Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
*** года г. Белинский
Белинский районный суд Пензенской области
В составе председательствующего Чуглиной Е.А.
При секретаре Горшковой М.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костиной О.А. к ГУ *** о назначении досрочной пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л:
Костина О.А. обратилась в суд с иском к ГУ *** о назначении досрочной пенсии по старости, указав следующее. Истица обратилась в ГУ *** с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением *** деятельностью. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав при ГУ *** от *** года *** в назначении досрочной пенсии по старости отказано по причине недостаточного стажа для назначения льготной пенсии по старости. В стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости ответчиком не включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с *** года по *** год, с *** года по *** года, с *** года по *** года, а также период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с *** года по *** год. Костина О.А. полагает, что решение ответчика об отказе в назначении досрочной пенсии по старости является незаконным и подлежит отмене, поскольку согласно ст.187 Трудового кодекса РФ за работником на время повышения им квалификации сохраняется место работы и средняя заработная плата, а также действующим на период предоставления отпуска по уходу за ребенком истце законодательством предусмотрено включение данного периода в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости. Костина О.А. просит признать решение ГУ *** от *** года *** об отказе в назначении досрочной пенсии по старости незаконным, отменить его и назначить досрочную пенсию по старости с *** года.
В судебном заседании Костина О.А. исковые требования поддержала и пояснила, что она имеет *** образование, в *** году закончила *** по специальности *** и с *** года по настоящее время работает в должностях, дающих право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением *** деятельности. Истица обратилась в ГУ *** по вопросу назначения ей досрочной пенсии по старости, но получила отказ, поскольку в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости ответчиком не включены периоды нахождения ее на курсах повышения квалификации, а также период нахождения в отпуске по уходу за ребенком свыше 1,5 лет. Костина О.А. с решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при ГУ *** не согласна, поскольку на основании ст.187 Трудового кодекса РФ за работником на время повышения квалификации сохраняется место работы и средняя заработная плата. Повышение квалификации не реже 1 раза в пять лет для *** работника является обязательным. В периоды нахождения ее на курсах повышения квалификации за ней сохранялось место работы, начислялась заработная плата, с которой производились все предусмотренные законодательством удержания. Кроме того, периоды нахождения в отпуске по уходе за ребенком в том числе и свыше 1,5 лет подлежали включению в стаж дающий право на назначение досрочной пенсии по старости до *** года. Костина О.А. просит признать решение комиссии ГУ *** от *** года *** незаконным, отменить его, включить в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости периоды нахождения ее на курсах повышения квалификации с *** года по *** год, с *** года по *** год и с *** года по *** год, а также период нахождения в отпуске по уходу за ребенком свыше 1,5 лет с *** года по *** год и назначить досрочную пенсию по старости с *** года.
Представитель ГУ *** – Кочеткова М.Н., действующая по доверенности, исковые требования Костиной О.А. признала необоснованными и пояснила в судебном заседании следующее. *** года Костина О.А. обратилась в ГУ *** по вопросу назначения ей досрочной пенсии по старости, как *** работнику, но получила отказ. При проверке документов о трудовой деятельности Костиной О.А. было установлено, что к моменту обращения она имела специальный стаж 29 лет 7 месяцев и 27 дней, а не 30 лет, как того требует закон. В стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости Костиной О.А. не были включены периоды нахождения ее на курсах повышения квалификации с *** года по *** год, с *** года по *** год и с *** года по *** год, а также период нахождения в отпуске по уходу за ребенком свыше 1,5 лет с *** года по *** год, так как данные периоды не предусмотрены законодательством. Кочеткова М.Н. просит суд отказать Костиной О.А. в иске.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд находит исковые требования Костиной О.А. подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
Согласно п./п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» досрочная трудовая пенсия назначается лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и не менее 30 лет в городах.
В силу п. 2 указанной статьи Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от *** N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Должностными лицами ГУ *** установлен специальный стаж работы Костиной О.А. 29 лет 7 месяцев и 27 дней по состоянию на *** года, с чем нельзя согласиться по следующим основаниям.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Следовательно, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением заработной платы с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в пенсионный фонд РФ.
Как установлено в судебном заседании Костина О.А. на основании приказов *** в период с *** года по *** год, с *** года по *** год и с *** года по *** год, то есть суммарно 4 месяца и 3 дня находилась на курсах повышения квалификации, при этом за ней сохранялось место работы и производилось начисление заработной платы, с которой работодателем были уплачены взносы в пенсионный фонд РФ. Следовательно указанные периоды предлежат включению в стаж, дающий право Костиной О.А. на назначение досрочной пенсии по старости.
Исковые требования Костиной О.А. в части включения в стаж, дающего право на назначение досрочной пенсии по старости периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с *** года по *** год не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от22 января 1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с п.2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Законом СССР от 22 мая 1990 года № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства» были внесены изменения в Основы законодательства СССР и союзных республик о труде; статья 71 основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
В соответствии с данным Законом законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствии с настоящим Законом.
Таким образом, до введения в действие Закона РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» ст.167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающего право на назначение досрочной пенсии по старости. С принятием указанного Закона РФ, который вступил в силу 6.10.1992 года период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Поскольку Костина О.А. находилась в отпуске по уходу за ребенком свыше 1,5 лет с *** года по *** года, то есть до введения в действие п.2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей», указанный период не подлежит включению в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости.
Вместе с тем, в судебном заседании и материалами дела установлено, что ко дню обращения в ГУ *** *** года Костина О.А. имела специальный стаж, превышающий 30 лет.
В соответствии со ст. 4 п. 3 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» обращение за назначением трудовой пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на трудовую пенсию, без ограничения каким-либо сроком.
Согласно ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В судебном заседании установлено, что Костина О.А. обратилась в ГУ *** по вопросу назначения пенсии *** года и при этом она представил все необходимые документы, следовательно, ее требования о назначении досрочной пенсии по старости со дня обращения основаны на законе и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194 –198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л
Признать решение ГУ *** от *** года *** незаконным частично, обязав включить в специальный стаж Костиной О.А., как лицу осуществляющему *** деятельность по *** периоды с *** года по *** год, с *** года по *** год и с *** года по *** год и назначить ей досрочную пенсию по старости с *** года, в остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в течение 10 дней.
Председательствующий: Е.А.Чуглина