жилые помещения по договорам социального найма вне очереди. Срок предоставления жилья по дoгoвopам социального найма определен указанными выше юридическими фактами: окончанием пребывания в образовательных и иных учреждениях, в приемных семьях, детских домах семейного типа, прекращение опеки (попечительства), окончание службы в Вооруженных Силах, возвращение из «мест лишения свободы».

Ч.2 ст. 57 ЖК РФ данное положение Закона дублируется.

При этом согласно Обзору судебной практики Верховного Суда РФ «Обзор практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», БВС РФ, 2008г., , Определений Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -Г07-33, от ДД.ММ.ГГГГ -В08-3 реализация прав на внеочередное предоставление жилья указанной категории граждан не ставится в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилой площади вне очереди; от обеспечения жильем других очередников; от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и тем более от включения в список вне очередников. Обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость и от того, что не ведется строительство жилья, отсутствуют свободные жилые помещения муниципального жилищного фонда, нет денежных средств на приобретение жилья, поскольку все эти доводы не основаны на законе.

То обстоятельство, что органами государственной власти и местного самоуправления формируется и ведется список вне очередников, не означает, что жилье лицам, имеющим право на его получение вне очереди должно предоставляться в порядке очереди по такому списку.

В соответствии с п.5 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>» приобретение, строительство жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющих закрепленных жилых помещений, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания населения, в приемных семьях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, осуществляются за счет краевого бюджета в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом <адрес> о краевом бюджете на соответствующий финансовый год. Указанным лицам, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственными полномочиями <адрес> по обеспечению указанных лиц жилыми помещениями (п.6 ст.5 КЗ-).

Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№утвержден Порядок предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договорам социального найма. Пунктом 1.3 указанного Порядка функции, связанные с осуществлением мероприятий по предоставлению указанной категории граждан жилых помещений, осуществляют органы местного самоуправления в случае наделения их законом <адрес> соответствующими государственными полномочиями.

<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес> отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями по решению ряда вопросов, в частности, и по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в соответствии с <адрес> «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>» путем приобретения (строительства) жилья.

В соответствии со ст.2 КЗ- финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий в социальной сфере, определенных в статье 1 настоящего Закона, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из краевого бюджета.

Таким образом, исковые требования прокурора <адрес> нашли свое подтверждение в судебном заседании.

Однако, суд считает, что оснований для признания незаконными бездействия администрации МО <адрес>, выразившееся в неисполнении требований ч.2 ст. 57 ЖК РФ, а именно: в непринятии мер по предоставлению вне очереди жилого помещения по договору социального найма ФИО2, относящемуся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ФИО2 поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, включен в список на внеочередное получения жилья, собственных средств в бюджете муниципального образования на приобретение жилья не имеет, размещены открытые аукционы в электронной форме на приобретение жилья для данной категории граждан.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора <адрес> в интересах ФИО2 к администрации МО Белоглинский о вне очередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма удовлетворить частично.

Обязать администрацию МО <адрес> предоставить ФИО2 жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм (33 кв.м.), благоустроенное применительно к <адрес>, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

Установить срок исполнения решения до ДД.ММ.ГГГГ. В остальной части иска отказать.

Копию решения направить ФИО2

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Белоглинский райсуд в течение 10 дней.

Решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий                                                          Т.В.Журкина