О включении недвижимого имущества в наследственную массу.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

*** г. Белинский

Белинский районный суд Пензенской области

В составе председательствующего Кругляковой Л.В.

При секретаре Шебуровой В.И.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Михайловой А.В. к Горшковой Е.С. о признании договоров на передачу и продажу квартир в собственность граждан недействительными и включении недвижимого имущества в наследственную массу,

У С Т А Н О В И Л

Михайлова А.В. обратилась в суд с иском к Горшковой Е.С. о признании договоров на передачу квартир в собственность граждан недействительными и включении недвижимого имущества в наследственную массу, указав следующее. *** умерла *** истицы – ФИО1, в связи с чем открылось наследство в виде комнат и площадью *** кв.м. и *** кв.м. в квартире дома по *** в ***. Истица обратилась в нотариальную контору по вопросу принятия наследства, но в совершении нотариального действия ей было отказано по причине отсутствия у наследодателя правоустанавливающих документов на указанные комнаты в квартире. Покойная ФИО1 проживала в коммунальной квартире дома по *** в *** с общим коридором и занимала в ней комнаты и . В *** году ФИО1 указанные комнаты в коммунальной квартире приватизирована на основании Договора на передачу и продажу (домов) в собственность граждан от ***. Однако, при составлении текста договора было ошибочно указано, что в собственность ФИО1 передана целая квартира общей площадью *** кв.м., жилой площадью *** кв.м., а также был неверно указан ее адрес: ***. Остальными тремя комнатами в данной квартире пользовалась Горшкова Е.С., которая также в *** году приватизировала принадлежащие ей комнаты с общим коридором в данной квартире на основании Договора на передачу и продажу (домов) в собственность граждан от ***. При составлении текста данного договора также была допущена ошибка, поскольку указано, что Горшковой Е.С. в собственность переданы не отдельные комнаты в коммунальной квартире, а целая квартира. Горшкова Е.С. зарегистрировала свое право на квартиру, о чем внесена запись в ЕГРП. Данные обстоятельства создают препятствия в определении наследственной массы после смерти ФИО1 и реализации истицей своих имущественных прав. Михайлова А.В. просит суд признать Договор на передачу и продажу (домов) в собственность граждан от *** на имя Горшковой Е.С. недействительным в части перехода к ней права собственности на целую квартиру общей площадью *** кв.м., жилой площадью *** кв.м., расположенную по адресу: ***, и считать правильным переход права собственности на жилую комнату площадью *** кв.м., жилую комнату площадью *** кв.м., кухню площадью *** кв.м., кладовую площадью *** кв.м., расположенные в коммунальной квартире по вышеуказанному адресу. Признать Договор на передачу и продажу (домов) в собственность граждан от *** на имя ФИО1 недействительным и включить в наследственную массу, оставшуюся после смерти ФИО1, умершей ***, жилую комнату площадью *** кв.м., кухню площадью *** кв.м., расположенные в коммунальной квартире по адресу: ***.

В судебном заседании представитель истицы Михайловой А.В. – по доверенности ФИО2 поддержала и уточнила исковые требования, пояснив следующее. В квартире дома по *** в *** постоянно проживали Горшкова Е.С. и ФИО1, умершая ***. При этом, Горшкова Е.С. занимала три комнаты в квартире – площадью *** кв.м., *** кв.м., *** кв.м. и кладовую площадью *** кв.м. ФИО1 занимала комнату площадью *** кв.м. и кладовую площадью *** кв.м., используемую в качестве кухни. В общем пользовании находился коридор площадью *** кв.м. В *** году обе приватизировали свои комнаты. Однако, при составлении договоров приватизации по неизвестной причине указано, что каждая из них приватизировала отдельную квартиру , а в договоре приватизации на имя ФИО1 также неверно указан номер дома, как ***, вместо ***. Горшкова Е.С. зарегистрировала свое право на квартиру в Управлении ***, о чем внесена запись в ЕГРП. Указано, что ей на праве собственности принадлежит целая квартира в доме по *** в ***, что не соответствует действительности, поскольку ей принадлежит лишь часть квартиры в виде отдельных комнат. После смерти ФИО1 открылось наследство, наследницей к ее имуществу является *** Михайлова А.В.. Но, по той причине, что в договоре приватизации квартиры на имя ФИО1 указан неверный адрес и объект недвижимого имущества как целая квартира, вместо отдельной комнаты и кладовой, нотариус отказал в совершении нотариального действия по оформлению ее наследственных прав. ФИО2 в интересах Михайловой А.В. просит суд признать Договор на передачу и продажу (домов) в собственность граждан от *** на имя Горшковой Е.С. недействительным в части перехода к ней права собственности на целую квартиру общей площадью *** кв.м., жилой площадью *** кв.м., расположенную по адресу: ***, указав, что в собственность Горшковой Е.С. переданы: жилая комната площадью *** кв.м., жилая комната площадью *** кв.м., кухня площадью *** кв.м., кладовая площадью *** кв.м., и в качестве места общего пользования – коридор площадью *** кв.м., расположенные в коммунальной квартире по вышеуказанному адресу. Признать Договор на передачу и продажу (домов) в собственность граждан от *** на имя ФИО1 недействительным и включить в наследственную массу, оставшуюся после смерти ФИО1, умершей ***, жилую комнату площадью *** кв.м., кухню-кладовую площадью *** кв.м. и в качестве места общего пользования – коридор площадью *** кв.м., расположенные в коммунальной квартире по адресу: ***.

Ответчица Горшкова Е.С. в судебном заседании исковые требования Михайловой А.В. признала обоснованными, пояснив следующее. На протяжении нескольких лет она и ФИО1 проживали в коммунальной квартире дома по *** в ***. Она занимала две жилые комнаты площадью *** кв.м. и *** кв.м., кухню площадью *** кв.м. и кладовую площадью *** кв.м. ФИО1 занимала жилую комнату площадью *** кв.м. с кладовой площадью *** кв.м., которую приспособила под кухню. Коридор в данной квартире находился в совестном пользовании. В *** году они обе приватизировали свои комнаты, коридор остался местом общего пользования. Никаких споров о порядке пользования квартирой не было. О том, что в договоре приватизации при его составлении указали, что в собственность перешла целая квартира, никто внимания не обратил по причине неграмотности и пожилого возраста. В *** году она обратилась в Управление *** с заявлением о государственной регистрации права на жилое помещение. В ЕГРП внесена запись о том, что ей на праве собственности принадлежит целая квартира, что не соответствует действительности. Она желает, что бы суд устранил данную ошибку.

По заявлению *** Организация 1 ФИО3 дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица. Возражений на иск не представлено.

По заявлению *** *** Управления *** ФИО4 дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица. Как указано в отзыве на исковое заявление, *** в ЕГРП внесена запись и на сегодняшнюю дату актуальна о праве собственности Горшковой Е.С. на квартиру, состоящую из двух жилых комнат общей площадью *** кв.м., жилой площадью *** кв.м., расположенную по адресу: ***, на основании Договора на передачу и продажу (домов) в собственность граждан от *** .

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела с учетом доводов Михайловой А.В., суд находит ее исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим мотивам.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 4.07.1991 года № 1541, граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений ( ведомственный фонд) на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ.

Как видно из материалов дела, Горшкова Е.С. и ФИО1 проживали в коммунальной квартире дома по *** в *** и между ними сложился порядок пользования данной квартирой, при котором в пользовании Горшковой Е.С. находились две жилые комнаты площадью *** кв.м. и *** кв.м., кухня площадью *** кв.м. и кладовая площадью *** кв.м. ФИО1 занимала жилую комнату площадью *** кв.м. с кладовой площадью *** кв.м., которую приспособила под кухню. Коридор в данной квартире находился в совестном пользовании.

В *** году Горшкова Е.С. и ФИО1 воспользовались правом на приватизацию занимаемых ими жилых помещений, предусмотренным Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ».

При составлении Договора на передачу (домов) в собственность граждан от *** на имя Горшковой Е.С., указано, что ей безвозмездно передана в собственность администрацией *** квартира, состоящая из 2 комнат общей площадью *** кв.м., жилой площадью *** кв.м. в ***.

При составлении Договора на передачу и продажу (домов) в собственность граждан от *** на имя ФИО1 указано, что ей безвозмездно передана в собственность администрацией *** квартира, состоящая из одной комнаты общей площадью *** кв.м., жилой площадью *** кв.м. по адресу: ***.

Однако, установлено, что Горшкова Е.С. и ФИО1 проживали в одной и той же коммунальной квартире с общим коридором.

Поскольку вышеуказанная ошибка является явной и очевидной, споров о праве собственности на жилые помещения не возникает, сделка по передаче части коммунальной квартиры в собственность совершена с нарушением требований закона, суд находит возможным в судебном порядке устранить данную ошибку и признать Договор на передачу (домов) в собственность граждан от *** на имя Горшковой Е.С. недействительным в части указания объекта приватизации в виде отдельной квартиры.

В соответствии со ст. 180 ГК РФ недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.

Поскольку в судебном заседании установлено, что Горшкова Е.С. владела и пользовалась частью квартиры и приобрела в собственность комнаты на законных основаниях в порядке приватизации, а признание сделки недействительной в части, касающейся указания объекта приватизации, не влечет недействительности прочих ее частей, следует признать, что она приобрела в собственность на основании Договора на передачу и продажу (домов) в собственность граждан от *** жилую комнату площадью *** кв.м., жилую комнату площадью *** кв.м., кухню площадью *** кв.м., кладовую площадью *** кв.м., и в качестве места общего пользования – коридор площадью *** кв.м., расположенные в коммунальной квартире дома по *** в ***.

Согласно технического паспорта, составленного по состоянию на ***, принадлежащее ФИО1 жилое помещение состоит из жилой комнаты площадью *** кв.м., кухни площадью *** кв.м., имеет место общего пользования – коридор площадью *** кв.м. и расположено в квартире дома по *** в ***.

Согласно свидетельству о смерти, ФИО1 умерла *** в ***.

При жизни ФИО1 реализовала свое право на получение в собственность бесплатно занимаемое ею жилое помещение в виде комнаты и кухни в коммунальной квартире, заключив договор приватизации жилого помещения. Однако, объект приватизации и его адрес в договоре указаны неверно, что не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Исправить ошибку, допущенную при заключении договора не представляется возможным по причине смерти правообладателя. С учетом данных обстоятельств Договор на передачу и продажу (домов) в собственность граждан от ***, заключенный администрацией *** с ФИО1, по которому последняя приобрела в собственность безвозмездно квартиру, состоящую из одной комнаты общей площадью *** кв.м. и жилой площадью *** кв.м., следует признать недействительным, не соответствующим требованиям Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 4.07.1991 года № 1541.

Однако, установлено, что при жизни ФИО1 выразила свою волю приобрести в собственность жилое помещение, а затем на законных основаниях владела и пользовалась жилым помещением, не нарушая ни чьих прав.

В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

В судебном заседании установлено, что жилая комната площадью *** кв.м. и кухня площадью *** кв.м. в коммунальной квартире принадлежали ФИО1, которая владела ими, а также коридором площадью *** кв.м. как местом общего пользования, по день своей смерти.

С учетом изложенного, суд находит, что исковые требования Михайловой А.В. о включении вышеуказанных комнат в коммунальной квартире в состав наследственного имущества, оставшегося после смерти ее *** ФИО1, основаны на законе и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194 –198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л

Иск Михайловой А.В. удовлетворить.

Признать частично недействительным Договор на передачу и продажу (домов) в собственность граждан от ***, установив, что Горшкова Е.С. приобрела безвозмездно в собственность жилую комнату площадью *** кв.м., жилую комнату площадью *** кв.м., кухню площадью *** кв.м., кладовую площадью *** кв.м., и коридор площадью *** кв.м. как место общего пользования, расположенные по адресу: ***.

Признать недействительным Договор на передачу и продажу (домов) в собственность граждан от ***, заключенный между администрацией *** и ФИО1 в отношении квартиры, состоящей из одной комнаты общей площадью *** кв.м., жилой площадью *** кв.м., расположенной по адресу: ***.

Включить в состав наследственного имущества, оставшегося после смерти ФИО1, умершей ***, жилую комнату площадью *** кв.м., кухню (кладовую) площадью *** кв.м. и коридор площадью *** кв.м., как место общего пользования, в квартире дома по *** в ***.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в течение 10 дней.

Председательствующий: Круглякова Л.В.

Копия верна

Судья Белинского

Районного суда Круглякова Л.В.