Дело № О П Р Е Д Е Л Е Н И Е о прекращении производства по делу г. Белинский 23 августа 2012 года Белинский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Кисткина В.А., при секретаре Ромакиной В.А., с участием помощника прокурора Белинского района Пензенской области Тюниной Ж.В., представителя ответчика ГУ УПФР по Белинскому району Пензенской области Самойлиной Л.П., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Белинского районного суда Пензенской области гражданское дело по иску прокурора Белинского района Пензенской области в интересах Макарова В.Ф. к ГУ УПФР по Белинскому району Пензенской области о взыскании доплаты к ежемесячной денежной выплате, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Белинского района Пензенской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах Макарова В.Ф. к ГУ УПФР по Белинскому району Пензенской области о взыскании доплаты к ежемесячной денежной выплате, указав, что прокуратурой Белинского района Пензенской области проведена проверка исполнения требований федерального законодательства о социальной защите членов семей погибших участников Великой Отечественной войны и других боевых действий, в ходе которой установлено, что Макаров В.Ф. ***, отцом участника боевых действий, погибшего при прохождении военной службы, и до 01.01.2005 года пользовался льготами, установленными для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. Принятый 12.01.1995 года Федеральный закон «О ветеранах» определил меры социальной защиты участников Великой Отечественной войны (ст.15) и меры социальной защиты членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, которые предоставляются нетрудоспособным членам семей указанных лиц, состоявшим на их иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации, распространив эти меры на членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы (ст.21). При этом п.3 ст.11 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 01.01.2005 года) предусматривал, что права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР, не могут быть отменены без равноценной замены. Федеральным законом от 22.08.2004 года № 122-ФЗ система мер социальной защиты ветеранов, включая участников Великой Отечественной войны, была, преобразована в систему социальной поддержки, в рамках которой основная часть ранее предоставлявшихся ветеранам льгот в натуральной форме было заменена ежемесячной денежной выплатой (ст.44), размер которой п./п.2 п.4 ст.23.1 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ) с 01.01.2006 года по 04.04.2007 года определен для участников Великой Отечественной войны в сумме *** рублей (в период с 01.01.2005 года по 31.12.2005 года, согласно п.5 ст.154 Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ, - *** рублей), для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий 01.01.2006 года по 04.04.2007 года - *** рублей (в период с 01.01.2005 года по 31.12.2005 года - *** рублей). Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации признал за Макаровым В.Ф. право на получение с 01.01.2005 года ежемесячной денежной выплаты в более выгодном для него размере, а именно *** рублей, которую он получал в период с 01.01.2005 года по 31.07.2005 года. С 01.08.2005 года по 31.12.2005 года сумма ежемесячной денежной выплаты составляла *** рубля, с 01.01.2006 года по 31.03.2006 года – *** рублей, с 01.04.2006 года по 31.03.2007 года – *** рублей *** копеек, с 01.04.2007 года по 03.04.2007 года – *** рублей *** копеек. С 04.04.2007 года на основании Определения Конституционного суда РФ от 04.04.2007 года № 331-О-П Макарову В.Ф. произведен перерасчет ежемесячной денежной выплаты как участнику Великой Отечественной войны. Согласно ч. 2 ст. 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Закон СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения», распространив льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, на жен военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, признал тем самым их особый правовой статус и соответствующий этому статусу уровень социальной защиты, которые впоследствии, в том числе в связи с принятием Федерального закона «О ветеранах», не пересматривались и не подвергались сомнению компетентными государственными органами, что основывалось, в частности, на предписаниях п.3 ст.11 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 01.01.2005 года), согласно которому права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством Российской Федерации, не могут быть отменены без равноценной замены. Признание данной нормы абз.2 п.6 ст.44 Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ утратившей силу не означает, однако, как следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27.12.2005 года № 502-О, что федеральный законодатель отказался от ранее принятой на себя обязанности обеспечивать для отдельных категорий граждан определенный прежним правовым регулированием уровень социальной защиты, и не может рассматриваться как допускающая снижение объема мер социальной защиты жен военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, которыми они пользовались до 01.01.2005 года с учетом приобретенного ими в соответствии с союзным законодательством правового статуса, - иное означало бы произвольную отмену ряда ранее установленных для данной категории граждан прав, льгот и гарантий, отказ государства от принятых на себя публично-правовых обязательств перед ними без предоставления равноценной компенсации. В силу правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24.05.2001 года № 8-П и неоднократно подтвержденной в последующих его решениях, изменение законодателем ранее установленных условий социального гарантирования должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в существующую систему норм. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Иначе новое правовое регулирование, по существу, будет означать отмену для определенных лиц прав, приобретенных ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемых в конкретных правоотношениях, что несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации. Федеральный закон от 22.08.2004 года № 122-ФЗ принят, согласно его преамбуле, в целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, а также решения задач по обеспечению конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышению материального благосостояния граждан, обеспечению экономической безопасности государства и приведению системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствие с принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой; нормы данного Федерального закона должны реализовываться в соответствии с положениями, закрепленными в его преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина. По смыслу ст.23.1 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ, с принятием которого система мер социальной защиты ветеранов была преобразована в систему социальной поддержки), ежемесячная денежная выплата представляет собой неотъемлемую составляющую социальной поддержки ветеранов и членов их семей; по своей правовой природе она направлена на восполнение потерь для граждан, ранее являвшихся получателями натуральных льгот и гарантий, и, таким образом, на обеспечение гарантирования стабильности их юридического статуса (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27.12.2005 года № 502-О). Поэтому предусмотренный взамен части ранее установленных в натуральной форме социальных гарантий компенсаторный механизм покрытия соответствующих потерь (в денежном выражении) должен обеспечивать лицам, признанным законодателем обладателями особого правового статуса, реальные возможности располагать социальными благами, включая денежные компенсации, и объеме, сопоставимом с объемом ранее предоставлявшейся им социальной защиты в натуральной форме (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 04.04.2006 года № 89-0). Следовательно, взаимосвязанные положения ст.23.1 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ) и п.19 ст.44 Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ не могут рассматриваться как позволяющие устанавливать ежемесячную денежную выплату женам военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, без учета ранее приобретенного ими правового статуса и обусловленного им объема льгот, которыми они пользовались до 01.01.2005 года в соответствии с предписаниями Федерального закона «О ветеранах» (п.3 ст.11, п.1 ст.15) и Закона СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» (ст.7), т.е. данная социальная выплата для этой категории граждан подлежит назначению в размере не ниже установленного для участников Великой Отечественной войны. Таким образом, ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Белинскому району Пензенской области неправомерно начисляло Макарову В.Ф. в период с 01.01.2005 года по 03.04.2007 года ежемесячную денежную выплату по категории члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, членам семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членам семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда. Вместе с тем, согласно изложенным нормам и Определению Конституционного суда Российской Федерации от 04.04.2007 № 331-ОП, положения Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не распространяются на правоотношения, возникшие до вступления в силу данного Федерального закона, если они ухудшают положение граждан. Как следствие, ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Белинскому району Пензенской области должно было начислять Макарову В.Ф.: в период с 01.01.2005 года по 31.07.2005 года ежемесячную денежную выплату по категории участники Великой Отечественной войны в сумме *** рублей; в период 01.08.2005 года по 31.12.2005 года ежемесячную денежную выплату по категории участники Великой Отечественной войны в сумме *** рублей; в период с 01.01.2006 года по 31.03.2006 года ежемесячную денежную выплату по категории участники Великой Отечественной войны в сумме *** рублей; в период с 01.04.2006 года по 31.03.2007 года ежемесячную денежную выплату по выплату по категории участники Великой Отечественной войны, в сумме *** рублей *** копеек; в период с 01.04.2007 года по 03.04.2007 года ежемесячную денежную выплату по категории участники Великой Отечественной войны в сумме *** рублей *** копейки. Таким образом, сумма доплаты за период: с 01.01.2005 года по 31.07.2005 года должна составить *** рублей; с 01.08.2005 года по 31.12.2005 года должна составить *** рублей; с 01.01.2006 года по 31.03.2006 года должна составить *** рублей; с 01.04.2006 года по 31.03.2007 года должна составить *** руб. *** коп.; с 01.04.2007 года по 03.04.2007 года должна составить *** рубль *** копейки, а всего за период с 01.01.2005 года по 03.04.2007 года доплата должна составить *** руб. *** коп. Согласно п.30 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельной категории граждан в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.11.2004 года №294 (в ред. от 17.12.2009 года), ежемесячная денежная выплата, не полученная гражданином своевременно по вине органов, осуществляющих указанную выплату, выплачивается за прошедшее время без ограничений каким-либо сроком. Прокурор Белинского района Пензенской области просит взыскать с ГУ УПФР по Белинскому району Пензенской области в пользу Макарова В.Ф. доплату к ежемесячной денежной выплате за период с 01.01.2005 года по 03.04.2007 года в размере *** руб. *** коп. В судебном заседании помощник прокурора Белинского района Пензенской области Тюнина Ж.В. отказалась от иска, в связи с тем, что ответчиком добровольно выплачена ежемесячная денежная выплата в размере *** руб*** коп. Истец Макаров В.Ф. в судебное заседание не явился, представив заявление, в котором отказался от иска, в связи с тем, что ответчиком добровольно выплачена ежемесячная денежная выплата. Представитель ответчика ГУ УПФР по Белинскому району Самойлина Л.П., действующая на основании доверенности, в судебном заседании не возражала против прекращения производства по делу в связи с отказом от иска. Согласно ч. 1 ст. 39 ГПК РФистец вправе отказаться от иска. При этом в соответствие с ч. 2 ст. 39 ГПК РФ суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц. В соответствии с ч. 2 ст. 45 ГПК РФпрокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. Суд считает, чтоотказ от иска не противоречит закону и не нарушает праваи законные интересы других лиц, а поэтому суд полагает необходимым производство по делу прекратить. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 39, 45, 173, 220, 224, 225 ГПК РФ, суд О П Р Е Д Е Л И Л: Производство по гражданскому делу по иску прокурора Белинского района Пензенской области в интересах Макарова В.Ф. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда России по Белинскому району Пензенской области о взыскании доплаты к ежемесячной денежной выплате прекратить, в связи с отказом от иска. Разъяснить сторонам, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается. Определение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Белинский районный суд Пензенской области в течение 15 дней. Судья Кисткин В.А. Копия верна. Судья Кисткин В.А.