О признании права нуждающимся в улучшении жилищных условий



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

*** года г.Белинский

Белинский районный суд пензенской области в составе

председательствующего Чуглиной Е.А.

при секретаре Горшковой М.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Исакова А.И. к администрации Поимского сельского Совета о признании права нуждающимся в улучшении жилищных условий,

У С Т А Н О В И Л :

Киселева Е.А., представляя по доверенности интересы Исакова А.И. обратилась в суд с заявлением к администрации Поимского сельского Совета Белинского района Пензенской области о признании права на улучшении жилищных условий, указав следующее.

Постановлением администрации Поимского сельского Совета Белинского района Пензенской области от *** 2010 года № *** Исакову А.И., инвалиду Великой Отечественной Войны, было отказано в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет на основании п.2ч.1 ст.54 Жилищного кодекса РФ. В соответствии с постановлением № *** от *** 2010 года представленные документы не подтверждают права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. Исаков А.И. не согласен с данным постановлением, и полагает, что отказом администрации были нарушены его права на улучшении жилищных условий. В соответствии с п.1ст.51 Жилищного кодекса РФ гражданин признается нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в случае, если не является нанимателем жилых помещений по договорам социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилых помещений или членом семьи собственника жилого помещения. На основании ч.1 ст.31 Жилищного кодекса РФ Исаков А.И. не является членом семьи собственника жилого дома ФИО6, в котором зарегистрирован. Приблизительно с 1990 года Исаков А.И. проживал в доме для ветеранов в г.***, по ул.***, ***. Условия жизни вдали от родственников тяготили заявителя, он находился в депрессии, совместно проживания с дочерью Исаковой не представлялось возможным, так как она ухаживала за бабушкой и не имела в собственности жилья, а проживала в квартире по договору социального найма в с.*** *** района *** области. После смерти бабушки дочь заявителя вышла замуж за ФИО6. Сразу после брака семья дочери снимала квартиру в г.***. Дочь, проживая в г.***, постоянно навещала Исакова А.И., была обеспокоена его самочувствием. С посещением родственников медицинскими работниками было отмечено улучшение его состояния, однако дочь по семейным обстоятельствам не могла его взять к себе, так не имела собственного жилья. Перед рождением ребенка у дочери ФИО5 предложила семье сына переехать к ней в квартиру, предоставленную заводом в 1995 году. После переезда в п.*** в кВ.*** д.*** по ул.*** п. *** дочь предложила забрать Исакова из Дома ветеранов и вселить в указанную квартиру. При вселении Исакова в квартиру ФИО5 было оговорено, что в последующем он не будет претендовать на получение права собственности в указанной квартире, с данными условиями Исаков был согласен, после чего он вселился и был зарегистрирован в данной квартире, в которой проживает по настоящее время. Исаков А.И. полагает, что отказом администрации Поимского сельского Совета Белинского района нарушены его права, поскольку как инвалид ВОВ имеет право социальной поддержки, в том числе право на улучшении жилищных условий.

Исаков А.И. просит суд признать постановление администрации Поимского сельского Совета Белинского района пензенской области от *** 2010 года № *** незаконным, признать Исакова А.И. нуждающимся в улучшении жилищных условий с даты подачи заявления и обязать администрацию Поимского сельского Совета принять Исакова А.И. на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий.

В судебное заседание Исаков А.И. не явился, о времени и месте судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом, по заявлению Исакова А.И. дело рассмотрено в его отсутствии.

Представитель Исакова А.И. – Киселева Е.А., действующая по доверенности, заявление поддержала и пояснила, что Исаков А.И. является ее отцом. После расторжения брака, в *** г.г. родители расторгли брак, Исаков А.И. на тот момент проживал в квартире, предоставленной совхозом *** *** района *** области. В начале 90-х годов сын Исакова от первого брака решил забрать его к себе. Квартира в.с. ***, в которой проживал отец, была не приватизирована, и, после его отъезда, данная квартира перешла в распоряжение совхоза. Отношения в новой семье у Исакова не сложились, в связи с чем он стал проживать в доме ветеранов. Она не могла взять отца к себе, так как на тот момент не имела в собственности какого-либо жилья, проживала в доме престарелой бабушки по линии матери, за которой осуществляла уход. После смерти бабушки в *** году она вступила в брак с ФИО6 и стала проживать в г.***, где с мужем снимали квартиру. Дом бабушки также перешел в распоряжение совхоза. В 2003-2004 г. ее свекровь ФИО5 предложила им переехать в п.*** в кв. № *** д.*** по ул.*** *** района *** области. Также она не возражала против вселения в указанную квартиру и ее отца Исакова А.И., проживающего в Доме ветеранов. После вселения в указанную квартиру Исаков был в ней зарегистрирован для того, чтобы мог получать пенсию и встать на учет в поликлиники по месту жительства. В последующем в 2006 году квартира была приватизирована ФИО6, Исаков А.И. отказался от приватизации квартиры, так как полагал, что не имеет на нее никакого права. *** 2010 года Исаков обратился с заявлением в администрацию Поимского сельского Совета о признании его нуждающимся у улучшении жилищных условий, однако Исакову было отказано в признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Киселева просит суд признать отказ администрации Поимского сельсовета в признании Исакова А.И. нуждающимся в улучшении жилищных условий незаконным, признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий с даты подачи заявления в администрацию Поимского сельсовета, а также обязать администрацию Поимского сельсовета признять Исакова А.И. как нуждающегося в улучшении жилищных условий с *** 2010 года.

Представитель администрации Поимского сельского Совета Белинского района Пензенской области – и.о. главы администрации Селиванова В.В. доводы заявления Исакова признала не обоснованными и пояснила, что с 2004 году Исаков А. И. проживает и зарегистрирован по адресу: с. ***, ул. ***, д. ***, кв. ***. Кроме него по данному адресу были зарегистрированы ФИО6 и ФИО5 При регистрации Исакова А.И. вопрос о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет не возникал. С заявлением о признании Исакова нуждающимся в улучшении жилищных условий обратился только *** 2010 года. В 2006 году квартира по указанному адресу была приватизирована. Исаков А.И. отказался от участия в приватизации, о чем им было подано соответствующее заявление. В 2010 году Киселева Е.А. обратилась устно в администрацию, ей было разъяснено, что площадь квартиры, в которой проживает Исаков, являющийся инвалидом ВОВ, превышает предельную норму. Оснований для признании Исакова нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке его на учет не имеется.

Свидетель ФИО5 в судебном заседании пояснила, что в 1995 году ей по месту работы была предоставлена квартира по ул.***, ***-*** п.***, в которой она проживала совместно с сыном. В 2003 году после вступления сына в брак она в данную квартиру вселила его жену и Исакова А.И. В 2006 году квартира была передана в собственность ФИО6 в порядке приватизации. Исаков отказался принимать участие в приватизации.

Свидетель ФИО6 в судебном заседании пояснил, что в 1995 году его матери ФИО5 по месту работы была предоставлена квартира в д.*** по ул.*** п.*** Белинского района Пензенской области. В *** году он вступил в брак с Киселевой Е.А. и они стали проживать в г. ***. После рождения сына в 2003 году они ФИО5 предложила его семье переехать в Шарово. В 2003 году он вместе с семьей вселился в указанную квартиру. В 2004 году он с женой решил также забрать к себе отца жены - Исакова А.И., инвалида ВОВ, проживающего на тот момент в Доме ветеранов в г.***. В 2006 году он приватизировал квартиру, остальные члены семьи отказались принимать участие в приватизации. Исаков А.И. никогда не имел в собственности жилого помещения и не имеет его в настоящее время. При обращении Исакова в администрацию Поимского сельского ему было отказано в признании нуждающимся его в улучшении жилищных условий.

Выслушав объяснения представителя заявителя, представителя администрации Поимского сельсовета, допросив свидетелей и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Согласно ч.2 ст.17 Конституции РФ основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Основной Закон РФ в ст.40 установил, что каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Конституция РФ устанавливает равенство всех перед законом и судом ( ч.1 ст.19), гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.

Федеральный Закон Российской Федерации № 5-ФЗ от 12 января 1995 года « О ветеранах» ( далее ФЗ № 5 –ФЗ) устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в РФ в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. Статья 14 ФЗ № 5- ФЗ закрепила меры социальной поддержки инвалидов войны. Согласно ст.14 инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. В соответствии со ст.23.2 Федерального закона № 5-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем инвалидов ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Законом Пензенской области № 1870 –ЗПО от 27 февраля 2010 года « Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории Пензенской области» ( далее ЗПО № 1870) определен порядок реализации полномочий Пензенской области по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Действие настоящего Закона распространяется в т.ч. на инвалидов Великой Отечественной войны, проживающих на территории Пензенской области. В соответствии с ч.1 ст.2 названного Закона гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются граждане, указанные в пункте 1 части 2 статьи 1 настоящего Закона:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы общей площади помещения, установленной органом местного самоуправления;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. В соответствии со ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень соответствующих заболеваний, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приведенный в ЗПО №1870 перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях соответствует перечню оснований, установленному нормой ч.1 ст.51 ЖК РФ.

В ч.2 ст.2 ЗПО №1870 указано, что для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, граждане, указанные в п.1 части 2 статьи 1 настоящего Закона, (их законные представители) подают в органы местного самоуправления по месту постоянного жительства заявление. К заявлению прилагаются:

1) документы, подтверждающие принадлежность заявителя к категориям граждан, указанным в пункте 1 части 2 статьи 1 настоящего Закона;

2) документы, удостоверяющие личность и подтверждающие гражданство Российской Федерации;

3) выписка из домовой книги или из похозяйственной книги, либо копия финансового лицевого счета;

4) документы (справки), подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи (договор найма, ордер, документ, подтверждающий принятие компетентными органами решения о предоставлении жилого помещения);

5) документы (справки), содержащие сведения о составе семьи заявителя и степени родства( свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, решение суда о признании гражданина членом семьи заявителя);

6) документы(справки) о наличии или отсутствии жилых помещений, принадлежащих заявителю и членам его семьи на праве собственности.

Согласно ч.3 ст.2 ЗПО №1870 постановка указанных граждан на учет, а также снятие с учета осуществляются в сроки и в порядке, определенные Жилищным кодексом РФ.

В соответствии со ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подавать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. С заявлением о принятии на учет должны быть предоставлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.

В судебном заседании и материалами дела установлено, что Исаков А.И. обратился в администрацию Поимского сельского Совета Белинского района *** 2010 года с заявлением о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет.

Постановлением администрации Поимского сельсовета от *** 2010 года № *** Исакову А.И., инвалиду Великой Отечественной войны, отказано в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет, на основании п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ, то есть, представлены документы, которые не подтверждают право Исакова А.И. состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.

В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение органа местного самоуправления, должностного лица, муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям органов местного самоуправления, должностных лиц, муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения, в результате которых:

-нарушены права и свободы гражданина;

-созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

-на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Норма ч. 3 ст.246 ГПК РФ устанавливает, что при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

В соответствии со ст.54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:

1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы;

2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

Суд находит, что решением администрации Поимского сельского Совета Белинского района об отказе Исакову в признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет нарушены его права и свободы по следующим основаниям.

Согласно ст. 1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» приватизация жилого фонда подразумевает бесплатную передачу в собственность граждан на добровольной основе вольной основе занимаемые ими жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде.

Таким образом, приобретение жилья в собственность жилого помещения в порядке приватизации является правом, а не обязанностью граждан. Действуя по своему усмотрению Исаков данным правом не воспользовался, приобретя право проживания в жилом помещении, переданном в собственность ФИО6.

Суд находит несостоятельными доводы представителя администрации Поимского сельского Совета Белинского района, пояснившей в судебном заседании, что Исаков, не воспользовавшись право приватизации жилого помещения, ухудшил свои жилищные условия, в связи с чем не имеется оснований для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет по следующим основаниям.

Исаков А.И. был вселен и зарегистрирован в квартиру № *** д.*** по ул.*** п.*** *** района *** области и предоставленную ФИО5 в 2004 году с разрешения нанимателя данной квартиры – ФИО5 В последующем при передачи квартиры в собственность ФИО6, не являясь его кровным родственником, не воспользовался правом на приобретение права собственности на квартиру в порядке приватизации, что само по себе не является ухудшением его жилищных условий.

Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что Исаков А.И. в собственности жилья не имеет и никогда не имел, с ***1996 года по ***2004 год был зарегистрирован проживал в ГСУ СОССЗН «Пензенский дом ветеранов», что подтверждается справкой № *** от ***2010 года и уведомлением об отсутствии в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от *** 2010 года, что является исключительными обстоятельствами, с учетом которых Исаков А.И. должен быть признан нуждающимся у улучшении жилищных условий и принят на учет по дате подачи заявления, то есть с *** 2010 года, что будет соответствовать целям и задачам Федерального закона «О ветеранах», которым установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в РФ в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.

Таким образом, совокупность установленных доказательств подтверждает, что администрацией Поимского сельсовета принято незаконное постановление № *** от *** 2010 года об отказе инвалиду Великой Отечественной войны Исакову А.И. в признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, с нарушением требований норм ЖК РФ и ЗПО № 1870 от 27.02.2010 года, данное постановление нарушает права Исакова А.И. и создает ему препятствий к осуществлению прав. С учетом изложенного суд находит заявление Исакова А.И. об оспаривании постановления Администрации Поимского сельсовета от *** 2010 года № ***, а именно, признания его незаконным и понуждении администрации к постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с *** 2010 года, т.е. с момента обращения в администрацию, подлежащим удовлетворению.

Согласно ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика не освобожденного от уплаты государственной пошлины.

Поскольку заявитель является инвалидом ВОВ и освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче заявления в силу требований ст.103 ГПК РФ с администрации Поимского сельсовета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме *** рублей в доход государства.

Руководствуясь ст. ст.194-198, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать постановление Администрации Поимского сельсовета Белинского района Пензенской области № *** от *** 2010 года « Об отказе Исакову А.И. инвалиду Великой Отечественной войны в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет» - незаконным.

Обязать Администрацию Поимского сельсовета Белинского района Пензенской области признать Исакова А.И. нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с *** 2010 года.

Администрации Поимского сельсовета Белинского района Пензенской области сообщить в Белинский районный суд и Исакову А.И. об исполнении решения суда не позднее, чем в течение месяца со дня получения решения суда.

Взыскать с Администрации Поимского сельсовета в доход государства государственную пошлину в сумме 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в течение десяти дней.

Председательствующий: Е.А.Чуглина