О признании бездействия незаконным и понуждении к устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

*** г. Белинский

Судья Белинского районного суда Пензенской области Саунин Н.В.,

с участием заместителя прокурора Белинского района Касаткиной Н.В.,

при секретаре Любимкиной Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Белинского района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации *** сельского совета *** района Пензенской области и наложении на нее обязанности по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Белинского района Пензенской области обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц указав, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности на территории *** района. Пунктом 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от *** № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от *** № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров. Статьей 19 указанного Федерального закона установлены полномочия органов местного самоуправления поселений в границах сельских населенных пунктов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности. Согласно ч.1 ст. 20 данного Федерального закона нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности. Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от *** *** утверждены «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)», в соответствии с п. 21 которых территории населенных пунктов и организаций в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам, должны своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п. В силу п. 112 указанных Правил для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие). В соответствии со ст. 68 Федерального закона от *** № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения (часть 1). К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 2). Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом (часть 3). Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от *** *** утверждены «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)», в соответствии с п. 94 которых установлено, что при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления). В ходе проведенной прокуратурой района проверки с участием инспектора ОНД *** установлено, что администрацией *** сельсовета *** района не обеспечивается реализация первичных мер пожарной безопасности. Так, по периметру населенных пунктов *** и *** отсутствуют минерализованные, противопожарные полосы, отделяющие указанные населенные пункты от лесного массива, территория населенного пункта *** не очищена в районе *** от горючих отходов, сгораемого мусора, опавших листьев и сухой травы, а также вблизи населенного пункта *** имеется естественный водоисточник – река ***, на котором не устроен подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее *** метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Данные нарушения в сфере противопожарной безопасности ограничивают права граждан на защиту от пожаров, причинения вреда жизни, здоровью, имуществу в результате пожаров, а также на безопасное проживание граждан на территории населенных пунктов – *** и ***. Согласно ст. 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Просит признать незаконным бездействие администрации *** сельсовета *** района *** области, выразившееся в нарушении требований законодательства о пожарной безопасности и обязать администрацию *** сельсовета *** района *** области произвести работы по опашке и оборудованию защитных противопожарных полос по периметру населенных пунктов *** и ***, удалению горючих отходов, сгораемого мусора, опавших листьев и сухой травы территории населенного пункта *** в районе ***, а также оборудовать подъезд для пожарной техники к водоисточнику – реке ***, расположенной на окраине населенного пункта поселка ***, с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее *** метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

В судебном заседании заместитель прокурора *** Касаткина Н.В. поддержала заявленные требования, а также подробно пояснила изложенные в нем обстоятельства, а также пояснила, что отсутствие противопожарных полос и полос опашки по периметру населенного пункта *** и ***, а также наличие сухой растительности и сгораемого мусора в границах населенного пункта *** в районе ***, а также отсутствие подъезда для пожарной техники к водоисточнику – реке ***, расположенной на окраине населенного пункта поселка *** напрямую затрагивает интересы неопределенного круга лиц, создает угрозу жизни и здоровью граждан. Просила признать незаконным бездействие администрации *** сельсовета ***, выразившееся в нарушении требований законодательства о пожарной безопасности и обязать администрацию *** сельсовета *** произвести работы по опашке и оборудованию защитных противопожарных полос по периметру населенных пунктов *** и ***, удалению горючих отходов, сгораемого мусора, опавших листьев и сухой травы территории населенного пункта *** в районе ***, а также оборудовать подъезд для пожарной техники к водоисточнику – реке ***, расположенной на окраине населенного пункта поселка ***, с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее *** метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

Представитель администрации *** сельского совета *** – и.о. главы администрации сельского поселения ФИО5 требования прокурора признала в полном объеме и суду показала, что в компетенцию сельской администрации входит обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Действительно вокруг села *** и *** не имеется защитных противопожарных полос и необходимо произвести опашку данных населенных пунктов, а также убрать горючие отходы и сухую траву, а также оборудовать подъезд пожарных автомобилей для забора воды.

Представитель заинтересованного лица – ОНД по *** – начальник ОНД по *** в судебном заседании поддержал заявленные требования, и просил их удовлетворить.

Суд, выслушав заместителя прокурора *** Касаткину Н.В., и.о. главы администрации *** сельского совета ***, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что заявленные прокурором *** в интересах неопределенного круга лиц требования подлежат удовлетворению.

Так согласно п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

В соответствии со ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения (часть 1). К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 2).

Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 г. № 131 утверждены «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)», в соответствии с п. 21 которых территории населенных пунктов и организаций в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам, должны своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п., а согласно п. 94 Правил установлено, что при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).

В силу п. 112 указанных Правил для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие).

Согласно акта проверки от *** по периметру населенных пунктов *** отсутствуют минерализованные, противопожарные полосы, отделяющие указанные населенные пункты от лесного массива, территория населенного пункта *** не очищена в районе *** от горючих отходов, сгораемого мусора, опавших листьев и сухой травы, а также вблизи населенного пункта *** имеется естественный водоисточник – река *** на котором не устроен подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее *** метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что в действительности по периметру *** и *** в нарушении требований законодательства отсутствуют противопожарные полосы и территория населенного пункта в районе указанных улиц не очищена от сгораемого мусора и сухой травы, а на водоисточнике – реке ***, расположенной на окраине населенного пункта п. *** отсутствует подъезд для пожарной техники, что вызывает опасность возникновения пожаров и создает реальную угрозу жизни и здоровью жителей населенных пунктов, в связи с чем суд удовлетворяет требования прокурора.

Руководствуясь ст. ст. 257-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования прокурора *** района *** области, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации *** сельского совета *** района *** области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации *** сельского совета *** района *** области, выразившееся в нарушении требований законодательства о пожарной безопасности.

Обязать администрацию *** сельсовета *** района *** области произвести работы по опашке и оборудованию защитных противопожарных полос по периметру населенных пунктов *** и *** *** района *** области, удалению горючих отходов, сгораемого мусора, опавших листьев и сухой травы на территории населенного пункта *** в районе ***, а также оборудовать подъезд для пожарной техники к водоисточнику – реке ***, расположенной на окраине населенного пункта поселка *** *** ***, с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее *** метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

В суд должно быть сообщено Администрацией *** сельского совета *** района *** области об исполнении данного решения не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.

Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Пензенский областной суд через Белинский районный суд в течение 10 дней.

Судья: Саунин Н.В.