Решение по иску прокурора Белоглинского района в интересах неопределенного круга лиц к ОМВД по Белоглинскому району о признании незаконной существующей организации ИВС



К делу № 2 -406/2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

с. Белая Глина 25 ноября 2011 года

Белоглинский районный суд

Краснодарского края в составе:

Председательствующего Хижняк П.А.

При секретаре Бурдюговой Л.С.

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Белоглинского района к ОВД по Белоглинскому району о признании незаконной существующей организации деятельности изолятора временного содержания ОМВД по Белоглинскому району.

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Белоглинского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ОМВД по Белоглинскому району о признании незаконной существующей организации деятельности изолятора временного содержания ОМВД по Белоглинскому району, обязании организовать обеспечение подозреваемых и обвиняемых предметами индивидуального пользования, оборудовать камеры в соответствии с предъявляемыми требованиями, обеспечить питание в соответствии с требованиями ФЗ № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и постановления Правительства № 205 от 11.04.05 г. « О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых…», а также обязании провести необходимые мероприятия по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию специального приемника для содержания лиц, арестованных в административном порядке.

Иск мотивирован тем, что в результате проверок соблюдения законодательства, регулирующего порядок содержания лиц в изоляторах временного содержания, установлено несоответствие условий содержания лиц, задержанных и арестованных в административном порядке, содержащихся в изоляторе временного содержания ОВД по Белоглинскому району (далее – ИВС ОВД по Белоглинскому району), не соответствуют требованиям, предъявляемым Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, Конституцией Российской Федерации и ст. 23 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а также законодательству, регламентирующему порядок содержания лиц, задержанных и арестованных в административном порядке.

Так, в соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 27.6 КоАП РФ задержанные в административном порядке лица содержаться в специально отведенных для этого помещениях. Условия содержания задержанных лиц, нормы питания и порядок медицинского обслуживания определяются Правительством РФ. Положениями ч. 4 ст. 32.8 КоАП РФ определено, что отбывание административного ареста осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ. Вопросы содержания лиц, задержанных и арестованных в административном порядке, регулируются Положением об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.10.2003 г. № 627 (далее – Положение) и Правилами внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке, утвержденных приказом МВД России от 06.06.2000 г. № 605дсп (далее – Правила).

В соответствии с требованиями п. 7 Положения раздельно должны размещаться лица мужского и женского пола, несовершеннолетние лица и совершеннолетние лица, а также лица, имеющие признаки инфекционных заболеваний, или признаки, указывающие на наличие у них таких заболеваний.

В нарушение вышеназванных требований закона в ИВС ОВД по Белоглинскому району раздельное размещение вышеуказанных лиц невозможно, поскольку комната для лиц, задержанных в административном порядке, только одна.

В соответствии с требованиями п. 19 Правил арестованные размещаются в камерах и обеспечиваются индивидуальным спальным местом и постельными принадлежностями. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере 4 кв. метров.

В нарушение указанного требования лица, арестованные в административном порядке, в ночное время не обеспечены постельными принадлежностями. Систематически нарушаются санитарные нормы. Так, в камере № 1 и № 2 ИВС ОВД по Белоглинскому району, предусмотренной для содержания лиц, арестованных в административном порядке, предназначенных для размещения 6 лиц и 3 лиц соответственно, систематически превышается лимит содержащихся.

В нарушение требований ст. 23 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» постельные принадлежности, простыни, наволочки, полотенца не выдаются. Кроме того, в камерах для содержания подозреваемых и обвиняемых не созданы элементарные условия: не имеется индивидуальных нар или кроватей, столов, скамеек, шкафов для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, вешалки для одежды, кнопки для вызова дежурного. Отсутствуют библиотека, настольные игры.

В камерах ИВС водопровод отсутствует, санузлы в виде выносных бачков, во всех камерах санузлы не соответствуют требованиям приватности. В ИВС ОВД по Белоглинскому району имеется дезкамера, но она не функционирует в связи с отсутствием обученного работника.

В здании ИВС ОВД по Белоглинскому району, в нарушение п. 4 ст. 17 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», отсутствует комната для свиданий, вследствие чего нарушается право подозреваемого или обвиняемого на свидание с защитником, с родственниками и иными лицами, перечисленными в ст. 18 данного закона.

В нарушение положений ч. 1 ст. 27.6 КоАП РФ задержанные в административном порядке лица содержаться в специально отведенных для этого помещениях. Однако для содержания лиц, арестованных в административном порядке, используются две камеры в ИВС ОВД по Белоглинскому району, что влияет на наполняемость изолятора.

В нарушение требований Постановления Правительства РФ от 01.12.1992 № 935 «Об утверждении норм суточного довольствия осужденных к лишению свободы, а также лиц, находящихся в следственных изоляторах, лечебно-трудовых, воспитательно-трудовых и лечебно-воспитательных профилакториях Министерства внутренних дел Российской Федерации», действовавшего в 2009 – 2010 годах, а также Постановления Правительства РФ от 11.04.2005 г. № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов Федеральной службы безопасности, на мирное время» в рационе подозреваемых и обвиняемых отсутствует рыба.

Несоблюдение установленных требований влечет нарушение конституционных прав лиц, арестованных в административном порядке, а также подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей.

В связи с нарушениями законодательства в указанной сфере прокуратурой Белоглинского района 22.12.2010 г. вносилось представление в ОВД по Белоглинскому району. Однако надлежащие меры по устранению выявленных нарушений не приняты, что свидетельствует о бездействии должностных лиц ОВД по Белоглинскому району. В результате указанного бездействия на протяжении длительного времени нарушаются права неопределенного круга лиц.

В судебном заседании прокурор поддержал требования иска и просил его удовлетворить.

Представитель ОВД по Белоглинскому району Медведева Е.Ю. пояснила, что ответчиком приняты максимально возможные меры для устранения недостатков. Так, с ИП ФИО1 заключен государственный контракт по обеспечению трехразовым горячим питанием лиц, содержащихся в ОВС, планируется капитальный ремонт здания изолятора согласно составленного локального сметного расчета.

Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к убеждению в том, что заявление подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям.

Прокурор Белоглинского района просит признать незаконной существующую организацию деятельности изолятора временного содержания.

Согласно положения ОМВД является самостоятельным юридическим лицом, участвует в гражданских правоотношениях в форме государственного учреждения (л.д. 10).

Признание незаконной существующей организации какого-либо подразделения юридического лица возможно при условии признания незаконными действий должностных лиц, ответственных за его организацию.

Однако, решения либо действия должностных лиц по организации деятельности изолятора временного содержания незаконными в судебном порядке не признавались.

Данный факт является основанием для отказа в удовлетворении требования о признании незаконной существующей организации деятельности ИВС.

Условия содержания лиц, задержанных и арестованных в административном порядке, регламентированы Положением об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.10.2003 г. № 627 (далее – Положение) и Правилами внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке, утвержденных приказом МВД России от 06.06.2000 г. № 605.

Факт нарушения требований закона подтвержден представлением прокурора Белоглинского района (л.д.20-21), заключением службы Роспотребнадзора по Краснодарскому краю (л.д.24-25).

Изложенные в иске факты частично нашли свое отражение в судебном заседании.

Так, требования прокурора об обеспечении подозреваемых и обвиняемых предметами индивидуального пользования (индивидуальным спальным местом, постельными принадлежностями, постельным бельем) подлежат удовлетворению в полном объеме.

Представителем ответчика представлен суду договор возмездного оказания услуг от 25.01.11 г., заключенный с МБУЗ ЦРБ администрации Белоглинского района, предметом которого является стирка постельного белья и дезинфекция матрасов.

Однако, наличие данного договора не в полной мере подтверждает исполнение ответчиком обязанностей по фактическому обеспечению содержащихся в ИВС постельными принадлежностями.

Судом достоверно установлено, что на момент проведения прокурором проверки подозреваемые и обвиняемые были обеспечены лишь матрацем, одеялом и подушкой, комплект постельного белья отсутствовал.

Представителем ответчика в судебное заседание представлена копия государственного контракта от 15.10.11 г., заключенного с ИП ФИО1, предметом которого является обеспечение трехразовым ежедневным питанием подозреваемых и обвиняемых.

В качестве приложения к данному контракту указаны вид продовольственных продуктов и меню, рассчитанные в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 11.04.05 г. № 205 « О минимальных нормах питания и материально-бытового обслуживания осужденных к лишению свободы…».

Данный факт исключает возможность удовлетворения требований прокурора об обязании ответчика надлежащим образом организовать питание.

В силу ч.1 ст. 158 БК РФ главным распорядителем средств федерального бюджета является орган государственной власти Российской Федерации, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распределителям и получателям бюджетных средств.

В судебное заседание представителем ответчика также представлен локальный сметный расчет на капитальный ремонт здания изолятора временного содержания, согласованный с ГУ МВД России по Краснодарскому краю. Указанным расчетом предусмотрены работы по строительству и ремонту кровли, полов, водопровода и канализации, комнаты свиданий, дизельной, комнаты фельдшера.

Освоение указанных средств улучшит бытовое обеспечение подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей в ИВС.

Разрешая требование прокурора об обязании ОВД провести необходимые мероприятия по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию специального приемника для содержания лиц, арестованных в административном порядке, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с Приложениями № 2, п. 8 Положения о милиции общественной безопасности, утвержденной Указом Президента РФ от 12.02.1993 г. № 209 «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации» финансирование специальных приемников проводится за счет местных бюджетов.

Пункт 5 Положения о милиции общественной безопасности предусматривает, что создание, реорганизация и ликвидация подразделений милиции общественной безопасности, в том числе подразделений этой милиции на транспорте, содержащихся за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации, осуществляются Министром внутренних дел Российской Федерации в пределах ассигнований, выделенных для этих целей Советом Министров - Правительством Российской Федерации.

В структуре отдела МВД России по Белоглинскому району специальный приемник для содержания лиц, арестованных в административном порядке, отсутствует в целом, а обязанность по его строительству ответчика не может быть возложена.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора Белоглинского района удовлетворить частично.

Обязать Отдел МВД по Белоглинскому району провести мероприятия по капитальному ремонту здания изолятора временного содержания в объеме, предусмотренном локальным сметным расчетом.

Обязать Отдел МВД по Белоглинскому району организовать обеспечение подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в изоляторе временного содержания, предметами индивидуального пользования (постельным бельем).

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Белоглинский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения.

СУДЬЯ П.А.ХИЖНЯК