РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Город Белинский ***
Белинский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Егоркиной Г.Н.,
при секретаре Ромакиной В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кутянина Н.И. о признании недействительным Постановление Огранизация 1 №*** от *** «Об отказе Кутянину Н.И. инвалиду Великой Отечественной войны в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет», понуждении Огранизация 1 в признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет,
установил:
Кутянин Н.И. обратился в суд с заявлением о признании недействительным Постановление Огранизация 1 № *** от *** об отказе ему, как инвалиду Великой Отечественной войны в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет, просит понудить Огранизация 1 в признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет, указав следующее.
Он является инвалидом ВОВ, проживает в жилом деревянном доме, общей площадью *** кв.м, жилой площадью *** кв.м, расположенном по адресу ***. Жилой дом принадлежит ему на праве собственности, построен в *** году, находится в аварийном состоянии и непригоден для проживания.
Актом обследования помещения от *** № *** установлено, что жилой срубовой дом имеет незначительное проседание полов в помещениях дома, потолочные балки имеют незначительное провисание. В доме нет воды. При этом комиссией не было учтено, что крыша протекает, имеются трещины в стенах, развалилась голландка, ее нельзя топить.
*** он обратился в Огранизация 1 с заявлением о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет. *** *** дала заключение о признании жилого помещения пригодным для проживания при проведении капитального ремонта. Он не согласен с выводами комиссии, и соответственно не согласен с Постановлением Огранизация 1 от *** № *** об отказе ему в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет.
Кутянин Н.И. просит рассмотреть дело в его отсутствие, заявление поддерживает.
Представитель Кутянина Н.И. по доверенности Мартынова Т.Н. в судебном заседании поддержала заявление, пояснила, что Кутянин Н.И. проживает в доме один, она его дочь, имеет там только регистрацию, а фактически проживает отдельно, в своем жилом доме. Дом отца построен в *** году, капитального ремонта не было, только сделана завалинка. Дом стоит на деревянных тумбах, которые сгнили. Природный газ к дому подведен, но отопление печное, за счет газовых горелок, водяное отопление сделать невозможно без капитального ремонта всего дома. Дом не благоустроен, нет канализации и воды. По улице не проходит центральный водопровод. В силу возраста и состояния здоровья Кутянину Н.И. сложно пользоваться услугами на улице, он не имеет возможности нормально помыться. Еще весной Огранизация 1 года Кутянин Н.И. обращался в Огранизация 1 с заявлением о выделении средств на капитальный ремонт дома, но ему в этом было отказано.
Представитель Огранизация 1 по доверенности Слепихина Н.Г. в судебном заседании выразила несогласие с заявлением Кутянина Н.И. и пояснила, что Кутянин Н.И. имеет жилой деревянный дом, дом не признан непригодным для проживания, состав семьи Кутянина Н.И. два человека, общая площадь на 1 человека превышает учетную норму. Действительно в доме нет воды, но центральный водопровод не проходит по этой улице. Огранизация 2 не выделяет денежных средств на ремонт жилых домов инвалидов и участников ВОВ. В бюджете Огранизация 1 не заложены указанные расходы. Постановление принято в соответствии с требованиями закона.
Выслушав объяснения представителя Кутянина Н.И., представителя Огранизация 1, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции РФ все равны перед законом и судом (ст.19). Гражданское процессуальное законодательство РФ закрепило указанный принцип в ст.6 ГПК РФ.
Основной Закон РФ в ст.40 установил, что каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Постановлением Огранизация 1 от *** № *** Кутянину Н.И., инвалиду Великой Отечественной войны, отказано в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет, на основании п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ, то есть, представлены документы, которые не подтверждают право Кутянина Н.И. состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Кутянин Н.И. оспаривает законность принятого Постановления.
В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение органа местного самоуправления, должностного лица, муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям органов местного самоуправления, должностных лиц, муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения, в результате которых:
-нарушены права и свободы гражданина;
-созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
-на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Норма ч. 3 ст.246 ГПК РФ устанавливает, что при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
Федеральный Закон Российской Федерации № 5-ФЗ от 12 января 1995 года « О ветеранах» ( далее ФЗ № 5 –ФЗ) устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в РФ в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. Статья 14 ФЗ № 5- ФЗ закрепила меры социальной поддержки инвалидов войны. Согласно ст.14 инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. В соответствии со ст.23.2 Федерального закона № 5-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем инвалидов ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Законом Пензенской области № 1870 –ЗПО от 27 февраля 2010 года « Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории Пензенской области» ( далее ЗПО № 1870) определен порядок реализации полномочий Пензенской области по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Действие настоящего Закона распространяется в т.ч. на инвалидов Великой Отечественной войны, проживающих на территории Пензенской области. В соответствии с ч.1 ст.2 названного Закона гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются граждане, указанные в пункте 1 части 2 статьи 1 настоящего Закона:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы общей площади помещения, установленной органом местного самоуправления;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. В соответствии со ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень соответствующих заболеваний, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приведенный в ЗПО №1870 перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях соответствует перечню оснований, установленному нормой ч.1 ст.51 ЖК РФ.
В ч.2 ст.2 ЗПО №1870 указано, что для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, граждане, указанные в п.1 части 2 статьи 1 настоящего Закона, (их законные представители) подают в органы местного самоуправления по месту постоянного жительства заявление. К заявлению прилагаются:
1) документы, подтверждающие принадлежность заявителя к категориям граждан, указанным в пункте 1 части 2 статьи 1 настоящего Закона;
2) документы, удостоверяющие личность и подтверждающие гражданство Российской Федерации;
3) выписка из домовой книги или из похозяйственной книги, либо копия финансового лицевого счета;
4) документы (справки), подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи (договор найма, ордер, документ, подтверждающий принятие компетентными органами решения о предоставлении жилого помещения);
5) документы (справки), содержащие сведения о составе семьи заявителя и степени родства( свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, решение суда о признании гражданина членом семьи заявителя);
6) документы(справки) о наличии или отсутствии жилых помещений, принадлежащих заявителю и членам его семьи на праве собственности.
Согласно ч.3 ст.2 ЗПО №1870 постановка указанных граждан на учет, а также снятие с учета осуществляются в сроки и в порядке, определенные Жилищным кодексом РФ.
В соответствии со ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подавать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. С заявлением о принятии на учет должны быть предоставлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.
В соответствии со ст.54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:
1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы;
2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
В соответствии с Уставом Организация 3, Огранизация 1 является органом местного самоуправления Организация 3, Огранизация 1 руководит глава сельсовета на принципах единоначалия. К вопросам местного значения сельсовета, в т.ч. относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих на территории сельсовета и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно учетного дела Огранизация 1, Кутянин Н.И. *** подал в Огранизация 1 ( по месту своего жительства) заявление о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по основанию: проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. К заявлению приложены следующие документы: копия удостоверения инвалида Великой Отечественной войны; копия паспорта гражданина РФ; справка о составе семьи; страховое свидетельство государственного пенсионного страхования; правоустанавливающий документ на жилой дом, технический паспорт на жилой дом.
В судебном заседании представитель Кутянина Н.И. по доверенности Мартынова Т.Н. пояснила, что заключением *** установлено, что дом пригоден для проживания. Она и Кутянин Н.И. с заключением не согласны. Требуется капитальный ремонт дома, Огранизация 1 не выделяет соответствующих денежных средств, дом не благоустроен.
Согласно учетного дела инвалида ВОВ Кутянина Н.И., Актом №*** от *** и Заключением *** №*** от *** установлено, что жилой дом Кутянина Н.И. пригоден для проживания при проведении капитального ремонта.
По ходатайству представителя Кутянина Н.И. – Мартыновой Т.Н. делу проведена судебная строительно- техническая экспертиза, на разрешение эксперта поставлены вопросы: 1) является ли жилой дом, расположенный по адресу *** пригодным для проживания? 2) Подлежит ли данный жилой дом капитальному ремонту?
Экспертом Организация 4 *** дано заключение № ***. Согласно выводам эксперта основания для признания жилого дома не пригодным для проживания отсутствуют. Физический износ жилого дома – *** %, жилой дом подлежит капитальному ремонту.
Таким образом, Акт и Заключение *** от ***, Заключение эксперта от ***, подтверждают, что жилой дом пригоден для проживания. Указанные доказательства согласуются между собой, не имеют противоречий. У суда нет оснований не доверять выводам эксперта, имеющему высшее образование, квалификацию *** по специальности ***, квалификацию судебного эксперта-строителя по специальности ***, удостоверение о повышении квалификации по экспертной специальности, выданное ***, со стажем работы по экспертной специальности с *** года. Заключение эксперта мотивировано, основано на исследовании жилого помещения ( произведен осмотр жилого дома), материалов гражданского дела, оценка результатам исследований дана в соответствии с нормативными и литературными источниками и поэтому суд берет в основу судебного решения заключение эксперта № *** от ***, Акт и заключение *** от *** №***.
Кутяниным Н.И. и его представителем Мартыновой Т.Н. не представлено доказательств, подтверждающих, что дом не пригоден для проживания и капитальный ремонт производить нецелесообразно. Других оснований для признания Кутянина Н.И. нуждающимся в жилом помещении, предусмотренных ч.1 ст.51 ЖК РФ и ЗПО № 1870-ЗПО также не имеется. Он является собственником жилого дома, семья состоит их 2-х человек, общая площадь дома *** кв.метров, что превышает учетную норму общей площади на одного члена семьи.
Совокупность установленных доказательств подтверждает, что Постановление № *** от *** об отказе инвалиду Великой Отечественной войны Кутянину Н.И. в признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, соответствует требованиям норм ЖК РФ и ЗПО № 1870 от 27.02.2010 года, не нарушает права Кутянина Н.И. и не создает ему препятствий к осуществлению прав. С учетом изложенного суд находит заявление Кутянина Н.И. об оспаривании постановления *** от *** №***, а именно, признания его незаконным и понуждении администрации к постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не подлежащим удовлетворению.
Доводы представителя Кутянина Н.И. - Мартыновой Т.Н. о том, что отсутствие в доме водопровода и канализации свидетельствует о том, Кутянин Н.И. нуждается в жилом помещении, суд находит не состоятельными, поскольку перечень оснований для постановки граждан на учет, в качестве нуждающихся в жилых помещениях закреплен ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ, п.1 ч.2 ст.1 Закона Пензенской области №1870-ЗПО от 27 февраля 2010 года « Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории Пензенской области», и данный перечень не предусматривает, такого основания на постановки на учет, как отсутствие в жилом доме водопровода и канализации. Министерство регионального развития Российской Федерации письмом от 18 января 2010 года № 809-СК\07 по данному вопросу разъясняет, что в поселениях без централизованных инженерных сетей в одно – и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализационных уборных.
Руководствуясь ст.ст.194 -198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Кутянину Н.И. в удовлетворении заявления о признании недействительным Постановление Огранизация 1 №*** от *** « Об отказе Кутянину Н.И. инвалиду Великой Отечественной войны в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет», понуждении Огранизация 1 в признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет – отказать.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в течение десяти дней.
Председательствующий