О признании незаконным бездействия



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

*** г. Белинский

Судья Белинского районного суда Пензенской области Саунин Н.В.,

с участием заместителя прокурора Белинского района Касаткиной Н.В.,

при секретаре Любимкиной Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Белинского района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия Организация 1 незаконным и наложении на нее обязанности по установлению дорожных знаков в соответствии с дислокацией дорожных знаков улично-дорожной сети ***,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Белинского района Пензенской области обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц указав, что прокуратурой Белинского района Пензенской области в порядке осуществления надзора за исполнением федерального законодательства, с привлечением сотрудников ОГИБДД ОВД по *** проведена проверка в Организация 1 в части соблюдения федерального законодательства о безопасности дорожного движения, содержания автомобильных дорог общего пользования ***. В ходе проверки установлено следующее. В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.1995 года основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения. Согласно п. 4 ст. 6 данного Федерального закона органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Согласно п. 5 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения. В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.1995 года ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги. Пунктом 4.1.1. ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 года № 221, установлено, что автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией. В ходе проверки, проведенной прокуратурой района с привлечением специалистов ОГИБДД ОВД по *** установлено, что:в нарушение требований ГОСТ Р 52289-2004 и дислокации дорожных знаков, отсутствует дорожный знак 3.1 «Въезд запрещен» на пр. *** на пересечении с улицей ***; в нарушение требований ГОСТ Р 52289-2004 и дислокации дорожных знаков улично-дорожной сети ***, на пересечении улиц *** – *** отсутствуют 2 знака 2.4 «Уступите дорогу» и 2 дорожных знака 2.1. «Главная дорога»; на пересечении улиц *** – *** отсутствуют 2 дорожных знака 2.1. «Главная дорога» и 1 дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу»; на пересечении улиц *** – *** отсутствуют 2 дорожных знака 2.1. «Главная дорога»; на пересечении улиц *** – *** отсутствует 1 дорожный знак 2.1. «Главная дорога»; на пересечении улиц *** – *** отсутствует 1 дорожный знак 2.1. «Главная дорога». Указанные нарушения федерального законодательства отражены прокуратурой района в протоколе осмотра от ***, который проведен в присутствии понятых, *** Организация 1 и начальника ОГИБДД ОВД по ***. В соответствии с ст. 254 ГПК РФ). В соответствии с п. 11 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 15.06.1998 г. N 711, на Госавтоинспекцию возлагаются обязанности по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования к эксплуатационному состоянию и ремонту автомобильных дорог (за исключением государственного надзора при их капитальном ремонте), дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения; выявление причин и условий, способствующих совершению дорожно-транспортных происшествий, нарушений правил дорожного движения, иных противоправных действий, влекущих угрозу безопасности дорожного движения, принятие мер по их устранению. В этой связи отделение ГИБДД ОВД по *** привлечено в качестве заинтересованного лица. В статье 12 Гражданского кодекса РФ определены способы защиты гражданских прав, среди которых признание права, восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Просит признать незаконным бездействие Организация 1, выразившееся в непринятии мер по обеспечению безопасности дорожного движения и содержанию дорог городского поселения в соответствии с установленными правилами, стандартами, техническим нормативами и другими нормативными документами и обязать Организация 1 установить следующие дорожные знаки в городе ***: дорожный знак 3.1 «Въезд запрещен» на пр. *** на пересечении с улицей ***; на пересечении улиц *** – *** 2 знака 2.4 «Уступите дорогу» и 2 дорожных знака 2.1. «Главная дорога»; на пересечении улиц *** – *** 2 дорожных знака 2.1. «Главная дорога» и 1 дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу»; на пересечении улиц *** – *** 2 дорожных знака 2.1. «Главная дорога»; на пересечении улиц *** – *** 1 дорожный знак 2.1. «Главная дорога»; на пересечении улиц *** – *** 1 дорожный знак 2.1. «Главная дорога».

В судебном заседании заместитель прокурора Белинского района Касаткина Н.В. поддержала заявленные требования, а также подробно пояснила изложенные в нем обстоятельства, а также пояснила, что отсутствие данных дорожных знаков напрямую затрагивает интересы неопределенного круга лиц, создает угрозу жизни и здоровью граждан. Просила признать незаконным бездействие Организация 1, выразившееся в непринятии мер по обеспечению безопасности дорожного движения и содержанию дорог городского поселения в соответствии с установленными правилами, стандартами, техническим нормативами и другими нормативными документами и обязать Организация 1 установить следующие дорожные знаки в городе ***: дорожный знак 3.1 «Въезд запрещен» на пр. *** на пересечении с улицей ***; на пересечении улиц *** – *** 2 знака 2.4 «Уступите дорогу» и 2 дорожных знака 2.1. «Главная дорога»; на пересечении улиц *** – *** 2 дорожных знака 2.1. «Главная дорога» и 1 дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу»; на пересечении улиц *** – *** 2 дорожных знака 2.1. «Главная дорога»; на пересечении улиц *** – *** 1 дорожный знак 2.1. «Главная дорога»; на пересечении улиц *** – *** 1 дорожный знак 2.1. «Главная дорога».

Представитель Организация 1 ФИО3 требования прокурора признал в полном объеме и суду показал, что в компетенцию Организация 1 входит осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и иные полномочия в области использования автомобильных дорог. Действительно на участках автомобильных дорог ***, указанных в заявлении прокурором, отсутствуют дорожные знаки. Организация 1 обязуется устранить указанные нарушения и восстановить отсутствующие дорожные знаки.

Представитель заинтересованного лица – отделения ГИБДД ОВД по *** – инспектор ФИО4 требования прокурора поддержал и просил их удовлетворить в полном объеме.

Суд, выслушав заместителя прокурора Белинского района Касаткину Н.В., представитель Организация 1, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что заявленные прокурором Белинского района в интересах неопределенного круга лиц требования подлежат удовлетворению.

Так согласно п. 5 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения.

Согласно ст.3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности» от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ к дорожной деятельности относится деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В соответствии со ст.13 этого же Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления в области автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, осуществление дорожной деятельности относится осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.

Согласно п. 4 ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» №196-ФЗ от 10.12.1995 года органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Согласно п. *** ч*** ст.*** Устава *** к вопросам местного значения *** относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах ***, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.4 ст.22 Федерального закона №196-ФЗ от 10.12.95 года «О безопасности дорожного движения» единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации устанавливается Правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Согласно Приложению №*** к Правилам дорожного движения РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 года №1090, определен перечень дорожных знаков.

Пунктами 4.1.1. и 4.1.5 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 года № 221, установлено, что автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией. Замену или восстановление поврежденных дорожных знаков (кроме знаков приоритета 2.1-2.7) следует осуществлять в течение 3 суток после обнаружения.

Согласно ч.1 ст.37 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Согласно протокола осмотра от *** произведенного с участием начальника ОГИБДД по *** и *** Организация 1 установлено, что в нарушение требований ГОСТ Р 52289-2004 и дислокации дорожных знаков отсутствуют в ***: дорожный знак 3.1 «Въезд запрещен» на пр. *** на пересечении с улицей ***; в нарушение требований ГОСТ Р 52289-2004 и дислокации дорожных знаков улично-дорожной сети ***, на пересечении улиц *** – *** отсутствуют 2 знака 2.4 «Уступите дорогу» и 2 дорожных знака 2.1. «Главная дорога»; на пересечении улиц *** – *** отсутствуют 2 дорожных знака 2.1. «Главная дорога» и 1 дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу»; на пересечении улиц *** – *** отсутствуют 2 дорожных знака 2.1. «Главная дорога»; на пересечении улиц *** – *** отсутствует 1 дорожный знак 2.1. «Главная дорога»; на пересечении улиц *** – *** отсутствует 1 дорожный знак 2.1. «Главная дорога».

В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что в действительности на автодорогах *** в нарушении требований законодательства отсутствуют указанные дорожные знаки, что не позволяет участникам дорожного движения выполнять требования Правил дорожного движения, вызывает опасность возникновения дорожно-транспортных происшествий и создает реальную угрозу жизни и здоровью участников дорожного движения, в связи с чем суд удовлетворяет требования прокурора.

Руководствуясь ст. ст. 257-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования прокурора Белинского района Пензенской области, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, к Организация 1, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Организация 1, выразившееся в непринятии мер по обеспечению безопасности дорожного движения и содержанию дорог городского поселения в соответствии с установленными правилами, стандартами, техническим нормативами и другими нормативными документами.

Обязать Организация 1 установить дорожные знаки в городе ***, а именно: дорожный знак 3.1 «Въезд запрещен» на пр. *** на пересечении с улицей ***; на пересечении улиц *** – *** 2 знака 2.4 «Уступите дорогу» и 2 дорожных знака 2.1. «Главная дорога»; на пересечении улиц *** – *** 2 дорожных знака 2.1. «Главная дорога» и 1 дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу»; на пересечении улиц *** – *** 2 дорожных знака 2.1. «Главная дорога»; на пересечении улиц *** – *** 1 дорожный знак 2.1. «Главная дорога»; на пересечении улиц *** – *** 1 дорожный знак 2.1. «Главная дорога».

В суд должно быть сообщено Организация 1 об исполнении данного решения не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.

Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Пензенский областной суд через Белинский районный суд в течение 10 дней.

Судья: Саунин Н.В.