О назначении досрочной трудовой пенсии (Апелляционным определением коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда № 33-666 от 10.04.2012 года решение Белинского районного суда от 10.02.2012 года отменено в части и вынесено новое решение).



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 февраля 2012 года г. Белинский

Белинский районный суд Пензенской области

В составе председательствующего Кругляковой Л.В.,

При секретаре Шебуровой В.И.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Иртугановой Н.И. к ГУ УПФР по Белинскому району о назначении досрочной трудовой пенсии,

У С Т А Н О В И Л

Иртуганова Н.И. обратилась в суд с иском к ГУ УПФР по Белинскому району о назначении досрочной трудовой пенсии, указав следующее. Истица работает Должность №1, выработала специальный стаж педагогической деятельности *** лет и *** обратилась с заявлением в ГУ УПФР по Белинскому району Пензенской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности. Решением комиссии при ГУ УПФР по Белинскому району ей отказано в назначении досрочной пенсии, поскольку в специальный стаж ее трудовой деятельности не засчитан период с *** по *** - отпуск по уходу за ребенком. Истица не согласна с решением комиссии, полагает, что ей необоснованно не включен период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с *** по ***, так как ее ребенок родился ***, т.е. до принятия закона РФ от 25.09.1992 года № 3543-1, внесшего изменения в ст. 167 КЗоТ РФ, согласно которым отпуска по уходу за ребенком засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, а также стаж работы по специальности, кроме случаев назначения пенсии на льготных условиях. Иртуганова Н.И. просит суд признать незаконным решение комиссии при ГУ УПФР по Белинскому району от ***, обязать ответчика включить в специальный стаж ее педагогической деятельности период отпуска по уходу за ребенком с *** по *** и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с ***.

В судебном заседании Иртуганова Н.И. поддержала исковые требования и пояснила следующее. С *** она осуществляет педагогическую деятельность, работает *** в образовательных учреждениях, последнее место работы – Должность №1 МОУ ***. В период работы ***, она родила двоих детей, в связи с чем с *** по *** находилась в отпуске по уходу за первым ребенком *** года рождения. А также с *** по *** она находилась в отпуске по уходу за вторым ребенком, данный период ею не оспаривается. *** она обратилась в ГУ УПФР по вопросу назначения ей досрочной пенсии по старости как педагогическому работнику, т.к. полагала, что она выработала специальный стаж педагогической деятельности *** лет. Однако, решением комиссии при ГУ УПФР по Белинскому району от *** в специальный стаж ее работы не включен период нахождения в отпуске по уходу за первым ребенком с *** по ***, поскольку с *** вступил в действие закон о внесении изменений в ст. 167 КЗоТ РФ, и с этой даты в специальный стаж педагогической деятельности не стали включать отпуска по уходу за детьми при назначении льготной пенсии. Она не согласна с решением комиссии при ГУ УПФР по Белинскому району, поскольку полагает, что, поскольку ее ребенок родился ***, и у нее возникло право на отпуск по его уходу до ***, она не может быть лишена данного права, поэтому период нахождения в отпуске по уходу за ребенком незаконно исключен из специального стажа ее педагогической деятельности. Иртуганова Н.И. просит суд признать незаконным решение комиссии при ГУ УПФР по Белинскому району от ***, обязать ответчика включить в специальный стаж ее педагогической деятельности период отпуска по уходу за ребенком с *** по *** и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с ***.

Представитель ГУ УПФР – по доверенности Самойлина Л.П. исковые требования Иртугановой Н.И. признала необоснованными и пояснила в судебном заседании следующее. *** Иртуганова Н.И., являясь педагогическим работником, обратилась в ГУ УПФР по Белинскому району с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости. Изучив представленные документы, комиссия при ГУ УПФР по Белинскому району в специальный стаж ее педагогической деятельности не включила периоды ухода за детьми с *** по *** и с *** по ***. Самойлина Л.П. пояснила, что Иртуганова Н.И. неверно указывает период по уходу за первым ребенком, не включенный в специальный стаж ее педагогической деятельности с ***, поскольку период с *** по *** включен в специальный стаж, а последующий период с *** не подлежит включению, в связи со вступлением с этой даты в законную силу Закона РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в КЗоТ РФ». Всего по состоянию на *** Иртуганова Н.И. имела специальный стаж педагогической деятельности *** года *** месяцев и *** дней, что не дает ей право на досрочную пенсию по старости, поскольку нет стажа *** лет.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд не находит оснований к удовлетворению исковых требований Иртугановой Н.И. по следующим мотивам.

Согласно свидетельству о рождении, *** Иртуганова Н.И. родила ***.

Согласно справки о периодах осуществления педагогической деятельности от *** Иртуганова Н.И. работала в Муниципальном образовательном учреждении *** ***, и с *** по *** она находилась в отпуске по уходу за ребенком.

Согласно Протоколу заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Государственном учреждении Управлении Пенсионного фонда РФ по Белинскому району от *** Иртугановой Н.И. не были включены в специальный стаж периоды нахождения в отпусках по уходу за ребенком после ***.

Иртуганова Н.И. оспаривает период нахождения в отпуске по уходу за первым ребенком с *** по ***, а фактически – с *** по ***, поскольку ее *** родился *** и право на отпуск по уходу за ребенком у нее возникло до ***.

Согласно ст.55 Закона РФ №3266-1 от 10.07.1992 года «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста.

В соответствии с п/п 10 п.1 ст.28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от возраста, устанавливается досрочная трудовая пенсия по старости.

Сторонами признается и не оспаривается ответчиком наличие у Иртугановой Н.И. специального стажа педагогической деятельности в *** года *** месяцев *** дней. Между сторонами имеется спор относительно не включения в специальный стаж Иртугановой Н.И. периода отпуска по уходу за ребенком с *** по ***.

Статьей 167 КЗоТ РСФСР (принятого 9.12.71 года, в редакции, действующей до 6.10.1992 года) предусмотрено: женщине по ее заявлению предоставлялся дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, при этом в стаж по специальности подлежит включению период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения ребенком 1,5 лет.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Законом РФ №3543-1 от 25.09.1992 года «О внесении изменений и дополнений в КЗоТ РСФСР» в ст.167 КЗоТ РСФСР были внесены ограничения, согласно которым отпуск по уходу за ребенком засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж по специальности (кроме случаев назначения пенсии на льготных условиях). Вышеуказанная норма закона вступила в действие с 6.10.1992 года.

Согласно разъяснениям Минтруда РФ п.21 от 2 мая 1996 года «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст.12,78 и 78.1 Закона РСФСР» О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» (в ред. Постановления Минтруда РФ от 1 октября 1999 года) в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 6 октября 1992 года.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 15 Постановления № 25 от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» указал, что при разрешении споров, возникших в связи с не включением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст.27,28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года, то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсий и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Таким образом, суд находит обоснованным решение комиссии при ГУ УПФР по Белинскому району о включении в специальный стаж педагогической деятельности Иртугановой Н.И. лишь периода по уходу за ребенком до ***, т.е. с *** по ***, поскольку после этой даты действующим законодательством период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных основаниях.

Поскольку на день обращения в ГУ УПФР по Белинскому району с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости, т.е. *** Иртуганова Н.И. не имела специального стажа педагогической деятельности *** лет, в назначении досрочной пенсии по старости, как педагогическому работнику ей отказано обоснованно, решение комиссии от *** принято ответчиком на законных основаниях.

Следовательно, исковые требования Иртугановой Н.И. не основаны на законе не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194 – 198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л

Иртугановой Н.И. в иске к ГУ УПФР по Белинскому району о признании незаконным решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при ГУ УПФР по Белинскому району от *** и назначении досрочной трудовой пенсии – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: Круглякова Л.В.

Копия верна

Судья Белинского

Районного суда Круглякова Л.В.