О возложении обязанности по оборудованию входа в здание пандусом для свободного доступа инвалидов.



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

*** г. Белинский

Судья Белинского районного суда Пензенской области Саунин Н.В.,

с участием заместителя прокурора Белинского района Чуглина М.А.,

при секретаре Любимкиной Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Белинского района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц к Организация 1 о наложении обязанности по оборудованию входа в здание Организация 2 пандусами и поручнями для свободного передвижения и доступа инвалидов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Белинского района Пензенской области обратился с заявлением в суд в интересах неопределенного круга лиц к Организация 1 указав, что в ходе проверки, проведенной в Организация 2, установлено следующее. Согласно ст. 1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 24.11.1995 г., инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Статьей 15 указанного Федерального закона предусмотрено, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. В соответствии с п.1.3 Устава Организация 2 ее учредителем является Организация 1, как орган исполнительной власти, осуществляющий управление в сфере культуры на территории *** района *** области, в ведении которого находится Организация 2. Учредитель Организация 2 финансирует ее деятельность и осуществляет контроль за этой деятельностью в соответствии с действующим законодательством. Исходя из п.1.7 Устава Организация 2 при недостаточности денежных средств для исполнения требований по обязательствам Организация 2 возникшим в силу и в целях осуществления ее основной деятельности, субсидиарную ответственность по этим обязательствам несет ее Учредитель. Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что в нарушение ст.15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов №181-ФЗ от 24 ноября 1995 года в зданиях Организация 2 расположенного по адресу: *** и Организация 3 являющейся структурным подразделением Организация 2 расположенной по адресу: *** специально приспособленное оборудование для свободного передвижения и доступа инвалидов, то есть пандусы и поручни, при входе в здания отсутствует. Статьей 2 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Согласно ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальная защита и поддержка инвалидов, это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, а также система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами. Просит признать незаконным бездействие Организация 1 выразившееся в непринятии действенных мер к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инфраструктуры в соответствии со ст.15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и обязать Организация 1 принять меры к специальному оборудованию входа в здания Организация 2 расположенном по адресу: *** в здании Организация 3 Организация 2, расположенном по адресу: ***, пандусами и поручнями для свободного передвижения и доступа инвалидов.

В судебном заседании заместитель прокурора Белинского района Чуглин М.А. поддержал заявленные требования, а также подробно пояснил изложенные в нем обстоятельства, а также пояснил, что отсутствие пандусов и поручней для свободного передвижения и доступа инвалидов у входа здания Организация 2 напрямую затрагивает интересы инвалидов. Просил признать незаконным бездействие Организация 1 выразившееся в непринятии действенных мер к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инфраструктуры в соответствии со ст.15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и обязать Организация 1 оборудовать вход в здание Организация 2 расположенное по адресу: *** вход в здание Организация 3 Организация 2 расположенное по адресу: ***, пандусами и поручнями для свободного передвижения и доступа инвалидов.

Представитель Организация 1 в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом, уведомленным о времени и месте рассмотрения дела, в соответствии с ч.2 ст.257 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя данного органа местного самоуправления.

Представитель Организация 2 - директор Организация 2 ФИО4 в судебном заседании заявленные требования признала, пояснив, что действительно входы в здания не оборудованы пандусами и поручнями к ним для свободного передвижения инвалидов. Своих средств у них на устранение данного нарушения не имеется, а финансирование учреждения осуществляется учредителем – Организация 1

Суд, выслушав заместителя прокурора Белинского района Чуглина М.А., директора Организация 2 исследовав материалы дела, пришел к выводу, что заявленные прокурором Белинского района в интересах неопределенного круга лиц требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Так согласно ст.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 24.11.1995 г., инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Статьей 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 24.11.1995 года предусмотрено, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

В соответствии с п.3.13 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в здании должен быть, как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения с поверхности земли.

Согласно п.3.14 СНиП 35-01-2001 наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. При ширине лестниц на основных подходах к зданию 2,5 м и более дополнительно предусматривать разделительные поручни.

Согласно п.1.5 Устава Организация 2 центр является некоммерческим, информационным, многопрофильным учреждением культуры, в том числе общедоступным (публичным) и бесплатным для пользования гражданами библиотечным учреждением.

Согласно п.1.3 Устава данного учреждения его учредителем является Организация 1, как орган исполнительной власти, осуществляющий управление в сфере культуры на территории *** района *** области. Учредитель финансирует деятельность учреждения и осуществляет контроль за этой деятельностью в соответствии с действующим законодательством и Уставом.

Согласно п.4.3 этого же Устава имущество, закрепленное за учреждением культуры, а также имущество, приобретенное учреждением за счет средств, выделяемых Учредителем по бюджетной смете, является муниципальной собственностью *** района *** области.

Согласно п.4.8 Устава Организация 2 является бюджетным учреждением, созданным для осуществления функций некоммерческого характера, деятельность которого финансируется из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов.

Согласно акта проверки от *** в Организация 2 при входе в зданиях Организация 2 и Организация 3 являющееся структурным подразделением данного учреждения, отсутствуют специально приспособленное оборудование для свободного передвижения и доступа инвалидов, то есть пандусы и поручни к ним.

В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

При данных обстоятельствах, и учитывая, что Организация 2 является бюджетным учреждением, имущество которого находится в муниципальной собственности, Организация 1 обязана обеспечить доступность зданий данного муниципального учреждения культуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями, как орган местного самоуправления муниципального образования.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что требование прокурором заявлено правомерно, так как здания Организация 2 не оборудованы соответствующим нормам действующего законодательства пандусами и поручнями к ним, чем нарушаются права и законные интересы маломобильных групп населения (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, в связи с чем иск прокурора о возложении на Организация 1 обязанности произвести необходимые действия по обеспечению доступности маломобильных групп населения в здания Организация 2 подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 257-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования прокурора Белинского района Пензенской области, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, к Организация 1 удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Организация 1, выразившееся в непринятии действенных мер по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Обязать Организация 1 оборудовать вход в здание Организация 2 расположенное по адресу: ***, и вход в здание Организация 3, расположенное по адресу: ***, пандусами и поручнями для свободного передвижения и доступа инвалидов.

В суд должно быть сообщено *** ****** об исполнении данного решения не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.

Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Пензенский областной суд через Белинский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме, то есть с ***.

Судья: Саунин Н.В.