Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
*** г.Белинский
Белинский районный суд Пензенской области в составе
Председательствующего Чуглиной Е.А.
При секретаре Горшковой М.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Зоткиной Е.С. к Организация 1 о признании права нуждающимся в улучшении жилищных условий,
У С Т А Н О В И Л :
Зоткина Е.С. обратилась в суд с заявлением к Организация 1 о признании права на улучшении жилищных условий, указав следующее.
Заявительница является вдовой участника ВОВ. *** Зоткина Е.С. обратилась в Организация 1 о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет. Постановлением Организация 1 от *** *** Зоткиной Е.С. отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет по следующим основаниям. В собственности заявительницы находилась ? доля в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу ***. Другая ? доля в праве общей долевой собственности на указанный жилой дом принадлежала сыну заявительницы ФИО6 Жилой дом был оформлен Зоткиной Е.С. совместно с сыном по правилам «дачной амнистии» согласно соотношениям долей (по ? доли каждому) на земельном участке под домом, доставшейся после смерти ФИО7, умершего ***. Ранее указанный жилой дом был записан в похозяйственной книге на ФИО7, на его имя было выдано свидетельство о праве собственности на землю. В *** года Зоткина Е.С. подарила ? долю жилого дома и земельного участка сыну ФИО6. Причинами совершения сделки послужил пожилой возраст заявительницы, проблемы со здоровьем. Зоткина Е.С. хотела при жизни распорядиться принадлежащим ей имуществом и оставить имущество сыну, который со своей семьей проживал в указанном доме, в настоящее время осуществляет уход за Зоткиной Е.С. Подобную сделку Организация 1 расценила как умышленное ухудшение жилищных условий с целью признания нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке заявительницы на учет на основании ст.53, п.3 ч.1 ст.54 Жилищного кодекса РФ. Зоткина Е.С. действительно являлась собственником ? доли жилого дома общей площадью 54 кв.м, расположенного по адресу ***. В указанном доме родился и вырос сын заявительницы ФИО6, который в настоящее время проживает с членами своей семьи (женой и двумя дочерьми) в указанном доме. Вместе с тем, ее жилищные условия как до дарения доли жилого дома так и в настоящее время не изменились, она продолжает проживать в указанном доме, являясь членом семьи сына ФИО6 и имея жилую площадь на каждого члена семьи менее учетной нормы, установленной по Организация 1. Зоткина Е.С. просит суд признать постановление Организация 1 от *** *** незаконным, признать Зоткину Е.С. нуждающейся в улучшении жилищных условий с даты подачи заявления и обязать Организация 1 принять Зоткину Е.С. на учет как нуждающуюся в улучшении жилищных условий.
В судебное заседание Зоткина Е.С. не явилась, о времени и месте судебного разбирательства уведомлена надлежащим образом, по заявлению Зоткиной Е.С. дело рассмотрено в ее отсутствие.
Представитель Организация 1 Булдышкина Т.П. доводы заявления Зоткиной Е.С. признала не обоснованными и пояснила следующее. Зоткина Е.С. является вдовой участника ВОВ. *** она обратилась в Организация 1 с заявлением о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет, в качестве основания она указала отсутствие жилья. По данному основанию Зоткиной Е.С. было отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет на основании ст. 53, п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, поскольку в июне 2010 г. заявительница подарила принадлежащую ей на праве собственности ? долю жилого дома и земельного участка своему сыну, что было расценено как умышленное ухудшение жилищных условий с целью признания нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет Зоткиной Е.С. Что касается не соответствия жилищной площади Зоткиной Е.С. учетной норме, то данный довод не принимался во внимание при решении вопроса о признании истицы нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет, поскольку не был указан ею в заявлении. Булдышкина Т.П. не оспаривает, что площадь жилого дома, в котором проживает Зоткина Е.С. и члены ее семьи не соответствует учетной норме, которая по Организация 1 составляет 12 кв.м. на человека. Булдышкина Т.П. полагает, что Зоткиной Е.С. правомерно и обоснованно отказано в признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет, поскольку для этого не имеется законных оснований.
Выслушав объяснения представителя Организация 1, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Согласно ч.2 ст.17 Конституции РФ основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Основной Закон РФ в ст.40 установил, что каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Конституция РФ устанавливает равенство всех перед законом и судом ( ч.1 ст.19), гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.
Федеральный Закон Российской Федерации № 5-ФЗ от 12 января 1995 года « О ветеранах» ( далее ФЗ № 5 –ФЗ) устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в РФ в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. Статья 14 ФЗ № 5- ФЗ закрепила меры социальной поддержки инвалидов войны. Согласно ст.14 инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. В соответствии со ст.23.2 Федерального закона № 5-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем инвалидов ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Законом Пензенской области № 1870 –ЗПО от 27 февраля 2010 года « Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории Пензенской области» ( далее ЗПО № 1870) определен порядок реализации полномочий Пензенской области по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Действие настоящего Закона распространяется в т.ч. на инвалидов Великой Отечественной войны, проживающих на территории Пензенской области. В соответствии с ч.1 ст.2 названного Закона гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются граждане, указанные в пункте 1 части 2 статьи 1 настоящего Закона:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы общей площади помещения, установленной органом местного самоуправления;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. В соответствии со ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень соответствующих заболеваний, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приведенный в ЗПО №1870 перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях соответствует перечню оснований, установленному нормой ч.1 ст.51 ЖК РФ.
В ч.2 ст.2 ЗПО №1870 указано, что для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, граждане, указанные в п.1 части 2 статьи 1 настоящего Закона, (их законные представители) подают в органы местного самоуправления по месту постоянного жительства заявление. К заявлению прилагаются:
1) документы, подтверждающие принадлежность заявителя к категориям граждан, указанным в пункте 1 части 2 статьи 1 настоящего Закона;
2) документы, удостоверяющие личность и подтверждающие гражданство Российской Федерации;
3) выписка из домовой книги или из похозяйственной книги, либо копия финансового лицевого счета;
4) документы (справки), подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи (договор найма, ордер, документ, подтверждающий принятие компетентными органами решения о предоставлении жилого помещения);
5) документы (справки), содержащие сведения о составе семьи заявителя и степени родства( свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, решение суда о признании гражданина членом семьи заявителя);
6) документы(справки) о наличии или отсутствии жилых помещений, принадлежащих заявителю и членам его семьи на праве собственности.
Согласно ч.3 ст.2 ЗПО №1870 постановка указанных граждан на учет, а также снятие с учета осуществляются в сроки и в порядке, определенные Жилищным кодексом РФ.
В соответствии со ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подавать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. С заявлением о принятии на учет должны быть предоставлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.
В судебном заседании и материалами дела установлено, что Зоткина Е.С. и ее сын ФИО6 имели в собственности по ? доли жилого дома и земельного участка по ***. Согласно договору дарения от *** Зоткина Е.С. подарила принадлежащую ей ? долю жилого дома и земельного участку сыну ФИО6, при этом Зоткина Е.С. зарегистрирована и по настоящее время проживает в указанном доме на правах члена семьи ФИО6 Жилой дом, принадлежащий ФИО6 *** года постройки, общей площадью 54 кв.м, из них жилой площадью 35,5 кв.м и состоит из *** и расположен на земельной участке принадлежащем ФИО6 на праве собственности.
Из справки Организация 1 от *** усматривается, что Зоткина Е.С. проживает по *** и ее семья состоит из пяти человек.
Зоткина Е.С. полагая, что имеет право на признание ее нуждающейся в улучшении жилищных условий обратилась в Организация 1 о признании ее таковой с даты обращения, то есть с ***.
Постановлением Организация 1 от *** *** Зоткиной Е.С., вдове участника ВОВ, отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет, на основании п.3 ч.1 ст.54 ЖК РФ, то есть, не истек пятилетней срок со дня совершения действий, в результате которых Зоткина Е.С. может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, заявительнице отказано в признании нуждающейся ее в улучшении жилищных условий, так как не истек пятилетний срок со дня совершения договора дарения ? доли жилого дома и земельного участка, который Организация 1 расценила, как действие в результате которого Зоткина Е.С. может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, то есть заявительница намеренно ухудшила жилищные условия для признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение органа местного самоуправления, должностного лица, муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям органов местного самоуправления, должностных лиц, муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения, в результате которых:
-нарушены права и свободы гражданина;
-созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
-на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Норма ч. 3 ст.246 ГПК РФ устанавливает, что при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
В соответствии со ст.54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:
1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы;
2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
Согласно ст.53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Суд находит, что решением Организация 1 об отказе Зоткиной Е.С. в признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет нарушены ее права и свободы по следующим основаниям.
Статьей 51 ЖК РФ предусмотрены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Как указано в законе гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Как установлено в судебном заседании Зоткина Е.С., являясь членом семьи ФИО6, состоящего из пяти человек зарегистрированы и проживают по *** в жилом доме общей площадью 54, 0 кв.м, жилой площадью 35,5 кв.м. Организация 1 установлена учетная норма жилой площади размер которой составляет 12 кв.м на человека. Таким образом, члены семьи Зоткиной Е.С. обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, что является основанием для признания Зоткиной Е.С. нуждающейся у улучшении жилищных условий и постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Доводы представителя Организация 1 о том, что заявительницей было заявлено в качестве основания нуждающейся в улучшении жилищных условий отсутствие жилого помещения суд находит несостоятельными, поскольку организация учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий возложена органы местного самоуправления.
Таким образом, совокупность установленных доказательств подтверждает, что Организация 1 принято незаконное постановление *** от *** об отказе вдове участника ВОВ Зоткиной Е.С. в признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, с нарушением требований норм ЖК РФ и ЗПО *** от ***, данное постановление нарушает права Зоткиной Е.С. и создает ей препятствия к осуществлению прав. С учетом изложенного суд находит заявление Зоткиной Е.С. об оспаривании постановления Организация 1 от *** ***, а именно, признания его незаконным и понуждении Организация 1 к постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с ***, т.е. с момента обращения в Организация 1, подлежащим удовлетворению.
Согласно ст.98 ГПК РФ стороне в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Поскольку, Зоткиной Е.С., при подаче заявления уплачена государственная пошлина в размере *** рублей и решение суда состоялось в пользу заявительницы взыскание государственной пошлины надлежит произвести с заинтересованного лица – Организация 1
Руководствуясь ст. ст.194-198, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать постановление Организация 1 *** от *** « Об отказе в признании Зоткиной Е.С., вдовы участника Великой Отечественной войны, нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет» - незаконным.
Обязать Организация 1 признать Зоткину Е.С. нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с ***.
Организация 1 сообщить в Белинский районный суд и Зоткиной Е.С. об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения суда.
Взыскать с Организация 1 в пользу Зоткиной Е.С. государственную пошлину в сумме *** рублей.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в течение десяти дней.
Председательствующий: Е.А.Чуглина