О признании права нуждающимся в улучшении жилищных условий.



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

*** года г.Белинский

Белинский районный суд Пензенской области в составе

председательствующего Чуглиной Е.А.

с участием адвоката Субочевой Н.Д.

при секретаре Горшковой М.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Пастухова А.Б. к *** о признании права нуждающимся в улучшении жилищных условий,

У С Т А Н О В И Л :

Пастухов А.Б. обратился в суд с заявлением к *** о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и возложении обязанности по постановке на учет и признании постановления *** незаконным, указав следующее.

Пастухов А.Б. во время прохождения военной службы в рядах Советской армии в *** году получил военную травму, вследствие чего стал инвалидом. В настоящее время Пастухов А.Б. имеет статус ***. После прохождения лечения Пастухов А.Б. возвратился к родителям и стал проживать вместе с ними в принадлежащем отцу заявителя жилом доме общей площадью *** кв.м. Поскольку заявитель является инвалидом ВОВ и страдает различными заболеваниями, в том числе с *** года *** и имеет право на дополнительную жилую площадь стал письменно обращаться в различные инстанции по поводу обеспечения дополнительной жилой площадью. В целях реализации права на дополнительную жилую площадь в *** года Пастухов А.Б. обратился в *** с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. На основании постановления *** *** года *** был поставлен на учет. Узнав из средств массовой информации о том, что ко дню Победы в ВОВ ветераны будут обеспечены жильем *** года Пастухов А.Б. обратился в *** с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, однако, постановлением *** от *** года № *** было отказано в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет на основании п.1 ч.2 ст.54 Жилищного кодекса. Пастухов А.Б. полагает, что данное постановление является незаконным по следующим основаниям. В соответствии с п.1 п.п.4 ст.14 Федерального Закона «О ветеранах» инвалидам войны предоставляется обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями ст.23.2 настоящего Федерального Закона. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством РФ. В соответствии с п.2 Перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 февраля 1996 года № 214 «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты», утратившего силу с 1 января 2005 года, такое право имели лица, страдающие психическими заболеваниями, требующими обязательного диспансерного наблюдения, к каковым относится эпилепсия. Поскольку до 1 января 2005 года он страдал заболеванием, требующем обязательного диспансерного наблюдения, и, следовательно, приобрел право на дополнительную жилую площадь, в соответствии с позицией Конституционного Суда РФ приобретенное право иметь дополнительную жилую площадь в виде отдельной жилой комнаты ему должно быть предоставлено. Учетная норма жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспечения граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В соответствии с п.*** решения *** от *** г. ***, учетная норма на территории сельсовета составляет *** кв.м. Учитывая, что общая площадь дома, в котором он проживает, составляет *** кв.м., учетная норма жилого помещения на членов его семьи составляет *** кв.м., он имеет право на дополнительную жилую площадь размером *** кв.м. следовательно, площадь дома должна составлять *** кв.м., поэтому, на настоящее время он не считается обеспеченным жильем с учетом его права на дополнительную жилую площадь и подлежит постановке на учет как инвалид войны. Пастухов А.Б. просит признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий; просит признать постановление *** от *** года № *** «Об отказе в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет инвалида боевых действий Пастухова А.Б.» недействительным; обязать *** поставить его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

В судебном заседании Пастухов А.Б. поддержал заявленные требования и показал, что во время прохождения срочной военной службы в *** году он получил травму, в связи с чем ему была установлена инвалидность, и его прировняли к ветеранам Великой Отечественной Войны. После прохождения срочной военной службы он вернулся в *** и стал проживать в доме своих родителей, где проживает до настоящего времени. Дом состоит из *** жилых комнат, общая площадь дома составляет *** кв.м., жилая – *** кв.м. Он проживает с матерью и отцом. С *** года он стоит в очереди на улучшении жилищных условий. Пастухов А.Б. просит суд признать постановление *** об отказе в признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий недействительным, поскольку он с *** года стоит в *** в очереди на улучшение жилищных условий, и его жилищные условия до настоящего времени не изменились.

Представитель заинтересованного лица – ***, Соломонова В.Я., в судебном заседании заявленные требования признала в полном объеме, суду пояснила, что с *** года постановлением *** Пастухов А.Б. был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в *** году и поставлен на учет. В *** Пастухову было отказано в постановке на учет на основании ст.54 Жилищного кодекса РФ, так как он не встал на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 2005 года. В настоящее время данное основание, препятствующее постановке на учет, отпало. Она полагает, что заявление Пастухова А.Б. является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Выслушав объяснение заявителя, заинтересованного лица, мнение адвоката Субочевой Н.Д. полагавшей, что заявление подлежит удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Согласно ч.2 ст.17 Конституции РФ основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Основной Закон РФ в ст.40 установил, что каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Конституция РФ устанавливает равенство всех перед законом и судом ( ч.1 ст.19), гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.

Федеральный Закон Российской Федерации № 5-ФЗ от 12 января 1995 года «О ветеранах» (далее ФЗ № 5 –ФЗ) устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в РФ в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. Статья 14 ФЗ № 5- ФЗ закрепила меры социальной поддержки инвалидов войны. Согласно ст.14 инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. В соответствии со ст.23.2 Федерального закона № 5-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем инвалидов ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Законом Пензенской области № 1870–ЗПО от 27 февраля 2010 года «Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории Пензенской области» ( далее ЗПО № 1870) определен порядок реализации полномочий Пензенской области по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Действие настоящего Закона распространяется в т.ч. на инвалидов Великой Отечественной войны, проживающих на территории Пензенской области. В соответствии с ч.1 ст.2 названного Закона гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются граждане, указанные в пункте 1 части 2 статьи 1 настоящего Закона:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы общей площади помещения, установленной органом местного самоуправления;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. В соответствии со ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень соответствующих заболеваний, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приведенный в ЗПО №1870 перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях соответствует перечню оснований, установленному нормой ч.1 ст.51 ЖК РФ.

В ч.2 ст.2 ЗПО №1870 указано, что для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, граждане, указанные в п.1 части 2 статьи 1 настоящего Закона, (их законные представители) подают в органы местного самоуправления по месту постоянного жительства заявление. К заявлению прилагаются:

1) документы, подтверждающие принадлежность заявителя к категориям граждан, указанным в пункте 1 части 2 статьи 1 настоящего Закона;

2) документы, удостоверяющие личность и подтверждающие гражданство Российской Федерации;

3) выписка из домовой книги или из похозяйственной книги, либо копия финансового лицевого счета;

4) документы (справки), подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи (договор найма, ордер, документ, подтверждающий принятие компетентными органами решения о предоставлении жилого помещения);

5) документы (справки), содержащие сведения о составе семьи заявителя и степени родства( свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, решение суда о признании гражданина членом семьи заявителя);

6) документы(справки) о наличии или отсутствии жилых помещений, принадлежащих заявителю и членам его семьи на праве собственности.

Согласно ч.3 ст.2 ЗПО №1870 постановка указанных граждан на учет, а также снятие с учета осуществляются в сроки и в порядке, определенные Жилищным кодексом РФ.

В соответствии со ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подавать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. С заявлением о принятии на учет должны быть предоставлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.

В судебном заседании и материалами дела установлено, что Пастухов А.Б. на основании постановления *** от *** года № *** зарегистрирован в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

*** года Пастухов А.Б. повторно обратился с заявлением в *** с заявлением о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий в рамках ФЗ «О ветеранах».

Постановлением *** от *** года № *** инвалиду боевых действий Пастухову А.Б. отказано в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет, на основании п.1 ч.1 ст.51, п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ, то есть, как не являющемуся нанимателем жилых помещений по договорам социального найма и не представившим документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение органа местного самоуправления, должностного лица, муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям органов местного самоуправления, должностных лиц, муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения, в результате которых:

-нарушены права и свободы гражданина;

-созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

-на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Норма ч. 3 ст.246 ГПК РФ устанавливает, что при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

В соответствии со ст.54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:

1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы;

2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось представителем заинтересованного лица – *** Пастухов А.Б. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и с *** года принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Суд находит, что решением *** от *** года № *** об отказе Пастухову А.Б. в признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет нарушены права и свободы заявителя по следующим основаниям.

Из представленных Пастуховым А.Б. документов усматривается, что заявитель является *** и имеет право на льготы, установленные законодательством для инвалидов ВОВ на основании ст.14 ФЗ «О ветеранах».

Согласно выписки из похозяйственной книги *** собственником жилого дома *** года постройки общей площадью *** кв.м., жилой – *** кв.м., расположенного по адресу ***, является Пастухов А.Б. и членами хозяйства записаны также ФИО14 и ФИО9 Пастухов А.Б. зарегистрирован и проживает по указанному адресу с *** года и при этом его жилищные условия не изменялись.

Таким образом, совокупность исследованных в судебном заседании доказательств подтверждает, что с *** года по настоящее время условия проживания Пастухова А.Б. не изменились, следовательно, *** принято незаконное постановление № *** от *** года об отказе инвалиду боевых действий Пастухову А.Б. в признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий, с нарушением требований жилищного законодательства, данное постановление нарушает права Пастухова А.Б. и создает ему препятствия к осуществлению его прав.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица – *** – *** Соломонова В.Я. заявление Пастухова А.Б. признала обоснованным. Судом Саломоновой В.Я. разъяснен порядок и последствия признания заявленных требований и принятие его судом, что в соответствии со ст.173 ГПК РФ является основанием для удовлетворения заявления. Признание Соломоновой В.Я. заявленных Пастуховым А.Б. требований не нарушает прав и законных интересов других лиц и не противоречит закону, оснований для отказа в принятии признания заявленных требований у суда не имеется.

С учетом изложенного, суд находит заявление Пастухова А.Б. о признании его как инвалида боевых действий нуждающимся в улучшении жилищных условий, об оспаривании постановления *** принято незаконное постановление № *** от *** года об отказе инвалиду боевых действий Пастухову А.Б. признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий, и понуждении администрации к постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, подлежащим удовлетворению.

Согласно ст.103 ГПК РФ государственная пошлина от уплаты которой истец был освобожден взыскивается с ответчика не освобожденного от уплаты государственной пошлины пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Поскольку при подаче заявления Пастухов А.Б. был освобожден от уплаты государственной пошлины и его требований удовлетворены в полном объеме государственная пошлина подлежит взысканию с ***

Руководствуясь ст. ст.194-198, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать Пастухова А.Б., инвалида боевых действий, нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Признать постановление *** № *** от *** года «Об отказе в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет инвалида боевых действий Пастухова А.Б.» - незаконным.

Обязать *** признать Пастухова А.Б. нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставить его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с *** года.

*** сообщить в Белинский районный суд и Пастухову А.Б. об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения суда.

Взыскать с *** в доход государства государственную пошлину в сумме *** рублей.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в течение десяти дней.

Председательствующий: Е.А.Чуглина

Копия верна:

Судья Белинского

Районного суда: Е.А.Чуглина