О признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Город Белинский *** года

Белинский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Егоркиной Г.Н.,

при секретаре Ромакиной В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Парамошкина В.И. об оспаривании постановления Администрации Поимского сельсовета *** области №*** от *** 2010 года « Об отказе Парамошкину В.И. инвалиду Великой Отечественной войны в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет» и понуждении администрации Поимского сельсовета *** области в признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет с *** 2010 года,

УСТАНОВИЛ:

Парамошкин В.И. обратился в суд с заявлением об оспаривании постановления Администрации Поимского сельсовета *** района № *** от *** 2010 года, которым постановлено отказать инвалиду Великой Отечественной войны Парамошкину В.И. в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, указав следующее.

Он является инвалидом ВОВ, проживает и зарегистрирован в жилом доме №*** по ул. *** в с.*** *** района *** области. Указанный жилой дом принадлежит ему на праве собственности по договору приватизации № *** от *** года, имеет общую площадь *** кв.м, жилую – *** кв.м. Вместе с ним проживают - дочь ФИО4 и без регистрации зять - ФИО3

Жилой дом 1890 года постройки, находится в аварийном состоянии и не пригоден для проживания по следующим основаниям.

1) Деревянная основа дома сгнила от старости и ветхости, из-за этого стала рушиться кирпичная кладка, пошли трещины шириной по 5-6 см. от карниза до фундамента. С южной стороны дома – *** трещины, с западной стороны- *** трещины, с восточной стороны- *** трещины;

2) фундамент дома осел, полы сгнили, в доме стоят опоры под балками, полы просели;

3) на потолке балки сгнили на концах;

4) дом не благоустроен ( нет канализации, водопровода);

5) известно, что в 1971 году в данном доме располагались ясли-сад, которые вскоре перевели в другое здание из-за аварийного состояния дома.

Парамошкин В.И. указывает, что он и члены его семьи боятся проживать в жилом доме, т.к. он в любой момент может рухнуть, капитальному ремонту дом не подлежит. В *** году он обратился в Администрацию *** района с просьбой признать дом аварийным, на что глава района пояснил, что он находится на учете как нуждающийся в улучшении жилищных условий. *** 2010 года он обратился в Администрацию Поимского сельсовета с заявлением о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет. Комиссия, осмотрев его дом, дала заключение о признании жилого помещения пригодным для проживания.

Парамошкин В.И. не согласен с выводами комиссии, полагает, что обследование дома проведено формально, не специалистами и считает, что ему незаконно отказали в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет.

Парамошкин В.И. просит постановление Администрации Поимского сельсовета *** области № *** от ***2010 года признать незаконным и обязать ответчика признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставить на учет с *** 2010 года.

В судебном заседании Парамошкин В.И. поддержал заявление на основании доводов подробно изложенных в нем и пояснил, что при подаче заявления он пояснял главе администрации Поимского сельсовета, что комиссия не компетентна, у него не кирпичный, а деревянный дом, дом ветхий.

И.О. главы Администрации Пушанинского сельсовета Селиванова В.В. в судебном заседании в начале выразила не согласие с требованием заявителя, ознакомившись с заключением эксперта признала заявление Парамошкина В.И. обоснованным, согласилась с ним и пояснила, что постановление об отказе инвалиду ВОВ в признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий было принято на основании акта обследования жилого дома и заключения межведомственной комиссии, указанная комиссия создана администрацией *** района. Между Администрацией Поимского сельсовета и администрацией *** района *** года заключено соглашение, по которому администрация Поимского сельсовета передала администрации района часть полномочий, в т.ч. согласование о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции. Кроме того, обращаясь с заявлением, Парамошкин В.И. не подтвердил основания возникновения у него такого права. Он не представил документ, подтверждающий, что его дом не пригоден для проживания. Парамошкин В.И. не соглашался с заключением комиссии, но у администрации сельсовета нет денежных средств для проведения экспертизы.

Выслушав объяснения заявителя и представителя администрации Поимского сельсовета, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Согласно ч.2 ст.17 Конституции РФ основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Основной Закон РФ в ст.40 установил, что каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Конституция РФ устанавливает равенство всех перед законом и судом ( ч.1 ст.19), гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.

Постановлением администрации Поимского сельсовета от *** года № *** Парамошкину В.И., инвалиду Великой Отечественной войны, отказано в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет, на основании п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ, то есть, представлены документы, которые не подтверждают право Парамошкина В.И. состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Парамошкин В.И. оспаривает законность принятого Постановления.

В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение органа местного самоуправления, должностного лица, муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям органов местного самоуправления, должностных лиц, муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения, в результате которых:

-нарушены права и свободы гражданина;

-созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

-на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Норма ч. 3 ст.246 ГПК РФ устанавливает, что при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

Федеральный Закон Российской Федерации № 5-ФЗ от 12 января 1995 года « О ветеранах» ( далее ФЗ № 5 –ФЗ) устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в РФ в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. Статья 14 ФЗ № 5- ФЗ закрепила меры социальной поддержки инвалидов войны. Согласно ст.14 инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. В соответствии со ст.23.2 Федерального закона № 5-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем инвалидов ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Законом Пензенской области № 1870 –ЗПО от 27 февраля 2010 года « Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории Пензенской области» ( далее ЗПО № 1870) определен порядок реализации полномочий Пензенской области по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Действие настоящего Закона распространяется в т.ч. на инвалидов Великой Отечественной войны, проживающих на территории Пензенской области. В соответствии с ч.1 ст.2 названного Закона гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются граждане, указанные в пункте 1 части 2 статьи 1 настоящего Закона:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы общей площади помещения, установленной органом местного самоуправления;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. В соответствии со ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень соответствующих заболеваний, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приведенный в ЗПО №1870 перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях соответствует перечню оснований, установленному нормой ч.1 ст.51 ЖК РФ.

В ч.2 ст.2 ЗПО №1870 указано, что для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, граждане, указанные в п.1 части 2 статьи 1 настоящего Закона, (их законные представители) подают в органы местного самоуправления по месту постоянного жительства заявление. К заявлению прилагаются:

1) документы, подтверждающие принадлежность заявителя к категориям граждан, указанным в пункте 1 части 2 статьи 1 настоящего Закона;

2) документы, удостоверяющие личность и подтверждающие гражданство Российской Федерации;

3) выписка из домовой книги или из похозяйственной книги, либо копия финансового лицевого счета;

4) документы (справки), подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи (договор найма, ордер, документ, подтверждающий принятие компетентными органами решения о предоставлении жилого помещения);

5) документы (справки), содержащие сведения о составе семьи заявителя и степени родства( свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, решение суда о признании гражданина членом семьи заявителя);

6) документы(справки) о наличии или отсутствии жилых помещений, принадлежащих заявителю и членам его семьи на праве собственности.

Согласно ч.3 ст.2 ЗПО №1870 постановка указанных граждан на учет, а также снятие с учета осуществляются в сроки и в порядке, определенные Жилищным кодексом РФ.

В соответствии со ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подавать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. С заявлением о принятии на учет должны быть предоставлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.

В соответствии со ст.54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:

1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы;

2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

В соответствии с Уставом *** сельсовета *** области, администрация Поимского сельсовета является органом местного самоуправления Поимского сельсовета, администрацией Поимского сельсовета руководит глава сельсовета на принципах единоначалия. К вопросам местного значения сельсовета, в т.ч. относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих на территории сельсовета и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.

*** 2010 года Парамошкиным В.И. подано в Администрацию Поимского сельсовета ( по месту своего жительства) заявление о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по основанию: проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. К заявлению приложены следующие документы: копия удостоверения инвалида Великой Отечественной войны; копия паспорта гражданина РФ; справка о составе семьи; копия договора на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан №*** от *** года; копия технического паспорта на жилой дом, 1890 года постройки.

В судебном заседании Парамошкин В.И. пояснил, что члены межведомственной комиссии осмотрели его дом и пришли к заключению, что он пригоден для проживания. Он не согласился с заключением комиссии, т.к. в составе комиссии не было компетентных специалистов, о чем он пояснял главе администрации Поимского сельсовета, указывал на ветхость жилого помещения и непригодность его для проживания, представил технический паспорт, в подтверждение года постройки и того, что дом не кирпичный, а деревянный.

Согласно учетного дела инвалида ВОВ Парамошкина В.И., о рассмотрении заявления Парамошкина В.И. о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, Парамошкин В.И. подтвердил статус инвалида ВОВ, подтвердил состав семьи, представил копию правоустанавливающего документа на жилой дом и копию технического паспорта на жилой дом, из которого следует, что дом построен в 1890 году, его последняя инвентаризация проведена в *** году, процент износа фундамента составил 60 %, стен дома ( деревянные) - 40%. Согласно Акта №*** от *** 2010 года межведомственная комиссия установила, что жилой кирпичный дом 1905 года постройки имеет незначительный физический износ. Несущий остов данного жилого дома дал незначительную просадку, имеются незначительные трещины в стенах кирпичной кладки, небольшое проседание полов. Жилой дом соответствует установленным требованиям и пригоден для проживания. Согласно Заключению межведомственной комиссии от *** 2010 года жилой кирпичный дом Парамошкина В.И. пригоден для проживания при выполнении капитального ремонта.

По ходатайству Парамошкина В.И. по делу проведена судебная строительно- техническая экспертиза, на разрешение эксперта поставлены вопросы: 1) является ли жилой дом, расположенный по адресу *** область *** район село *** ул.*** пригодным для проживания? 2) Подлежит ли данный жилой дом капитальному ремонту?

Экспертом Автономной некоммерческой организации « Научно-исследовательской лаборатории судебных экспертиз» г.*** *** года дано заключение № ***. По результатам проведенного исследования установлено, что физический износ жилого дома по адресу с.*** ул. *** на момент проведения экспертного осмотра *** 2010 года составляет- 69%. Критическим пределом для деревянных зданий является степень физического износа свыше 65%, когда наступает аварийное техническое состояние и появляется угроза обрушения отдельных конструкций, а восстановительные работы являются нецелесообразными. Согласно Методики определения физического износа, степени физического износа жилого дома в 69% соответствует оценка технического состояния - ветхое, когда состояние несущих конструктивных элементов аварийное, а не несущих – весьма ветхое. Согласно выводам эксперта : 1. Ветхое техническое состояние конструкций жилого помещения, приводящее к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций, находящегося по адресу *** область *** район село *** ул.*** не соответствует требованиям п.10 раздела 2 и п. 33.34 раздела 3 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 47 от 28 января 2006 года и позволяет признать жилое помещение непригодным для постоянного проживания. 2. Примерная стоимость капитального ремонта в % от восстановительной стоимости конструктивных элементов составляет 93- 120 % ( п.12 Методики(11)), то есть стоимость комплекта работ, направленных на восстановление эксплуатационных свойств конструкций может превысить стоимость строительства нового объекта с аналогичным конструктивным решением. В данном случае производство работ по капитальному ремонту жилого дома является не целесообразным.

В соответствии со ст.55 ГПК РФ одним из доказательств по делу является заключение эксперта. У суда нет оснований не доверять выводам эксперта, имеющему высшее образование, квалификацию инженера-строителя по специальности « Городское строительство и хозяйство», квалификацию судебного эксперта-строителя по специальности 16.1 « Исследование строительных объектов и территорий функционально связанных с ними, в том числе с целью проведения их оценки», удостоверение о повышении квалификации по экспертной специальности, выданное ГУ Российский федеральный центр судебной экспертизы при Минюсте РФ, со стажем работы по экспертной специальности с *** года. Заключение эксперта мотивировано, основано на исследовании жилого помещения ( произведен осмотр жилого дома), материалов гражданского дела, оценка результатам исследований дана в соответствии с нормативными и литературными источниками и поэтому суд берет в основу судебного решения заключение эксперта № *** от *** 2010 года, оно полностью опровергает Акт и Заключение межведомственной комиссии №*** от *** 2010 года, которые не могут быть положены в основу судебного акта, т.к. в качестве приглашенных экспертов выступали лица, не имеющие специального образования, выводы комиссии не мотивированы, в акте и заключении указан год постройки не соответствующий данным технического паспорта, описание характеристики стен дома также не соответствует данным изложенным в техническом паспорте. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47 « Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» к работе в комиссии в необходимых случаях привлекаются квалифицированные эксперты проектно- изыскательских организаций с правом решающего голоса.

Совокупность установленных доказательств подтверждает, что администрацией Поимского сельсовета принято незаконное постановление №*** от *** года об отказе инвалиду Великой Отечественной войны Парамошкину В.И. в признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, с нарушением требований норм ЖК РФ и ЗПО № 1870 от 27.02.2010 года, данное постановление нарушает права Парамошкина В.И. и создает ему препятствий к осуществлению прав. С учетом изложенного суд находит заявление Парамошкина В.И. об оспаривании постановления Администрации Поимского сельсовета от *** 2010 года №***, а именно, признания его незаконным и понуждении администрации к постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с *** 2010 года, т.е. с момента обращения в администрацию, подлежащим удовлетворению.

Доводы представителя администрации Поимского сельсовета Селивановой В.В. о том, что постановление № *** от ***2010 года принято на основании заключения межведомственной комиссии, созданной администрацией *** района, а не администрацией Поимского сельсовета, не подтверждают законность и обоснованность принятого постановления, так как разрешение вопроса о признании гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановки его на учет относится к компетенции администрации Поимского сельсовета ( Парамошкин В.И. проживает в с.***). Суд не может согласиться с доводами представителя администрации Поимского сельсовета о том, что Парамошкин В.И. при подаче заявления не представил доказательств возникновения у него права, т.е. не представил документ о непригодности помещения для проживания. Парамошкин В.И. предоставил администрации Поимского сельсовета технический паспорт на жилой дом, где указано, что дом построен в 1890 году, он пояснял, что не согласен с заключением межведомственной комиссии от *** 2010 года. Т.е., орган местного самоуправления имел заключение комиссии, и положил его в основу своего постановления, не проверив доводы заявителя путем привлечения квалифицированных экспертов.

Парамошкин В.И. согласно чека-ордера *** отделения №***, филиал №*** *** 2010 года, оплатил проведение судебной строительно-технической экспертизы, т.е. понес издержки связанные с рассмотрением дела, в сумме *** рублей и *** рублей оплата комиссии за услуги банка, а всего *** рублей. В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны, все понесенные по делу судебные расходы, т.о. с Администрации Поимского сельсовета в пользу Парамошкина В.И. подлежат взысканию расходы по оплате экспертизы и оплате комиссии банка, а всего *** рублей.

Инвалид ВОВ Парамошкин В.И. освобожден от уплаты государственной пошлины, в силу требований ст.103 ГПК РФ с администрации Поимского сельсовета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме *** рублей в доход государства.

Руководствуясь ст. ст.194-198, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать постановление Администрации Поимского сельсовета *** *** области №*** от *** 2010 года « Об отказе Парамошкину В.И. инвалиду Великой Отечественной войны в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет» - незаконным.

Обязать Администрацию Поимского сельсовета *** *** области признать Парамошкина В.И. нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с *** 2010 года.

Администрации Поимского сельсовета *** области сообщить в Белинский районный суд и Парамошкину В.И. об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения суда.

Взыскать с Администрации Поимского сельсовета в пользу Парамошкина В.И. судебные издержки в сумме *** рублей; в доход государства государственную пошлину в сумме *** рублей.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в течение десяти дней.

Председательствующий