О П Р Е Д Е Л Е Н И Е Белинский районный суд Пензенской области в составе председательствующего Чуглиной Е.А. С участием помощника прокурора Белинского района Тюниной Ж.В. при секретаре Горшковой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседание гражданское дело по исковому заявлению прокурора Белинского района Пензенской области в интересах Васючкова Н.Н. к ГУ УПФР по Белинскому району о взыскании доплаты к ежемесячной денежной выплате, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Белинского района обратился в суд с исковым заявлением в интересах Васючкова Н.Н. к ГУ УПФР по Белинскому району о взыскании доплаты к ежемесячной денежной выплате, указав следующее. Прокуратурой Белинского района Пензенской области проведена проверка исполнения требований федерального законодательства о социальной защите членов семей погибших участников Великой Отечественной войны и других боевых действий. В ходе проверки установлено, что Васючков Н.Н. является ***. Васючков Н.Н. в соответствии со ст. 7 Законом СССР от 1 августа 1989 года "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" до *** пользовался льготами, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. Принятый 12 января 1995 года Федеральный закон "О ветеранах" определил меры социальной защиты участников Великой Отечественной войны (статья 15) и меры социальной защиты членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, которые предоставляются нетрудоспособным членам семей указанных лиц, состоявшим на их иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации, распространив эти меры на членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы (статья 21). При этом пункт 3 статьи 11 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года) предусматривал, что права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР, не могут быть отменены без равноценной замены. Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ система мер социальной защиты ветеранов, включая участников Великой Отечественной войны, была, преобразована в систему социальной поддержки, в рамках которой основная часть ранее предоставлявшихся ветеранам льгот в натуральной форме было заменена ежемесячной денежной выплатой (статья 44), размер которой подпунктом 2 пункта 4 статьи 23.1 Федерального чакона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) с *** по *** определен для участников Великой Отечественной войны в сумме *** рублей (в период с *** по ***, согласно пункту 5 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, - *** рублей), для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий *** по *** - *** рублей (в период с *** по *** - *** рублей). Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации признал за Васючковым Н.Н. право на получение с *** ежемесячной денежной выплаты в размере *** рублей, которую он получал в период с *** по ***. С *** по *** сумма ежемесячной денежной выплаты составляла *** рублей, с *** по *** – *** рублей, с *** по *** - *** рублей. С *** по *** – *** рублей. С *** на основании Определения Конституционного суда РФ от 04.04.2007 № 331-О-П Васючкову Н.Н. произведен перерасчет ежемесячной денежной выплаты как участнику Великой Отечественной войны. Согласно ч. 2 ст. 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Закон СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения", распространив льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, на жен военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, признал тем самым их особый правовой статус и соответствующий этому статусу уровень социальной защиты, которые впоследствии, в том числе в связи с принятием Федерального закона "О ветеранах", не пересматривались и не подвергались сомнению компетентными государственными органами, что основывалось, в частности, на предписаниях пункта 3 статьи 11 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года), согласно которому права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством Российской Федерации, не могут быть отменены без равноценной замены. Признание данной нормы абзацем вторым пункта 6 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ утратившей силу не означает, однако, как следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2005 года N 502-О, что федеральный законодатель отказался от ранее принятой на себя обязанности обеспечивать для отдельных категорий граждан определенный прежним правовым регулированием уровень социальной защиты, и не может рассматриваться как допускающая снижение объема мер социальной защиты жен военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, которыми они пользовались до *** с учетом приобретенного ими в соответствии с союзным законодательством правового статуса, - иное означало бы произвольную отмену ряда ранее установленных для данной категории граждан прав, льгот и гарантий, отказ государства от принятых на себя публично-правовых обязательств перед ними без предоставления равноценной компенсации. В силу правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года № 8-П и неоднократно подтвержденной в последующих его решениях, изменение законодателем ранее установленных условий социального гарантирования должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в существующую систему норм. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Иначе новое правовое регулирование, по существу, будет означать отмену для определенных лиц прав, приобретенных ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемых в конкретных правоотношениях, что несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации. Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ принят, согласно его преамбуле, в целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, а также решения задач по обеспечению конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышению материального благосостояния граждан, обеспечению экономической безопасности государства и приведению системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствие с принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой; нормы данного Федерального закона должны реализовываться в соответствии с положениями, закрепленными в его преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина. По смыслу статьи 23,1 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, с принятием которого система мер социальной защиты ветеранов была преобразована в систему социальной поддержки), ежемесячная денежная выплата представляет собой неотъемлемую составляющую социальной поддержки ветеранов и членов их семей; по своей правовой природе она направлена на восполнение потерь для граждан, ранее являвшихся получателями натуральных льгот и гарантий, и, таким образом, на обеспечение гарантирования стабильности их юридического статуса (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2005 года N 502-О). Поэтому предусмотренный взамен части ранее установленных в натуральной форме социальных гарантий компенсаторный механизм покрытия соответствующих потерь (в денежном выражении) должен обеспечивать лицам, признанным законодателем обладателями особого правового статуса, реальные возможности располагать социальными благами, включая денежные компенсации, и объеме, сопоставимом с объемом ранее предоставлявшейся им социальной защиты в натуральной форме (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2006 года N 89-0). Следовательно, взаимосвязанные положения статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) и пункта 19 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ не могут рассматриваться как позволяющие устанавливать ежемесячную денежную выплату женам военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, без учета ранее приобретенного ими правового статуса и обусловленного им объема льгот, которыми они пользовались до *** в соответствии с предписаниями Федерального закона "О ветеранах" (пункт 3 статьи 11, пункт 1 статьи 15) и Закона СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" (статья 7), т.е. данная социальная выплата для этой категории граждан подлежит назначению в размере не ниже установленного для участников Великой Отечественной войны. Таким образом, ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Белинскому району Пензенской области неправомерно начисляло Васючкову Н.Н. в период с *** по *** ежемесячную денежную выплату по категории члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, членам семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членам семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда. Вместе с тем, согласно изложенным нормам и Определению Конституционного суда Российской Федерации от 04.04.2007 № 331-ОП, положения Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не распространяются на правоотношения, возникшие до вступления в силу данного Федерального закона, если они ухудшают положение граждан. Как следствие, ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Белинскому району Пензенской области должно было начислять Васючкову Н.Н. : - в период с *** по *** ежемесячную денежную выплату по категории участники Великой Отечественной войны в сумме *** рублей; - в период *** по *** ежемесячную денежную выплату по категории участники Великой Отечественной войны в сумме *** рублей; - в период с *** по *** ежемесячную денежную выплату по категории участники Великой Отечественной войны в сумме *** рублей; - в период с *** по *** ежемесячную денежную выплату по выплату по категории участники Великой Отечественной войны, в сумме *** рублей; - в период с *** по *** ежемесячную денежную выплату по категории участники Великой Отечественной войны в сумме *** рублей. Таким образом, сумма доплаты за период: с *** по *** должна составить *** рублей; с *** по *** должна составить *** рублей; с *** по *** должна составить *** рублей; с *** по *** должна составить *** рублей; с *** по *** должна составить *** рублей. Всего за период с *** по ***, когда Васючкову Н.Н. неправомерно начислялась ежемесячная денежная выплата не по категории участников Великой Отечественной войны, доплата должна составить *** рублей. Согласно п.30 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельной категории граждан в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.11.2004 года №294 (в ред. от 17.12.2009 года), ежемесячная денежная выплата, не полученная гражданином своевременно по вине органов, осуществляющих указанную выплату, выплачивается за прошедшее время без ограничений каким-либо сроком. Прокурор Белинского района Пензенской области просит взыскать с ГУ УПФР по Белинскому району в пользу Васючкова Н.Н. доплату к ежемесячной денежной выплате за период с *** по *** в размере *** рублей. В судебном заседании помощник прокурора Белинского района Тюнина Ж.В. отказалась от иска, в связи с тем, что ответчиком добровольно выплачена ежемесячная денежная выплата в размере *** руб. Васючков Н.Н. в судебном заседании не возражал против прекращения производства по делу, поскольку ответчиком в добровольном порядке выплачены денежные средства в размере *** руб. Представитель ответчика ГУ УПФР по Белинскому району Самойлина Л.П., действующая на основании доверенности в судебном заседании не возражала против прекращения производства по делу в связи с отказом от иска. Судом разъяснены последствия принятия отказа от иска и прекращения производства по делу, предусмотренные ст.221 ГПК РФ, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается. Учитывая, что ответчиком в добровольном порядке устранены допущенные нарушения действующего законодательства, суд находит, что имеются основания для принятия отказа прокурора от иска и прекращения производства по делу. Руководствуясь ст. ст. 39, 45, 173, 220,221, 224,225 ГПК РФ, суд О П Р Е Д Е Л И Л: Принять от прокурора Белинского района Пензенской области отказ от иска. Производство по делу по исковому заявлению прокурора Белинского района Пензенской области в интересах Васючкова Н.Н. к ГУ УПФР по Белинскому району о взыскании доплаты к ежемесячной денежной выплате - прекратить. Определение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в течение пятнадцати дней. Председательствующий: Е.А.Чуглина Копия верна: Судья Белинского Районного суда: Е.А.Чуглина