Именем Российской Федерации *** г. Белинский Судья Белинского районного суда Пензенской области Саунин Н.В., с участием помощника прокурора Белинского района Тюниной Ж.В., при секретаре Любимкиной Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Белинского района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению культуры «***» о наложении обязанности по оборудованию входа в здание МУК «***» пандусами и поручнями для свободного передвижения и доступа инвалидов, УСТАНОВИЛ: Прокурор Белинского района Пензенской области обратился с иском в суд в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению культуры «***» указав, что в ходе проверки, проведенной в МУК «***», установлено следующее. Согласно ст. 1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 24.11.1995 г., инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Статьей 15 указанного Федерального закона предусмотрено, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Вместе с тем, проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что в нарушение норм указанного законодательства в МУК «***», расположенном по адресу: ***, специально приспособленное оборудование для свободного передвижения и доступа инвалидов, то есть пандусы и поручни, при входе в здание отсутствует. Статьей 2 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Согласно ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальная защита и поддержка инвалидов, это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, а также система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами. Однако, МУК «***» нарушает установленные Конституцией РФ и федеральным законодательством права инвалидов, ущемляя их право на свободное и доступное передвижение. Просит признать незаконным бездействие МУК «***» ***, выразившееся в непринятии действенных мер к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры в соответствии со ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и обязать МУК «***» *** принять меры к специальному оборудованию входа здания МУК «***» по адресу: ***, пандусами и поручнями для свободного передвижения и доступа инвалидов. В судебном заседании помощник прокурора Белинского района Тюнина Ж.В. поддержала заявленные требования, а также подробно пояснила изложенные в нем обстоятельства, а также пояснила, что отсутствие пандусов и поручней для свободного передвижения и доступа инвалидов у входа здания МУК «***» *** напрямую затрагивает интересы инвалидов. Просила признать незаконным бездействие МУК «***» ***, выразившееся в непринятии действенных мер к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры в соответствии со ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и обязать МУК «***» *** принять меры к специальному оборудованию входа здания МУК «***» по адресу: ***, пандусами и поручнями для свободного передвижения и доступа инвалидов. Представитель Муниципального учреждения культуры «***» - *** учреждения культуры ФИО1 в судебном заседании исковые требования признала, пояснив, что действительно вход в здание не оборудован пандусом и поручнями к нему для свободного передвижения инвалидов, данное нарушение будет устранено в ближайшее время. Суд, выслушав помощника прокурора Белинского района Тюнину Ж.В., *** МУК «***», исследовав материалы дела, пришел к выводу, что заявленные прокурором Белинского района в интересах неопределенного круга лиц требования подлежат удовлетворению. В соответствии со ст.7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Так согласно ст.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 24.11.1995 г., инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Статьей 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 24.11.1995 года предусмотрено, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). В соответствии с п.3.13 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в здании должен быть, как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения с поверхности земли. Согласно п.3.14 СНиП 35-01-2001 наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. При ширине лестниц на основных подходах к зданию 2,5 м и более дополнительно предусматривать разделительные поручни. Согласно п.*** Устава МУК «***» центр является некоммерческим, информационным, многопрофильным учреждением культуры, в том числе общедоступным (публичным) для пользования гражданами библиотечным учреждением. Согласно акта проверки от *** и фототаблицы к нему в МУК «***» при входе в здание данного учреждения отсутствует специально приспособленное оборудование для свободного передвижения и доступа инвалидов, то есть пандусы и поручни. В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Таким образом, в судебном заседании установлено, что иск заявлен правомерно, так как здание МУК «***» *** не оборудовано соответствующим нормам действующего законодательства пандусом, чем нарушаются права и законные интересы маломобильных групп населения (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, в связи с чем иск прокурора о возложении на МУК «***» *** обязанности произвести необходимые действия по обеспечению доступности маломобильных групп населения в здание МУК «***» подлежит удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 257-258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Требования прокурора Белинского района Пензенской области, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, к МУК «***» *** удовлетворить. Признать незаконным бездействие МУК «***» ***, выразившееся в непринятии действенных мер по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Обязать МУК «***» *** оборудовать вход в здание МУК «***» по адресу: ***, пандусами и поручнями к ним для свободного передвижения и доступа инвалидов в здание. В суд должно быть сообщено МУК «***» *** об исполнении данного решения не позднее чем в течение *** со дня получения решения. Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Пензенский областной суд через Белинский районный суд в течение 10 дней. Судья: Саунин Н.В.