О назначении досрочной пенсии по старости.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

*** г. Белинский

Белинский районный суд Пензенской области

В составе председательствующего Кругляковой Л.В.

При секретаре Шебуровой В.И.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Маркова И.Г. к ГУ УПФР по *** о назначении досрочной пенсии по старости,

У С Т А Н О В И Л

Марков И.Г. обратился в суд с иском к ГУ УПФР по *** о назначении досрочной пенсии по старости, указав следующее. Истец родился ***, достиг возраста 55 лет и выработал специальный стаж работы более 12 лет 6 мес., поскольку работал на лесозаготовках трактористом на трелевочном тракторе и водителем лесовоза. *** он заблаговременно обратился в ГУ УПФР по *** по вопросу назначения досрочной пенсии, но получил отказ. Как оказалось, документы, подтверждающие его работу, оформлены ненадлежащим образом и в них отсутствуют сведения о том, что он работал трактористом на трелевочном тракторе и водителем лесовоза. Таким образом, у истца не оказалось специального стажа работы, с чем он не согласен и просит суд обязать ГУ УПФР по *** назначить ему досрочную пенсию по старости.

В судебном заседании Марков И.Г. поддержал исковые требования и пояснил следующее. Он проживает в ***, и практически всю свою трудовую деятельность проработал в *** лесничестве *** мехлесхоза. *** он был принят на работу трактористом на трелевочный трактор, где проработал до *** и был уволен по собственному желанию. *** он вновь был принят на работу трактористом на трелевочный трактор в *** лесничество, *** переведен водителем на автомашину *** – лесовоз, где проработал до ***. Работая на трелевочном тракторе он ежедневно выполнял свои трудовые обязанности, был занят в процессе механической заготовки древесины, выполнял работы, которые можно выполнить только на него тракторе: трелевку, погрузку, вывозку древесины. Работая шофером на лесовозе, он вывозил лес и делянок на территорию лесничества, где его складировали. Из лесничества древесину покупали самовывозом, на транспорте лесхоза покупателям лес не возили. Данную работу он выполнял ежедневно, за исключением периодов бездорожья и поломки автомобиля. Он не согласен с тем, что периоды его работы трактористом трелевочного трактора и водителем лесовоза исключены из специального стажа работы, поскольку занимаемые им должности указаны в Списке должностей, работа на который дает право на досрочную пенсию по старости. Поскольку он всю свою трудовую деятельность с *** года по *** год, за исключением *** лет, проработал на лесозаготовках, полагает, что выработал специальный стаж, превышающий 12 лет и 6 месяце, ему необоснованно отказали в назначении досрочной пенсии по старости. Он не согласен с Решением *** комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при ГУ УПФР по *** от ***, просит суд признать данное решение незаконным, включить в специальный стаж его работы периоды работы трактористом на трелевочном тракторе с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, и водителем автомашины – лесовоза с *** по *** и обязать ГУ УПФР по *** назначить ему досрочную пенсию по старости с достижения им возраста 55 лет, т.е. с ***.

Представитель ответчика – по доверенности Кочеткова М.Н. исковые требования Маркова И.Г. не признала и пояснила в судебном заседании следующее. *** Марков И.Г. обратился в ГУ УПФР по вопросу назначения ему досрочной пенсии по старости с 55 лет, т.к. он более 12 лет и 6 месяцев проработал на лесозаготовках. Однако, при проверке документов, подтверждающих его трудовой стаж, установлено, что факт его работы трактористом на трелевочном тракторе и водителем автомашины – лесовоза надлежащим образом не подтвержден, а именно. Согласно записей в трудовой книжке, Марков И.Г. принят на работу трактористом на трелевочный трактор, однако, в книгах приказов Марков И.Г. значится и в других должностях: ***, что подтверждается актом проверки *** от ***. Помимо трелевки леса он выполнял и другие работы на тракторе: *** Однако, правом на пенсию в связи с особыми условиями труда пользуются лишь те трактористы, которые заняты подготовкой лесосек, трелевкой и вывозкой леса. Все остальные трактористы лесозаготовительных организаций правом на льготное пенсионное обеспечение не пользуются. По документам, которые хранятся в архиве, не представляется возможным уточнить, какую именно работу выполнял Марков И.Г., будучи принятым на работу трактористом на трелевочный трактор. Профессия «тракторист трелевочного трактора» предусмотрена Списком производств, работ и должностей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение. Марков И.Г. зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования с ***, однако, работодатель за все периоды его работы не представил сведений о том, что он работал в особых условиях труда и не указал в ИС код особых условий труда. В *** году Марков И.Г. был переведен водителем на автомашину ***, однако, не указано, что эта машина является лесовозом. Списком должностей предусмотрены водители автомобилей, которые производят доставку леса на нижние склады и погрузочные пункты для дальнейшей отправки его потребителям на деревообрабатывающие предприятия. Доставка древесины автомобилями с нижних складов погрузочных пунктов до потребителя права на пенсионные льготы не дает, т.к. эти работы не являются технологической операцией лесозаготовок. Из документов, имеющихся в Лесхозе, и архивном секторе *** невозможно установить характер выполняемой Марковым И.Г. работы. Его работодатель за весь период работы водителем автомашины *** также не указывал код его работы в особых условиях труда, не представлял в пенсионный орган сведений о льготном характере его работы. Кочеткова М.Н. просит суд отказать Маркову И.Г. в иске, поскольку у него отсутствует специальный стаж работы 12 лет 6 мес.

Выслушав пояснения сторон, свидетелей, изучив материалы дела, отказное пенсионное дело Маркова И.Г., суд находит его исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

Свидетель ФИО4 пояснила в судебном заседании следующее. С *** года она работала кассиром и бухгалтером в *** лесничестве. В *** году на работу в лесничество поступил Марков И.Г. трактористом на трелевочный трактор ***, который специально предназначен для проведения лесозаготовительных и лесохозяйственных работ. Работники бухгалтерии, выписывающие и закрывающие наряды работникам Лесхоза, не обладали специальной информацией о том, что работа на трелевочном тракторе происходит в особых условиях труда, что тракторист Марков И.Г. может претендовать на льготное пенсионное обеспечение, поэтому халатно отнеслись к оформлению документов о его работе. Поскольку он работал на трелевочном тракторе, он мог выполнять только работу по трелевке и вывозке леса, ни к чему другому данный трактор не был приспособлен. Однако, в нарядах указывалось, что он занимался трелевкой, механической заготовкой древесины, погрузкой, вывозкой древесины, дров, погрузкой экстракта, все это следует относить к трелевке и вывозке леса. Затем, с *** года Марков И.Г. работал водителем специально приспособленной автомашины – лесовоза. В обязанности Маркова И.Г. входило вывозить древесину с делянок, с места вырубки на базу – в *** лесничество на склад. Марков И.Г. добросовестно исполнял свои трудовые обязанности, прогулов не допускал, был высококлассным трактористом на трелевочном тракторе, квалифицированным шофером, безотказным работником. С *** по *** год она работала в данном лесничестве бухгалтером и может пояснить суду, что работа Маркова И.Г. водителем лесовоза ежедневно осуществлялась по путевкам. В суд представлены табели учета работы Маркова И.Г., где указано, что он работал «по путевкам», это нужно понимать, что он в данные дни по путевкам вывозил лес с делянок на базу *** лесничества. Также в иные дни работы указано «ремонт», «мех.заготовка древесины», «раскряжевка», «погрузка дров», т.е. в эти дни Марков И.Г. занимался ремонтом автомашины, направлялся на заготовку древесины, на раскряжевку и погрузку дров, но основная его работа, как водителя лесовоза, – вывоз древесины из леса.

Свидетель ФИО5 пояснил в судебном заседании следующее. С *** года по *** год он работал в Лесхозе водителем автомашины – лесовоза и лесорубом. Одновременно с ним на работу трактористом на трелевочный трактор был принят Марков И.Г.. Данный трактор специально предназначен для заготовки древесины, постоянно находился в лесу на делянке, т.к. на нем невозможно выполнять какие-либо другие работы. Марков И.Г. на данном тракторе работал и зимой и летом, были времена, когда он жил во времянке в лесу на делянке, в связи большим объемом работы, работал на данном тракторе с утра до ночи.

Свидетель ФИО6 пояснил в судебном заседании следующее. С *** года по *** год он проработал в *** лесничестве на пилораме и осведомлен в том, что с *** года на работу трактористом на трелевочный трактор был принят Марков И.Г. Его трактор находился в лесу на делянке, откуда на трех лесовозах ежедневно привозили лес на пилораму для переработки. Свою трудовую норму он ежедневно выполнял, т.к. лес поставлялся бесперебойно, т.е. лесорубы также выполняли план, в том числе и Марков И.Г. Однако, были дни, когда работники *** лесничества по указанию руководства помимо основной работы исполняли вспомогательную: грузили стружку, сено, занимались посадкой леса, сенокосом, уборкой территории. На все составлялись наряды, и производилась оплата труда.

Из трудовой книжки Маркова И.Г. видно, что с *** по *** он работал трактористом в *** лесничестве на тракторе *** (трелевочном), уволен по собственном желанию. *** он вновь был принят на работу трактористом на трелевочный трактор в *** лесничество, и *** переведен водителем на автомашину ***, уволен *** в связи с ликвидацией организации.

Согласно Списка профессий и должностей рабочих и мастеров (в том числе старших), занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве (включая обслуживание механизмов и оборудования), пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом «ж» статьи 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 1992 года № 273, правом на льготное пенсионное обеспечение пользуются водители автомобилей на вывозке леса, трактористы на подготовке лесосек, трелевке и вывозке леса. В связи с тем, что Закон РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» от 209.11.1990 г. признан утратившим силу, с 1 января 2002 года основания возникновения и порядок реализации права на пенсионное обеспечение регулируется ФЗ от 17.12.2001 г. № 173 ФЗ.

Согласно п/п 7 п. 1 ст. 27 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного закона мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет и 6 месяцев в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

В судебном заседании и материалами дела установлено, что с *** года Марков И.Г. работал трактористом на трелевочном тракторе, выполнял работу по трелевке и вывозке леса, а с *** года работал шофером на автомашине ***, выполнял работу по вывозке леса с делянок на территорию лесхоза, т.е. занимал должности и выполнял работу, предусмотренную Списком.

Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что одновременно с данной работой он выполнял и другие работы, не связанные с лесозаготовками, что отражено в Накопительных книгах по *** лесничеству, в которых отражены наряды на выполнение работ. В результате небрежного хранения, данные книги сохранились не за все периоды работы Маркова И.Г. Однако, и из представленных в суд книг за *** г.; *** г.; *** г. видно, что он помимо основной работы тракториста трелевочного трактора выполнял в рабочее время и другие оплачиваемые работы: *** За период работы водителем автомашины – лесовоза сохранились книги учета за *** год, из которых видно, что он, помимо основной работы, выполнял следующие работы: ***

Вместе с тем, из представленных вышеперечисленных книг по учету нарядов видно, что Марков И.Г. непосредственно выполнял и свои прямые обязанности тракториста трелевочного трактора: занимался трелевкой, мех.заготовкой древесины, погрузкой и вывозкой древесины, а также выполнял трудовые обязанности водителя автомашины-лесовоза – вывозил лес по нарядам. Поскольку данная работа не носила систематического и каждодневного характера, он выполнял ее не полные рабочие месяца, но она присутствовала в календарных годах его работы, суд считает возможным произвести суммарный подсчет отработанного времени Марковым И.Г. в особых условиях труда, согласно представленных в суд нарядов, что по должности тракториста трелевочного трактора составило 5 лет и 10 месяцев суммарно, а по должности водителя автомашины – лесовоза – 11 месяцев, а всего – 6 лет 9 месяцев. Поскольку за прочие года работы Маркова И.Г. не представлены в суд наряды и документы, подтверждающие его работу в особых условиях труда, у суда отсутствуют основания лишь на предположениях сделать вывод о его работе в *** г., *** г., *** г.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что Марков И.Г. проработал непосредственно на лесозаготовках трактористом трелевочного трактора и водителем автомобиля на вывозке леса и выработал специальный стаж работы в особых условиях, установленный суммарно по нарядам 6 лет и 9 месяцев, что не дает ему право на досрочную пенсию по старости с 55 лет, но предоставляет ему право претендовать на досрочную пенсию с 58 лет.

При таких обстоятельствах, Решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при ГУ УПФР по *** от *** *** в части отказа в назначении Маркову И.Г. досрочной пенсии по старости с 55 лет является законным. Вместе с тем, суд считает возможным установить специальный стаж работы Маркова И.Г. в особых условиях труда трактористом трелевочного трактора суммарно 5 лет 10 месяцев и водителем автомашины – лесовоза – 11 месяцев, а всего – 6 лет 9 месяцев, удовлетворив его исковые требования частично.

Руководствуясь ст. 194 –198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л

Иск Маркова И.Г. удовлетворить частично.

Обязать ГУ УПФР по *** зачесть в специальный стаж работы Маркова И.Г. суммарно, по фактически отработанному времени в особых условиях труда, 6 лет 9 месяцев работы трактористом трелевочного трактора и водителем автомобиля на вывозке леса за периоды с *** по ***; с *** по ***; с *** по ***; с *** – по ***

В остальной части иска – отказать.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в течение 10 дней.

Председательствующий: Круглякова Л.В.

Копия верна

Судья Белинского

Районного суда Круглякова Л.В.