Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
*** года г.Белинский
Белинский районный суд пензенской области в составе
председательствующего Чуглиной Е.А.
при секретаре Горшковой М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Коняшкиной А.Е. к администрации *** о признании права нуждающейся в улучшении жилищных условий,
У С Т А Н О В И Л :
Коняшкина А.Е. обратилась в суд с заявлением к администрации *** о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, указав следующее.
Заявительница является вдовой ветерана Великой Отечественной войны. Факт участия в войне супруга истицы подтверждается пенсионным удостоверением выданным Управлением *** от *** года. В соответствии со ст.14 Федерального закона «О ветеранах» Коняшкина А.Е. имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. В *** года Коняшкина А.Е. обратилась в администрацию *** с заявлением о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с принятым Указом Президента РФ, однако, получила отказ в связи с тем, что не прошло пять лет после продажи жилого дома. Факт отказа подтверждается решением администрации *** от *** года ***. Коняшкина А.Е. полагает, что владельцами *** доли домовладения являлся ФИО6 Вторая половина жилого жома принадлежала матери заявительницы ФИО5, которая подарила долю домовладения дочери заявительницы ФИО4 В апреле *** года указанный жилой дом был продан на слом. После чего Коняшкина А.Е. стала проживать поочередно у своих детей. Коняшкина А.Е. полагает, что в настоящее время он не имеет жилья, дом в котором она проживала совместно с супругом был продан в *** в *** году, в котором в дальнейшем и проживала ФИО3 с своей семьей. Коняшкина А.Е. просит суд признать постановление администрации *** от *** года *** незаконным и обязать администрацию *** признать Коняшкину А.Е. нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на *** года.
В судебное заседание Коняшкина А.Е. не явилась, о времени и месте судебного разбирательства уведомлена надлежащим образом. По заявлению Коняшкиной А.Е. дело рассмотрено в ее отсутствие.
Представитель Коняшкиной А.Е. – Гольчукова Н.П. действующая по доверенности в судебном заседании поддержала заявленные требования по основаниям подробно изложенным в заявлении и пояснила следующее. Заявительница вдовой участника ВОВ. В настоящее время, с марта *** года, ввиду отсутствия собственного жилья Коняшкина поочередно проживает у своих детей, в частности в настоящее время Коняшкина А.Е. проживает у нее в с.***. До марта *** года Коняшкина А.Е. проживала вп.*** в домовладении *** по *** и принадлежащим ей на основании договора дарения от *** года. Населенный пункт в котором проживала Коняшкина А.Е. является заброшенным, кроме нее в данном поселке никто не проживает, отсутствует свет и вода. Так как Коняшкина А.Е. не могла больше проживать в указанном домовладении дом был продан на слом. Регистрацию Коняшкина сохранила по ул. *** п.***, однако, в настоящее время указанного дома не существует. При обращении в администрацию *** с заявлением о признании Коняшкиной А.Е. нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет было отказано, несмотря на то, что при проведении проверки жилищных условий было установлено, что Коняшкина А.Е. нуждается в жилье, так как в поселке отсутствует свет и вода. Гольчукова Н.П. просит суд признать отказ администрации *** в признании Коняшкиной А.Е. нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным, признать ее нуждающейся в улучшении жилищных условий с даты подачи заявления в администрацию ***, а также обязать администрацию *** признать Коняшкину А.Е. нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Предстаивтель администрации *** – *** Балашов С.В. в судебном заседании заявленные Коняшкиной А.Е. требования признал обоснованными и пояснил следующее. *** года в администрацию *** обратилась Коняшкина А.Е. с заявлением о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий. При проверке жилищных условий администрация обратилась в межведомственную комиссию с просьбой о проведении обследования жилищных условий Коняшкиной. По результатам проверки ФИО8 была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как в п.*** по месту регистрации заявительницы не света и воды, поселок является заброшенным. В настоящее время у Коняшкиной своего жилья не имеется, она проживает поочередно с детьми. В собственности Коняшкиной А.Е. находится земельный участок, предназначенный для огорода.
Выслушав объяснения представителя заявителя, представителя администрации ***, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Согласно ч.2 ст.17 Конституции РФ основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Основной Закон РФ в ст.40 установил, что каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Конституция РФ устанавливает равенство всех перед законом и судом ( ч.1 ст.19), гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.
Федеральный Закон Российской Федерации № 5-ФЗ от 12 января 1995 года « О ветеранах» ( далее ФЗ № 5 –ФЗ) устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в РФ в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. Статья 14 ФЗ № 5- ФЗ закрепила меры социальной поддержки инвалидов войны. Согласно ст.14 инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. В соответствии со ст.23.2 Федерального закона № 5-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем инвалидов ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Законом Пензенской области № 1870 –ЗПО от 27 февраля 2010 года « Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории Пензенской области» ( далее ЗПО № 1870) определен порядок реализации полномочий Пензенской области по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Действие настоящего Закона распространяется в т.ч. на инвалидов Великой Отечественной войны, проживающих на территории Пензенской области. В соответствии с ч.1 ст.2 названного Закона гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются граждане, указанные в пункте 1 части 2 статьи 1 настоящего Закона:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы общей площади помещения, установленной органом местного самоуправления;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. В соответствии со ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень соответствующих заболеваний, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приведенный в ЗПО №1870 перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях соответствует перечню оснований, установленному нормой ч.1 ст.51 ЖК РФ.
В ч.2 ст.2 ЗПО №1870 указано, что для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, граждане, указанные в п.1 части 2 статьи 1 настоящего Закона, (их законные представители) подают в органы местного самоуправления по месту постоянного жительства заявление. К заявлению прилагаются:
1) документы, подтверждающие принадлежность заявителя к категориям граждан, указанным в пункте 1 части 2 статьи 1 настоящего Закона;
2) документы, удостоверяющие личность и подтверждающие гражданство Российской Федерации;
3) выписка из домовой книги или из похозяйственной книги, либо копия финансового лицевого счета;
4) документы (справки), подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи (договор найма, ордер, документ, подтверждающий принятие компетентными органами решения о предоставлении жилого помещения);
5) документы (справки), содержащие сведения о составе семьи заявителя и степени родства( свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, решение суда о признании гражданина членом семьи заявителя);
6) документы(справки) о наличии или отсутствии жилых помещений, принадлежащих заявителю и членам его семьи на праве собственности.
Согласно ч.3 ст.2 ЗПО №1870 постановка указанных граждан на учет, а также снятие с учета осуществляются в сроки и в порядке, определенные Жилищным кодексом РФ.
В соответствии со ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подавать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. С заявлением о принятии на учет должны быть предоставлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.
В судебном заседании и материалами дела установлено, что Коняшкина А.Е. обратилась в администрацию *** *** года с заявлением о признании е нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет.
Постановлением администрации *** от *** года *** Коняшкиной А.Е., вдове участника Великой Отечественной войны, отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет, на основании п.3 ч.1 ст.54 ЖК РФ, то есть, не истек предусмотренный ст.53 ЖК РФ срок.
В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение органа местного самоуправления, должностного лица, муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям органов местного самоуправления, должностных лиц, муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения, в результате которых:
-нарушены права и свободы гражданина;
-созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
-на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Норма ч. 3 ст.246 ГПК РФ устанавливает, что при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
В соответствии со ст.54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:
1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы;
2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
Суд находит, что решением администрации *** об отказе Коняшкиной А.Е. в признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет нарушены ее права и свободы по следующим основаниям.
Согласно выписки из ЕГР прав на недвижимое имущество и сделок с ним в собственности Коняшкиной А.Е. находится земельный участок сельскохозяйственного назначения *** доля в праве расположенный ***
Согласно справке *** Коняшкина А.Е. правом бесплатной приватизации жилья не воспользовалась. Коняшкиной А.Е. принадлежат *** доля жилого дома по ул.*** д.*** п.***.
Согласно справке администрации *** от *** года жилой дом, расположенный по ул.*** п.*** принадлежащий ФИО6 продан на слом в апреле *** года.
Согласно акту проверки жилищных условий от *** года Коняшкина А.Е. нуждается в жилье, так как в п.*** *** нет света и воды.
Совокупность исследованных в судебном заседании доказательств подтверждает, что администрацией *** принято незаконное постановление *** от *** года об отказе вдове участника ВОВ Коняшкиной А.Е. в признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и постанове на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, с нарушением требований жилищного законодательства, данное постановление нарушает права Коняшкиной А.Е. и создает ей препятствия к осуществлению ее прав.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица – администрации *** – *** Балашов С.В. заявление Коняшкиной А.Е. признал обоснованным. Судом Балашову С.В. разъяснен порядок и последствия признания заявленных требований и принятие его судом, что в соответствии со ст.173 ГПК РФ является основанием для удовлетворения заявления. Признание Б алашовым С.В. заявленных Коняшкиной А.Е. требований не нарушает прав и законных интересов других лиц и не противоречит закон, основания для отказа в принятии признания заявленных требований у суда не имеется.
С учетом изложенного, суд находит заявление Коняшкиной А.Е. об оспаривании постановления администрации *** от *** года ***, а именно признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и понуждении администрации к постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с *** года, то есть с момента обращения в администрацию подлежащим удовлетворению.
Согласно ст.98 ГПК РФ стороне в пользу которой состоялось решение суда суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Коняшкиной А.Е. при подаче заявления к администрации *** уплачена государственная пошлина в размере 200 рублей, которая подлежит взысканию в ее пользу с администрации ***, так как требования заявительницы удовлетворены в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст.194-198, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать постановление Администрации *** № *** от *** года «Об отказе в признании вдовы участника Великой Отечественной войны нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет» - незаконным.
Обязать Администрацию *** признать Коняшкину А.Е. нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с *** года.
Администрации *** сообщить в Белинский районный суд и Коняшкиной А.Е. об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения суда.
Взыскать с Администрации *** в доход государства государственную пошлину в сумме 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в течение десяти дней.
Председательствующий: Е.А.Чуглина
Копия верна:
Судья Белинского
Районного суда: Е.А.Чуглина