Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
*** года г.Белинский
Белинский районный суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Саунина Н.В.,
при секретаре Любимкиной Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шуваева А.Ф. к ООО «Пензарегионгаз», ОАО «Пензенская Энергосбытовая компания», ООО «Энергосервис» г.Белинский, ООО «Водоканал» г.Белинский, Министерству Финансов Пензенской области и Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской области о признании противоправными их действий в части не предоставления членам его семьи, как подвергшегося воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, льгот по оплате в размере 50 процентов за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией и возложении в связи с этим на них обязанности производить расчеты по оплате за пользование отоплением, водопроводом, газом, электроэнергией его семье с учетом указанной льготы по оплате в размере 50 процентов,
УСТАНОВИЛ:
Шуваев А.Ф. обратился в суд с указанным иском, указав, что является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987 году, в связи с чем был подвержен воздействию радиации. До 1 января 2005 года его семье предоставлялась льгота в размере 50 процентов по оплате коммунальных услуг на основании ст.14 Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Основанием для прекращения предоставления льгот его семье послужил Федеральный Закон от 22 августа 2004 года №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». До внесения изменений в Закон РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 пункт 4 статьи 14 был изложен в следующей редакции: «оплата занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов, а также в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных действующим законодательством), в том числе и членам их семей, проживающим с ними, в размере 50 процентов квартирной платы, исчисленной по ставкам, установленной для рабочих и служащих, …за пользование отоплением, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - предоставление скидки в размере 50 процентов со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы». В редакции Федерального закона РФ от 22 августа 2004 года №122-ФЗ пункт 4 статьи 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 значится пунктом «три», который, как и весь закон, вступил в силу с 1 января 2005 года и изложен в следующей редакции: «оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе и членам их смей, проживающим с ними; оплата в размере 50 процентов за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления,- предоставление скидки в размере 50 процентов со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы». Организации, осуществляющие предоставление и расчет коммунальных услуг, и органы социальной защиты населения пункт 3 статьи 14 Закона РФ №1244-1 трактуют таким образом, что наличие знака препинания в виде точки с запятой после слов «членам из семей, проживающим с ними» предопределяет предоставление льготы членам семей чернобыльцев только в части оплаты занимаемой общей площади, в остальной же части льготы распространяются только на самих граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Данная позиция и действия указанных органов и организаций являются незаконными и необоснованными по следующим основаниям. Так, в абзаце втором пункта 4 статьи 15 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ конкретизировано: «меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 3 и 14 части первой настоящего закона и пунктом 1 части первой настоящей статьи, распространяются на семьи, в том числе на вдов (вдовцов), умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС». Следовательно, предусмотренная для ликвидаторов 1986-1987 годов 50 процентная льгота в оплате коммунальных услуг распространяется и на их семьи. Кроме того, необходимо исходить из положений Конституции РФ, а также из целей и задач, для реализации которых принимался ФЗ №122 от 22 августа 2004 года. Федеральный законодатель, как вытекает из Конституции РФ, вправе вносить изменения в ранее установленные правила предоставления льгот и компенсации. Однако при внесении таких изменений должно быть обеспечено соблюдение положений Конституции РФ, закрепляющих, что Россия является демократическим правовым социальным государством, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Политика государства должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст.1,2,7 Конституции РФ). Согласно ст.55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Как указано в преамбуле ФЗ №122 от 22 августа 2004 года, настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты прав и свобод граждан РФ: «В настоящем Федеральном законе решаются также задачи обеспечения конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышения безопасности государства и приведения системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальным гарантиями и которым предоставляется компенсация в соответствии с принципом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также принцами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой». Нормы настоящего Федерального закона должны реализовываться в соответствии с положениями, закрепленными в данной преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина. Исходя из положений ст.55 Конституции РФ и преамбулы ФЗ №122 от 22 августа 2004 года организации, предоставляющие коммунальные услуги, необоснованно ухудшают положение членов семьи чернобыльцев, трактуя пункт 3 статьи 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года №2244-1 в редакции ФЗ №122 от 22 августа 2004 года в удобном для них виде и вопреки его конституционно-правовому смыслу. Кроме того, необходимо учитывать, что действие ФЗ №122 направлено на предоставление денежной компенсации взамен льгот и гарантий, предусмотренных действующим законодательством, а по фактически сложившейся ситуации членам семьи льгота по оплате коммунальных услуг, предусмотренная ст.14 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1, не предоставляется. При этом компенсация этих льгот также не производится, а это означает отказ государства от выполнения ранее принятых на себя обязательств. Вышеизложенное свидетельствует, что действие организаций, предоставляющих коммунальные услуги, направлены на прекращение предоставления льгот семьям ликвидаторов-чернобыльцев, что противоречит положениям статей 1,2,7, 18, 55 конституции РФ, которая имеет высшую юридическую силу и прямое действие, преамбуле Федерального закона РФ от 22 августа 2004 года №122, в результате чего нарушены права и законные интересы членов семьи граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Просит признать противоправными действия ООО «Пензарегионгаз», ОАО «Пензенская Энергосбытовая компания» и ООО «Энергосервис» г.Белинский, ООО «Водоканал» г.Белинский в части не предоставления членам его семьи, состоящей из 2 человек, подвергшегося воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, льгот по оплате в размере 50 процентов за пользование отоплением, водопроводом, газом, электроэнергией, предусмотренных п.3 ст.14 Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции Закона РФ от 22 августа 2004 года №122-ФЗ, и обязать ООО «Пензарегионгаз», ОАО «Пензенская Энергосбытовая компания» и ООО «Энергосервис» г.Белинский и ООО «Водоканал» г.Белинский производить расчеты по оплате за пользование отоплением, водопроводом, газом, электроэнергией его семье гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, в размере 50 процентов в соответствии с пунктом 3 статьи 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции Закона РФ от 22 августа 2004 года №122-ФЗ.
Определением Белинского районного суда от *** года по делу привлечены в качестве соответчиков Министерство финансов Пензенской области и Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области.
В судебном заседании истец Шуваев А.Ф. поддержал исковые требования, подробно пояснив обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, а также пояснил, что данная льгота должна предоставляться с учетом всех членов его семьи, которая у него состоит из 2 человек. До 2005 года данная льгота предоставлялась всем членам его семьи, а потом ее отменили, но это незаконно, так как новый закон не может ухудшать его положение. Просил признать противоправными действия ООО «Пензарегионгаз», ОАО «Пензенская Энергосбытовая компания» ООО «Энергосервис» г.Белинский, ООО «Водоканал» г.Белинский, Министерства финансов Пензенской области и Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области в части не предоставления членам его семьи, состоящей из 2 человек, как подвергшегося воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, льгот по оплате в размере 50 процентов за пользование отоплением, водопроводом, газом, электроэнергией, предусмотренных п.3 ст.14 Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции Закона РФ от 22 августа 2004 года №122-ФЗ, и обязать ООО «Пензарегионгаз», ОАО «Пензенская Энергосбытовая компания», ООО «Энергосервис» г.Белинский, ООО «Водоканал» г.Белинский, Министерство финансов Пензенской области и Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области производить расчеты по оплате за пользование отоплением, водопроводом, газом, электроэнергией его семье, как подвергшегося воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, в размере 50 процентов в соответствии с пунктом 3 статьи 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции Закона РФ от 22 августа 2004 года №122-ФЗ.
Представитель ответчика – ОАО «Пензаэнергосбыт» в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте рассмотрения дела, поэтому суд считает возможным, в соответствии с ч.4 ст.167 ГПК РФ, рассмотреть дело в отсутствие представителя ОАО «Пензаэнергосбыт», а в своих письменных возражениях указали, что исковые требования не признают, так как в период с 1 декабря 1995 года по 31 декабря 2004 года льгота в виде скидки в размере 50 процентов с установленной платы за пользование коммунальными услугами предусматривалась только для граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, а также для инвалидов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а на членов их семей указанная льгота не распространялась. Новая редакция п.3 ч.1 ст.14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не изменила круг граждан, которым предоставляется льгота по оплате за пользование коммунальными услугами, а лишь уточнила формулировку ранее действовавшей правовой нормы без изменения ее содержания. Следовательно, утверждение истца о том, что льгота по оплате за пользование коммунальными услугами, установленная п.3 ч.1 ст.14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. от 22 августа 2004 года), так же как и в ранее действовавшей редакции распространяется на членов семей граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, и другие заболевания, и инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы ошибочно. Также Федеральным Законом от 22 августа 2004 года №122-ФЗ часть льгот, ранее предоставлявшихся гражданам в натуральной форме, были заменены на денежные выплаты. Полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг для лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь, а также для граждан, получивших инвалидность вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС согласно ст.14 Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» делегированы Правительством РФ органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Закон Пензенской области от 28 мая 2007 года №1286-ЗПО «О ежемесячной денежной выплате отдельным категориям граждан на оплату жилья и коммунальных услуг» предусматривает предоставление мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты гражданам, имеющим на это право в соответствии с Законом РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Данные выплаты истцу производятся Управлением социальной защиты населения Белинского района. Следовательно в связи с изменением порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг для лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь, а также для граждан получивших инвалидность вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС ОАО «Пензаэнергосбыт» не вправе самостоятельно предоставлять льготу в виде скидки в размере 50 процентов от стоимости потребленной электроэнергии. Просят суд в удовлетворении исковых требований Шуваева А.Ф. к ОАО «Пензаэнергосбыт» отказать.
Представитель ответчика - ООО «Пензарегионгаз» Спирина Н.А., действующая на основании доверенности, требования не признала и просила в их удовлетворении отказать, пояснив, что в Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Федеральным законом от 22 августа 2004 года №122-ФЗ внесены изменения в части замены льгот в виде скидки, в том числе за потребляемый газ, на меры социальной поддержки с передачей полномочий по предоставлению указанных мер органам государственной власти субъектов РФ и определением порядка их финансирования. В силу Закона Пензенской области «О денежной форме предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилья и коммунальных услуг» от 22 июня 2006 года № 1063 –ЗПО гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с федеральным законодательством, взамен предоставления льгот в натуральной форме с 1 июля 2006 года введена ежемесячная денежная компенсация, порядок выплаты которой определяется Правительством Пензенской области. Указанный закон утратил силу в связи с принятием 28 мая 2007 года Закона Пензенской области «О ежемесячной денежной выплате отдельным категориям граждан на оплату жилья и коммунальных услуг» №1286-ЗПО, который предусматривает предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг гражданам, имеющим право в соответствии с Законом РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Поэтому ООО «Пензарегионгаз» не имеет законных оснований для предоставления истцу и членам его семьи льгот по оплате природного газа, и является ненадлежащим ответчиком по делу.
Представитель ответчика – ООО «Белинский Энергосервис» в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте рассмотрения дела, а согласно письменного заявления просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя.
Представитель ответчика – Министерства финансов Пензенской области в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте рассмотрения дела, поэтому суд считает возможным, в соответствии с ч.4 ст.167 ГПК РФ, рассмотреть дело в отсутствие их представителя, а согласно письменных возражений указали, что норма о предоставлении чернобыльцам и членам их семей льгот по жилищно-коммунальным платежам содержится в Законе РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», но она как в новой редакции так и в старой редакции не предоставляет членам семьи чернобыльца прав на льготы по оплате коммунальных услуг. Правовая позиция по данному вопросу выражена Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 24 января 2008 года №5-О-О и ряде других определений по тому же вопросу. Как указывает Конституционный суд Российской Федерации норма пункта 3 части 1 статьи 14 Закона №1244-1 в действующей редакции аналогична норме, содержащейся в пункте 4 до вступления в силу Федерального закона №122-ФЗ. Из этого следует, что 50% скидка по оплате коммунальных услуг, изначально была представлена только гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы и не распространялась на членов их семей. В соответствии со ст.5 Федерального закона №1244-1 меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации. Полномочия по предоставлению льготной оплаты жилья и коммунальных услуг переданы Правительством РФ органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Средства на реализацию меры социальной поддержки лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь, и лиц, получивших инвалидность вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций бюджетам субъектов РФ. Размер указанных субвенций зависит от количества лиц в регионе, имеющих право на получение указанного ряда льгот, и от установленных федеральный стандартов предельной стоимости предоставляемых услуг жилищно-коммунального хозяйства на 1 квадратный метр жилья и социальной нормы площади жилья. Субвенции предоставляются бюджетам субъектам РФ на определенные цели, то есть имеют целевое назначение и могут быть использованы только для этих целей. В связи с этим в Пензенской области во исполнение федерального законодательства был принят Закон Пензенской области от 28 мая 2007 года №1286-ЗПО «О ежемесячной денежной выплате отдельным категориям граждан на оплату жилья и коммунальных услуг» и Постановление от 26 октября 2007 года №717-пП «Об утверждении порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Пензенской области». В законе Пензенской области от 17.12.2009 года (ред. от 22.07.2010 года) «О бюджете Пензенской области на 2010 год и плановый период 2010 и 2012 годов» приложением №10 утверждена ведомственная структура расходов бюджета на 2010 год. Денежные средства в сумме 667 464,0 тысяч рублей на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в том числе гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС закреплены за Министерством здравоохранения и социального развития Пензенской области. Таким образом, Министерство финансов Пензенской области не может быть ответчиком по данному делу.
Представитель ответчика – Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте рассмотрения дела, а поэтому суд считает возможным, в соответствии с ч.4 ст.167 ГПК РФ, рассмотреть дело в отсутствие их представителя, а в своих письменных возражениях указали, что с исковыми требованиями не согласны, так как участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также члены их семей, имеют право на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии со ст.15 и ст.14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Согласно которым меры социальной поддержки на оплату за пользование коммунальными услугами на членов семей участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС не распространяются, что подтверждается Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2007 года №490-О-О и от 17 июля 2007 года №571-О-О. Кроме того, в связи с разъяснениями Президиума Верховного Суда Российской Федерации (от 23.11.2005 года), Верховного Суда Российской Федерации (№1992-7/общ. от 13 октября 2003 года), Генеральной прокуратуры Российской Федерации (№7/2-21д -2002 от 27 ноября 2002 года), Минтруда России (№3795-АО от 13 мая 2003 года) и Росстроя России (№Ж-2125 от 11 ноября 2002 года) по таким искам суды отказывают в их удовлетворении.
Представитель ответчика – ООО «Водоканал» г.Белинский Кузина Т.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, и просила в их удовлетворении истцу отказать, так как от них не зависит предоставление ответчику данной льготы, и поэтому они являются ненадлежащим ответчиком.
Представитель третье лица на стороне ответчиков – Управления социальной защиты населения Белинского района Пензенской области Самойлин В.Н., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, и просил в их удовлетворении отказать, пояснив, что Шуваев А.Ф. в соответствии со ст.13 ФЗ РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» относится к категории граждан, указанных в пункте 3 настоящей статьи, в связи с чем ему предоставляются меры социальной поддержки, указанные в ст.15 вышеуказанного Закона. Но в удовлетворении его требований следует отказать, так как предоставление льготы в виде 50 процентов за пользование отоплением, водопроводом, газом, электроэнергией, предусмотренных п.3 ст.14 Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на членов семьи, подвергшегося воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы не распространяется, и данная льгота на членов семей не распространялась и Законом в старой редакции. Членам семей чернобыльцев предоставляется только льгота в размере 50 процентов на оплату занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях.
Выслушав пояснения истца, представителя ответчика - ООО «Пензарегионгаз», представителя ответчика – ООО «Водоканал», представителя третьего лица, изучив материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно паспорта № *** Шуваев А.Ф. родился *** года и зарегистрирован в г. *** ул.***, дом ***.
Согласно удостоверения серии *** № *** Шуваев А.Ф. имеет право на компенсации и льготы, установленные Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Согласно справки о составе семьи членами семьи Шуваева А.Ф. являются его жена – ФИО14 и сын – ФИО13.
Согласно пп.1, 2 и 3 ч.1 ст.13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к лицам, подвергшимся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, а также инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы.
Согласно ст.15 данного Закона гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 3-12, 14 части первой статьи 14 настоящего Закона.
В силу п.4 ч.1 ст.14 данного Закона (в редакции от 24 ноября 1995 года) вышеуказанным категориям граждан гарантировались следующие льготы: оплата занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов, а также в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных действующим законодательством), в том числе и членам их семей, проживающих с ними, в размере 50 процентов квартирной платы, исчисленной по ставкам, установленным для рабочих и служащих, а также предоставление скидки в размере 50 процентов с установленной платы за пользование телефоном, радио, коллективными телевизионными антеннами (кроме спутниковых) и за их установку, за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах не имеющих центрального отопления, предоставление скидки в размере 50 процентов со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ст.14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», изложена в новой редакции.
Так в соответствии с п.3 ч.1 вышеназванной статьи гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, а также инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантируется: оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе и членам их семей, проживающих с ними; оплата в размере 50 процентов за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - предоставление скидки в размере 50 процентов со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы. Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных настоящим пунктом. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Фонда компенсаций федерального бюджета в виде субвенций. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Согласно ст.1 и ст.2 Закона Пензенской области от 28 мая 2007 года №1286-ЗПО «О ежемесячной денежной выплате отдельным категориям граждан на оплату жилья и коммунальных услуг» установлено предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты гражданам, имеющим на это право в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», и ежемесячная денежная выплата осуществляется в следующих размерах от величины регионального стандарта, используемого для расчета размеров субсидий гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг: 1) для лиц, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, в том числе и членов семьи, проживающих совместно, имеющих право на аналогичные меры социальной поддержки, - 50 процентов; 2) для лиц, имеющих право на меры социальной поддержки только по оплате жилья, - 15 процентов.
Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Пензенской области, утвержден Постановлением Правительства Пензенской области от 26 октября 2007 года №717-пП, согласно которому назначение денежной выплаты осуществляется на основании личного заявления, подаваемого: в Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области гражданами, имеющими право на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»; - в органы местного самоуправления муниципальных районов, выполняющие отдельные государственные полномочия Российской Федерации.
В соответствии со ст.13 Федерального Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Шуваев А.Ф. относится к категории граждан, указанных в пункте 3 настоящей статьи, в связи с чем ему предоставляются меры социальной поддержки, указанные в ст.15 вышеуказанного Закона.
Однако по смыслу положений пп.1 и 2 ст.13, п.4 ч.1 ст.14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 (в редакции от 24 ноября 1995 года) «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», льгота в виде скидки в размере 50 процентов от установленной платы за пользование коммунальными услугами предоставлялась только гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь, другие заболевания, а также инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы. На членов из семей указанная льгота не распространялась.
Из новой редакции этой нормы, а также ст.1 и ст.2 Закона Пензенской области от 28 мая 2007 года №1286-ЗПО «О ежемесячной денежной выплате отдельным категориям граждан на оплату жилья и коммунальных услуг» и указанного выше Порядка ее предоставления, следует, что она не изменила круг граждан, которым предоставляется льгота по оплате пользования коммунальными услугами, а поэтому не ухудшила положения членов семьи граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, поскольку такая льгота как в ранее действовавшей редакции, так и в настоящее время на членов семьи граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы не распространяется.
Данное толкование приведенных норм подтверждается и позицией по этому вопросу Верховного Суда РФ, изложенной в «Обзоре судебной практики Верховного суда Российской Федерации за третий квартал 2005 года» (от 23.11.2005 года) и Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2007 года» (утверждено Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 ноября 2007 года) и позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2007 года №490.
Таким образом, указанная льгота, установленная п.3 ч.1 ст.14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции от 22 августа 2004 года и распространенная ст.15 вышеуказанного Закона на участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, так же как и в ранее действовавшей редакции, на членов их семей не распространяется.
Принимая во внимание, что новая редакция ст.14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не изменила перечень субъектов, которым предоставлялась 50 процентная льгота по оплате за пользование отоплением, водопроводом, газом, электроэнергией, довод Шуваева А.Ф. о том, что его положение ухудшилось по сравнению с тем, что было до принятия Закона РФ №122 от 22 августа 2004 года, не состоятелен.
Не является и основанием для предоставления льготы по оплате за пользование отоплением, водопроводом, газом, электроэнергией членам семьи участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и абзац 2 пункта 4 статьи 15 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ (в старой и новой редакции) поскольку статья 15 носит отсылочный характер, а содержащееся в ней указание на то, что меры социальной поддержки, предусмотренные п.3 ч.1 ст.14 Закона распространяются на семьи, относится к вдовам (вдовцам) умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
С учетом приведенных выше требований закона, суд считает, что исковые требования Шуваева А.Ф. не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, судРЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Шуваева А.Ф. к ООО «Пензарегионгаз», ОАО «Пензенская Энергосбытовая компания», ООО «Энергосервис» г.Белинский, ООО «Водоканал» г.Белинский, Министерству финансов Пензенской области и Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской области о признании противоправными их действий в части не предоставления членам его семьи, состоящей из *** человек, как подвергшегося воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, льгот по оплате в размере 50 процентов за пользование отоплением, водопроводом, газом, электроэнергией, предусмотренных п.3 ст.14 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции Закона РФ от 22 августа 2004 года №122-ФЗ, и возложении в связи с этим на ООО «Пензарегионгаз», ОАО «Пензенская Энергосбытовая компания», ООО «Энергосервис», ООО «Водоканал» г.Белинский, Министерство финансов Пензенской области и Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области обязанности производить расчеты по оплате за пользование отоплением, водопроводом, газом, электроэнергией его семье с учетом указанной льготы по оплате в размере 50 процентов - отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Пензенский областной суд через Белинский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме, то есть с *** года.
Судья
Белинского районного суда: Саунин Н.В.