К делу № 2 -103/2011 г.
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
С. Белая Глина 12 апреля 2011 года
Белоглинский районный суд
Краснодарского края в составе:
Председательствующего Хижняк П.А.
При секретаре Бурдюговой Л.С.
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Белоглинского района к ИП Собесскому Роману Ивановичу о признании незаконным бездействия, выразившегося в несоблюдении требований законодательства об отходах производства и потребления, санитарно-эпидемиологического законодательства, противопожарного законодательства, законодательства о социальной защите инвалидов в РФ и приостановлении деятельности ИП Собесского Р.И.
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Белоглинского района обратился в суд с иском к ИП Собесскому Р.И. о признании незаконным бездействия, выразившегося в несоблюдении требований законодательства об отходах производства и потребления, санитарно-эпидемиологического законодательства, противопожарного законодательства, законодательства о социальной защите инвалидов в РФ и приостановлении деятельности ИП Собесского Р.И.
Иск мотивирован тем, что ИП Собесским Р.И. осуществляется деятельность по розничной реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, бытовой химии. Для указанных целей ИП Собесским Р.И. используется помещение расположенное по адресу <адрес>, а так же земельный участок необходимый для его обслуживания.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходами производства и потребления являются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Приказом МПР РФ от 02.12.2002 № 786 (ред. от 30.07.2003) «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» отходы картона упаковочной бумаги, бой стекла, отходы полиэтилена в виде пленки, полиэтиленовая тара, поврежденная относятся к отходам 5 класса опасности.
В соответствии со ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
В нарушение указанных норм закона, ИП Собесским Р.И. не применены технические средства и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ. ИП Собесским Р.И. не обеспечиваются безопасные для окружающей среды условия размещения отходов, осуществляется складирования мусора за магазином, расстояние от здания менее 25 метров, используется один контейнер для сбора мусора и пищевых отходов, мусоросборник переполнен, территория вокруг захламлена, площадка для контейнера отсутствует. Договор на вывоз мусора не заключен (п. 2.7 СанПиН 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов»).
Согласно ст. 7 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя.
В ходе проверки выявлены факты нарушения условий хранения продовольственного сырья и пищевых продуктов:
- складское, санитарно-бытовое и вспомогательное помещения не оборудованы приточно-вытяжной механической вентиляцией (п. 4.2 СанПиН 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов»);
- светильники в складском помещении не имеют защитных плафонов для предохранения пищевых продуктов от повреждения и попадания стекол на продукты (п. 4.7 СанПиН 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов»);
- помещения располагаются без учета поточности, исключающая встречу готовой и сырой продукции, продовольственных и непродовольственных товаров, в торговом зале осуществляется реализация промышленных (стиральные порошки, шампуни и др.) и пищевых товаров (кондитерские изделия, мясные, молочные продукты и др.), в складском помещении совместное хранение продовольственного и непродовольственного товара, средств от грызунов (п.п. 5.2, 5.6 СанПиН 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов»);
Стены помещений оклеяны бумажными обоями, что не допускает осуществление их влажной уборки, полы с выбоинами, трещинами, неровной поверхностью (п.п. 5.9, 5.10 СанПиН 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов»);
- холодильные установки не оснащены термометрами для контроля температурного режима хранения пищевых продуктов (п. 6.2 СанПиН 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов»);
- в помещениях отсутствуют термометры и психрометры для контроля за температурно-влажностным режимом хранения пищевых продуктов (п. 6.4 СанПиН 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов»);
- невозможно осуществлять хранение мясных продуктов в морозильной камере в соответствии с нормативной и технической документацией при соответствующих параметрах температуры и влажности из-за неисправности морозильной камеры (в складском помещении) (п. 7.5 СанПиН 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов»);
- не соблюдаются правила товарного соседства — допускается совместное хранение молочных продуктов, горчицы, пива (п. 7.6 СанПиН 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов»);
- осуществляется хранение пищевых продуктов на полу, без поддонов, стелажей (п. 7.8 СанПиН 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов»);
- допускается совместная реализация сырых и готовых продуктов, а также плодоовощной продукции в одной секции (п. 8.4, 8.18 СанПиН 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов»);
- не представлены удостоверения качества и безопасности на реализуемую продукцию (мясную, колбасную, пиво, минеральную воду; нарушена целостность упаковки мясной продукции, риса, без этикеток (листов-вкладышей); сливочное масло, мясной фарш с этикеткой, но без наличия информации о сроках и условиях хранения (п. 8.24 СанПиН 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов»);
- сало соленое хранится без этикеток, в картонных коробках на полу, сверху сложена верхняя одежда персонала магазина, удостоверения качества и безопасности на сало не предоставлены (п. 5.2, 7.8, 8.24 СанПиН 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов»);
- помещения, инвентарь, посуда, остекленные поверхности магазина не подвергаются уборке, загрязнены (п. 10.1, 10.2, 10.3 СанПиН 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов»);
- не осуществляется проведение текущего ремонта - побелка, покраска помещений, оборудования и др. (п. 10.8 СанПиН 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов»);
-дезинсекционные и дератизационные работы осуществляются самостоятельно в не установленном порядке, без учета гигиенических требований, предъявляемых к проведению дезинсекционных, дератизационных и дезинсекционных работ (п. 12.2, 12.3 СанПиН 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов»);
- работники магазина не соблюдают правила личной гигиены — личные вещи находятся в складском помещении, не одевают санитарную одежду и колпак (п. 13.5 СанПиН 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов»);
Так, индивидуальным предпринимателем Собесским Р.И. в нарушение требований санитарно-эпидемиологического законодательства, осуществлена продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг с нарушением требований технических регламентов и санитарных правил, без сертификата соответствия, удостоверяющего безопасность таких товаров, работ либо услуг для жизни и здоровья людей.
Согласно ст. 7 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В нарушение указанных норм закона:
- отсутствуют указатели наружных пожарных водоисточников (пожарных гидрантов) (ППБ 01-03 п. 90);
- не проведены мероприятия по техническому контролю состояния и наладки электрооборудования (ППБ 01-03 п. 57);
- отсутствует инструкция о порядке действий персонала при получении сигналов о пожаре или неисправности систем (ППБ 01-03 п. 97);
- отсутствует журнал учёта первичных средств пожаротушения (огнетушителей) (ППБ 01-03 п. 108 прил. 3);
- не укомплектованы помещения магазина необходимым количеством первичных средств пожаротушения (огнетушителей) ППБ 01-03 п. 108 прил. 3);
- не пройдено обучение по программе по пожарно-техническому минимуму (ППБ 01-03 п. 7);
- допущена перепланировка помещений магазина (ППБ 01-03 п. 40);
- не повышены пределы огнестойкости строительных конструкций (деревянных балок, страпил) кровли магазина (ППБ 01-03 : СНиП 21-01-97* п. 5.18* таб. 4);
- не оборудованы помещения автоматической пожарной сигнализацией (ППБ 01-03 п. 3: НПБ 110-03 таб. 3 п/п 38);
- не оборудованы помещения системой оповещения управлением эвакуацией (ППБ 01-03 п. 3: НПБ 104-03 таб. 1, 2);
- помещения магазина не имеют знаков пожарной безопасности (ППБ 01-03 п. 27);
- не разработаны инструкции о мерах пожарной безопасности (ППБ 01-03 п. 6);
- не проведён инструктаж о мерах пожарной безопасности с работниками магазина (ППБ 01-03 п. 7);
- не отделена котельная от других помещений магазина противопожарной дверью (ППБ 01-03 п. 3: СНиП 21-01-97* п. 7.4);
- не указаны на дверях котельной категории по взрывопожарной и пожарной опасности, класс зоны по ПУЭ (ППБ 01-03 п.3, 33: НПБ 105-03, ГОСТ Р 12.4.026-2001);
- не оборудован электросветильник в котельной защитным колпаком (плафоном) (ППБ 01-03 п. 60);
- не проведена проверка отопительного прибора перед началом отопительного сезона (ППБ 01-03 п. 65);
- отопительный прибор не имеет предтопочного листа (ППБ 01-03 п. 66);
- не вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны. (ППБ 01-03 п. 13);
- не установлен распорядительным документом порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня (ППБ 01-03 п. 15);
- не регламентирован распорядительным документом порядок осмотра и закрытия помещений после работы (ППБ 01-03 п. 15);
- не регламентирован распорядительным документом порядок действий работников при обнаружении пожара (ППБ 01-03 п. 15);
- не определены распорядительным документом места для курения (ППБ 01-03 п. 15);
- допускается разведение открытого огня на расстоянии ближе 50 метров от здания магазина (ППБ 01-03 п. 26);
- не очищается территория магазина в пределах противопожарных расстояний от магазина до других зданий и сооружений от горючих отходов, мусора и т.д. (ППБ 01-03 п. 21)
Федеральным законом от 24.11.1995 года 181 – ФЗ «О социальной защите и инвалидов Российской Федерации» (далее «Закон») определена государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Согласно п. 3 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации к основным принципам законодательства о градостроительной деятельности обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
Согласно статьи 1 Закона, инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
В соответствии со статьей 15 Закона, правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
На каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно.
Проведенной проверкой было установлено, что пандус обеспечивающий беспрепятственный доступ в здание магазина инвалидов, использующих кресла-коляски отсутствует.
Так выявленные нарушения грубо нарушают права и законные интересы, создают угрозу причинения вреда жизни и здоровья граждан, не определенного круга лиц.
В судебном заседании прокурор поддержал требования иска и просил его удовлетворить.
Представитель отделения Госпожнадзора Белоглинского района Новиков А.В. настаивал на удовлетворении иска.
Представитель Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Тихорецком, Новопокровском и Белоглинском районах Кобышева Н.П. настаивала на удовлетворении требований заявления.
Ответчик Собесский Р.И. не возражал против удовлетворения требований заявления и пояснил, что приступил к устранению нарушений.
Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к убеждению в том, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании достоверно установлено, что ответчик осуществляет деятельность по розничной реализации продовольственного сырья по адресу: <адрес>
Из материалов дела усматривается, что указанная деятельность осуществляется им с нарушением требований санитарно-эпидемиологического, противопожарного законодательства.
Наличие нарушений подтверждается материалами проверок и фототаблицами к ним (л.д. 8-22).
Невыполнение ответчиком санитарно-эпидемиологических правил, правил пожарной безопасности нарушает права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц, что в соответствии со ст.45 ГПК РФ предоставляет право прокурору обратится в суд для защиты этих интересов.
В случае, если эксплуатация объекта создает опасность причинения вреда в будущем, согласно ст.1065 ГК РФ, по решению суда такая деятельность может быть приостановлена.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным бездействие индивидуального предпринимателя Собесского Романа Ивановича, выразившееся в несоблюдении требований законодательства об отходах производства и потребления, санитарно-идемиологического законодательства, противопожарного законодательства, законодательства о социальной защите инвалидов в РФ.
Обязать индивидуального предпринимателя Собесского Романа Ивановича устранить выявленные нарушения законодательства об отходах производства и потребления, санитарно-эпидемиологического законодательства, противопожарного законодательства, законодательства о социальной защите инвалидов в РФ.
Приостановить деятельность индивидуального предпринимателя Собесского Романа Ивановича в используемом им помещении, расположенном по адресу: <адрес>, до полного устранения нарушений законодательства об отходах производства и потребления, санитарно-эпидемиологического законодательства, противопожарного законодательства, законодательства о социальной защите инвалидов в РФ.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Белоглинский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения.
СУДЬЯ П.А.ХИЖНЯК