Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации
*** года г. Белинский
Белинский районный суд Пензенской области
В составе председательствующего Кругляковой Л.В.
При секретаре Шебуровой В.И.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кутеевой Т.Н. к Администрации Аргамаковского сельского Совета о включении недвижимого имущества в наследственную массу,
У С Т А Н О В И Л
Кутеева Т.Н. обратилась в суд с иском к Администрации Аргамаковского сельского Совета о включении недвижимого имущества в наследственную массу, указав следующее. *** года умер муж истицы – ФИО4. После его смерти осталось наследственное имущество в виде жилого дома с надворными постройками и земельного участка в селе ***. Истица является наследницей первой очереди по закону. Она обратилась в нотариальную контору по вопросу вступления в наследство, но получила отказ по следующим причинам. Согласно договору на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан от *** года предметом приватизации выступала квартира общей площадью 49,7 кв.м., жилой площадью – 27,7 кв.м. Однако, по техническому паспорту объектом недвижимости является жилой дом общей площадью 42,7 кв.м., жилой площадью – 27,8 кв.м. Данные обстоятельства вызывают у нотариуса сомнения в принадлежности имущества наследодателю. При приватизации дома его площадь не измерялась, указана в договоре на основании лицевого счета из похозяйственной книги. С момента приватизации дома его общая площадь не изменялась, строительства или реконструкции дома не производилось. С *** года ФИО4 пользовался домом как своей собственностью, поддерживал имущество в надлежащем состоянии. При жизни ФИО4 приобрел право собственности на земельный участок, расположенный при спорном доме. Кутеева Т.Н. просит суд включить в состав наследственного имущества, оставшегося после смерти ее мужа ФИО4, жилой дом *** по *** в селе ***, общей площадью 42,7 кв.м., жилой площадью 27,8 кв.м., с прилегающими двумя верандами.
В судебном заседании истица Кутеева Т.Н. поддержала исковые требования и пояснила следующее. После смерти ее мужа ФИО4 осталось наследственное имущество в виде жилого дома с надворными постройками и земельного участка в селе ***. Жилой дом муж приобрел в собственность в порядке приватизации. Однако, при составлении текста договора ошибочно указано, что предметом сделки является квартира. Исправить данную ошибку не представляется возможным, поскольку совхоз «***» ликвидирован, а ее муж умер. Кроме того, в тексте договора общая площадь указана неверно, имеются незначительные расхождения с данными технического паспорта. Данные обстоятельства вызывают у нотариуса сомнения в принадлежности имущества наследодателю. При приватизации дома его площадь не измерялась, указана в договоре на основании лицевого счета из похозяйственной книги. С момента приватизации дома его общая площадь не изменялась, строительства или реконструкции дома не производилось, в *** году старая тесовая веранда была заменена на новую в прежних размерах. Кутеева Т.Н. просит суд включить в состав наследственного имущества, оставшегося после смерти ее мужа ФИО4 жилой дом *** по *** в селе ***, общей площадью 42,7 кв.м., жилой площадью 27,8 кв.м., с прилегающими двумя верандами, поскольку допущенные при составлении договора приватизации ошибки являются очевидными, но их невозможно устранить без судебного разбирательства.
По заявлению ответчика - Администрации Аргамаковского сельского Совета Белинского района дело рассмотрено в отсутствие его представителя.
По заявлению третьего лица на стороне истца – Кутеева А.В. дело рассмотрено в его отсутствие.
Выслушав пояснения истицы, изучив материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим мотивам.
Согласно договору на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан от *** года, совхоз «***» безвозмездно передал в собственность ФИО4 квартиру, состоящую из трех комнат общей площадью 49,7 кв.м., жилой площадью 27,7 кв.м.
Согласно справки, выданной Администрацией Аргамаковского сельского Совета, ФИО4 на основании договора приватизации принадлежит дом *** по *** в *** района, что подтверждается записью в похозяйственной книге ***, лицевой счет ***.
Согласно данных технического паспорта, составленного по состоянию на *** года, принадлежащее ФИО4 жилое помещение является жилым домом, построенным в *** году, общей площадью 42,7 кв.м., жилой площадью 27,8 кв.м., при доме имеются две веранды.
Из свидетельства о смерти видно, что ФИО4 умер *** года в *** района.
Согласно свидетельства о заключении брака, истица является женой ФИО4, т.е. наследницей первой очереди к его имуществу.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что ФИО4 при жизни на законных основаниях в порядке приватизации по договору приобрел в собственность жилой дом, однако, при составлении текста договора допущены опечатки, исправить которые без судебного разбирательства не представляется возможным, поскольку ФИО4 умер, а совхоз «***» ликвидирован.
В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В судебном заседании установлено, что жилой дом принадлежал ФИО4, который владел домом по день своей смерти.
С учетом изложенного, суд находит, что исковые требования Кутеевой Т.Н. о включении жилого дома в состав наследственного имущества, оставшегося после смерти ее мужа, основаны на законе и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194 –198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л
Включить в состав наследственного имущества, оставшегося после смерти ФИО4, умершего *** года, жилой дом *** по *** в селе *** *** общей площадью 42,7 кв.м., жилой площадью 27,8 кв.м. с прилегающими двумя верандами
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в течение 10 дней.
Председательствующий: Круглякова Л.В.
Копия верна
Судья Белинского
Районного суда Круглякова Л.В.