РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ *** г.Белинский Белинский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Чуглиной Е.А.., с участием адвоката Парамошкина Н.В., представившего удостоверение *** и ордер *** *** от ***, при секретаре Горшковой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Белякова Н.А. к Организация 1 о признании незаконными акта обследования помещения и заключения о признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания, признании права на постановку на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, УСТАНОВИЛ: Беляков Н.А. обратился в суд с заявлением признании незаконными акта обследования помещения и заключения о признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания, признании права на постановку на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, указав следующее. *** *** комиссией с участием представителя Организация 1 было обследовано жилое помещение, расположенное по адресу: ***. На основании указанного акта комиссия выдала заключение, согласно которому принадлежащий Белякову Н.А. жилой дом пригоден для постоянного проживания. В настоящее время ненормативно-правовой акт об отказе в постановке меня на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий Организация 1 подготовлен, но ему не передан. П.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 12 яваря 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» гласит: « 1. Инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: … 4) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ***, которое осуществляется в соответствии с положениями ст.23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после ***, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения; ( в ред. Федеральных законов от 29.06.2009 № 135-ФЗ, от 21.12.2009 № 327-ФЗ, от 06.05.2010 № 79-ФЗ)». Указ Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» от 07.05.2008 г. № 714 предполагает: 1.Счиать необходимым завершить до *** обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до *** ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от *** N 5-ФЗ "О ветеранах". Во исполнение поручений Президента России и председателя Правительства *** вступил в законную силу разработанный депутатами Государственной Думы Федеральный закон № 327-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах». Им устанавливается право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета ветеранов Великой Отечественной войны, Членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны независимо от того, когда они встали на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе и путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство и приобретение жилья. Ее размер будет определяться исходя из среднерыночной стоимости *** кв.м. и норматива обеспечения в объеме *** кв.м. на человека, и она может выплачиваться по желанию ветерана взамен предоставления жилого помещения. В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 49 Кодекса по договору социального найма жилые помещения предоставляются малоимущим гражданам (порядок признания таковыми устанавливается органами местного самоуправления), а также, обращаю внимание, иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным нуждающимися в жилых помещениях. К таким категориям относятся ветераны и члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны. Основания признания граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях определены в статье 51 Жилищного кодекса. Кроме того, последними заявлениями председатель Правительства РФ ясно дал понять, что жильем обеспечить необходимо всех без исключения граждан, отмеченных в законе о ветеранах, вне зависимости от их материального положения и соответственно жилищных условий. Госдума приняла во втором и третьем чтениях внесенный президентом закон, согласно которому ветераны Великой Отечественной войны и члены семей скончавшихся инвалидов и участников ВОВ будут обеспечены жильем независимо от их материального положения. Законопроект, согласно которому обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны будет осуществляться независимо от их материального положения, внес в Государственную Думу президент России Дмитрий Медведев. Данный законопроект вносит изменения в федеральный закон «О ветеранах». Согласно ему в соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса РФ, на учет в качестве нуждающихся в жилье могут быть поставлены, в том числе неимущие граждане, а также категории граждан, признанные федеральным законом, указом президента России или законом субъекта Российской Федерации нуждающимися в жилье, сообщает РИА Новости. Устранить противоречия в законодательстве, которые препятствуют указа об обеспечении ветеранов Великой Отечественной войны жильем, Д.Медведев поручил своей администрации еще в середине февраля 2010 года. На совещании по вопросам социального обеспечения ветеранов глава государства отметил, что в регионах зачастую применяются нормы закона, по которым ветеран для получения квартиры должен доказать, что является малоимущим. Благодаря изменениям обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно, будет осуществляться независимо от их имущественного положения. Данные изменения были внесены в ФЗ «О ветеранах» Федеральным законом от 6 мая 2010 года № 79-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах». Долгие годы Беляков Н.А. проживает в доме, расположенном по адресу: ***. Данному дому более *** лет, за это время он пришел в полную непригодность, хотя всеми своими силами и средствами он пытался поддерживать его в надлежащем состоянии. *** Не смотря на то, что его дом находится в непригодном для проживания состоянии, представители Организация 1 признали его пригодным для проживания. Так как с таким выводом Беляков Н.А. не согласился, то был вынужден заказать проведение независимой экспертизы. Согласно отчета об оценке физического износа дома от *** процент износа жилого дома, расположенного по адресу: ***, составил ***% (согласно Постановления Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции»: «Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции»). Таким образом, заявитель считает, что в отношении его жилищных условий дано незаконное заключение и фактически ему незаконно отказали в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Беляков Н.А. просит признать незаконным акт обследования помещения *** от ***, признать незаконным заключение о признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания *** от *** и признать за Беляковым Н.А., ***, право на постановку на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Беляков Н.А. просит признать незаконным акт обследования помещения и заключения о признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания, признать право на постановку на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и обязать Организация 1 поставить его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. В судебное заседание Беляков Н.А. не явился, о времени и месте судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом, по заявлению Белякова Н.А. дело рассмотрено в его отсутствие. Представитель Организация 1 – *** ФИО3 доводы заявления Белякова Н.А. признала не обоснованными и пояснила следующее. Беляков Н.А. *** обратился в Организация 1 с заявлением о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий. Была создана комиссия для обследования дома на предмет пригодности его для проживания, был произведен осмотр жилья Белякова Н.А., расположенного по адресу: ***. Комиссия дала заключение о пригодности для проживания жилого дома Белякова Н.А.В акте обследования помещения *** и заключении о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания ошибочно указана дата ***, фактически данные документы составлены ***. В *** году она посещала дом Белякова Н.А. в связи с поступающими жалобами дочери Белякова – ФИО1, о ***. В тот период времени Беляков не просил признать его дом непригодным для проживания. В доме Беляковых на тот момент имелось ***. ФИО3 согласна с заключение комиссии, считает, что дом Белякова Н.А. пригоден для проживания. Выслушав объяснения представителя Белякова Н.А. – адвоката Парамошкина Н.В., представителя Организация 1, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно Конституции РФ все равны перед законом и судом (ст.19). Гражданское процессуальное законодательство РФ закрепило указанный принцип в ст.6 ГПК РФ. Основной Закон РФ в ст.40 установил, что каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Постановлением Организация 1 от *** *** Белякову Н.А., *** года рождения, проживающего по адресу: ***, отказано в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет, на основании п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ, на основании предъявленного Беляковым Н.А., *** заявления с приложением требуемых документов, акта обследования помещения от ***. В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение органа местного самоуправления, должностного лица, муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям органов местного самоуправления, должностных лиц, муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения, в результате которых: -нарушены права и свободы гражданина; -созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; -на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Норма ч. 3 ст.246 ГПК РФ устанавливает, что при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований. Федеральный Закон Российской Федерации № 5-ФЗ от 12 января 1995 года « О ветеранах» (далее ФЗ № 5 –ФЗ) устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в РФ в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. Статья 14 ФЗ № 5- ФЗ закрепила меры социальной поддержки инвалидов войны. Согласно ст.14 инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. В соответствии со ст.23.2 Федерального закона № 5-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем инвалидов ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Законом Пензенской области № 1870 –ЗПО от 27 февраля 2010 года «Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории Пензенской области» (далее ЗПО № 1870) определен порядок реализации полномочий Пензенской области по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Действие настоящего Закона распространяется в т.ч. на инвалидов Великой Отечественной войны, проживающих на территории Пензенской области. В соответствии с ч.1 ст.2 названного Закона гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются граждане, указанные в пункте 1 части 2 статьи 1 настоящего Закона: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы общей площади помещения, установленной органом местного самоуправления; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. В соответствии со ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень соответствующих заболеваний, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Приведенный в ЗПО № 1870 перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях соответствует перечню оснований, установленному нормой ч.1 ст.51 ЖК РФ. В ч.2 ст.2 ЗПО № 1870 указано, что для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, граждане, указанные в п.1 части 2 статьи 1 настоящего Закона, (их законные представители) подают в органы местного самоуправления по месту постоянного жительства заявление. К заявлению прилагаются: 1) документы, подтверждающие принадлежность заявителя к категориям граждан, указанным в пункте 1 части 2 статьи 1 настоящего Закона; 2) документы, удостоверяющие личность и подтверждающие гражданство Российской Федерации; 3) выписка из домовой книги или из похозяйственной книги, либо копия финансового лицевого счета; 4) документы (справки), подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи (договор найма, ордер, документ, подтверждающий принятие компетентными органами решения о предоставлении жилого помещения); 5) документы (справки), содержащие сведения о составе семьи заявителя и степени родства( свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, решение суда о признании гражданина членом семьи заявителя); 6) документы(справки) о наличии или отсутствии жилых помещений, принадлежащих заявителю и членам его семьи на праве собственности. Согласно ч.3 ст.2 ЗПО №1870 постановка указанных граждан на учет, а также снятие с учета осуществляются в сроки и в порядке, определенные Жилищным кодексом РФ. В соответствии со ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подавать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. С заявлением о принятии на учет должны быть предоставлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган. В соответствии со ст.54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: 1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок. Согласно учетному делу Организация 1, Беляков Н.А. *** подал в *** комиссию при Организация 2 заявление об обследовании его жилого дома на непригодность для проживания. *** Беляков Н.А., *** года рождения подал в Организация 1 (по месту своего жительства) заявление о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по основанию: проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. В составе своей семьи он указал дочь – ФИО1, ***, и внучку – ФИО2, *** К заявлению приложены следующие документы: ***. Согласно паспорту гражданина Российской Федерации ***, Беляков Н.А. родился *** в ***, и зарегистрирован по адресу: ***. Согласно удостоверению серии *** ***, выданному *** *** райвоенкоматом ***, Беляков Н.А. является ***. Согласно справке Организация 1 и выписки из похозяйственной книги ***, Беляков Н.А., *** года рождения, действительно проживает по адресу: ***, по данному адресу зарегистрированы дочь ФИО1, *** г.р., и внучка – ФИО2, *** г.р., но фактически не проживают. В собственности Белякова Н.А. имеется жилье *** года постройки, общей площадью *** кв.м., хозяйственные постройки и земельный участок площадью *** кв.м. для ведения личного подсобного хозяйства на основании свидетельства о праве собственности на землю *** от ***, выданного Организация 1. Согласно справке Организация 3 *** от ***, техническому паспорту на индивидуальный жилой дом по состоянию ***, Белякову Н.А. *** года рождения, действительно принадлежит жилой дом расположенный по адресу: ***, общеполезная площадь которого составляет *** кв.м., жилая – *** кв.м. Согласно Акту обследования помещения *** от *** и заключению *** комиссии о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания *** от ***, жилой дом Белякова Н.А. пригоден для постоянного проживания. Согласно отчету об оценке физического износа жилого дома от ***, составленного специалистами Организация 4 физический износ жилого дома, расположенного по адресу: ***, по состоянию на *** составляет ***%. Поскольку между отчетом об оценке физического износа дома техническими документами на жилой дом, а также осмотром суда на месте установлены существенные расхождения по инициативе суда по делу назначена судебная *** экспертиза, на разрешение которой поставлены вопросы: 1) является ли жилой дом, расположенный по адресу *** пригодным для проживания? 2) Подлежит ли данный дом капитальному ремонту? Согласно заключению эксперта Организация 5 от *** ***, оснований для признания жилого дома, расположенного по адресу: *** не пригодным для проживания, отсутствуют. Физический износ жилого дома – *** %, жилой дом подлежит капитальному ремонту, который и осуществляется в настоящее время. Таким образом, Акт и Заключение межведомственной комиссии от ***, Заключение эксперта от ***, подтверждают, что жилой дом пригоден для проживания. Указанные доказательства согласуются между собой, не имеют противоречий. У суда нет оснований не доверять выводам эксперта, имеющему *** образование, квалификацию *** по специальности ***, квалификацию *** по специальности ***, со стажем работы по экспертной специальности с *** года. Заключение эксперта мотивировано, основано на исследовании жилого помещения (произведен осмотр жилого дома с участием представителя заявителя, Организация 1, материалов гражданского дела, оценка результатам исследований дана в соответствии с нормативными и литературными источниками и поэтому суд берет в основу судебного решения заключение эксперта *** от ***, Акт и заключение межведомственной комиссии от *** ***. Суд критически относится к отчету об оценке физического износа жилого дома от ***, а также доводам представителя Белякова Н.А. о непригодности указанного дома для проживания и нецелесообразности капитального ремонта, поскольку они не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Других оснований для признания Белякова Н.А. нуждающимся в жилом помещении, предусмотренных ч.1 ст.51 ЖК РФ и ЗПО № 1870-ЗПО также не имеется. Он является собственником жилого дома, семья состоит их *** человек, общая площадь дома *** кв.метров, что превышает учетную норму общей площади на одного члена семьи. Совокупность установленных доказательств подтверждает, что Постановление *** от *** об отказе Белякову Н.А. в признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет, соответствует требованиям норм ЖК РФ и ЗПО № 1870 от ***, не нарушает права Белякова Н.А. и не создает ему препятствий к осуществлению прав. С учетом изложенного суд находит заявление Белякова Н.А. о признании незаконными акта обследования помещения и заключения о признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания, признании права на постановку на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, не подлежащим удовлетворению. Доводы представителя Белякова Н.А. – адвоката Пармошкина Н.В. о том, что *** свидетельствует о том, Беляков Н.А. нуждается в жилом помещении, суд находит не состоятельными, поскольку данные недостатки устранимы путем проведения ремонта жилого дома, а перечень оснований для постановки граждан на учет, в качестве нуждающихся в жилых помещениях закреплен ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ, п.1 ч.2 ст.1 Закона Пензенской области №1870-ЗПО от 27 февраля 2010 года « Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории Пензенской области», и данный перечень не предусматривает, вышеуказанных оснований для постановки на учет. Согласно ст.98 ГПК РФ стороне в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. По настоящему делу оплата *** экспертизы в размере *** руб. проведена за счет средств *** бюджета ***, путем перечисления денежных средств Организация 6 на счет экспертного учреждения. Поскольку в удовлетворении требований заявителя отказано, указанная сумма подлежит взысканию с Белякова Н.А. в доход *** бюджета. Руководствуясь ст.ст.194 -198, 258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Белякову Н.А. в удовлетворении заявления к Организация 1 о признании незаконными акта обследования помещения и заключения о признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания, признании права на постановку на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий - отказать. Взыскать с Белякова Н.А. в доход *** бюджета судебные расходы в размере *** рублей, состоящие из оплаты экспертизы. Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в течение десяти дней. Председательствующий: Е.А.Чуглина Копия верна: Судья Белинского Районного суда: Е.А.Чуглина