О признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 августа 2012 года г.Белинский

Белинский районный суд Пензенской области в составе

Председательствующего Чуглиной Е.А.

При секретаре Горшковой М.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Зиновьевой А.Ф. к администрации города Белинского пензенской области о признании незаконным отказа в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий,

У С Т А Н О В И Л :

Зиновьева А.Ф. обратилась в суд с заявлением к администрации города Белинского о признании незаконным отказа в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и принятии на учет, указав следующее.

Заявительница является вдовой участника Великой Отечественной войны и проживает в квартире, принадлежащей на праве собственности, расположенной по адресу <адрес>. Указанная квартира расположена в жилом пяти квартирном одноэтажном доме, *** года постройки, имеет деревянные несущие конструкции и физический износ около 42 лет. К настоящему времени квартира достигла существенного физического износа: оседание фундамента и искривление, нарушение жесткости сруба с образованием трещин, частичное поражение гнилью, выпучивание вертикальной плоскости, перекосы перегородок и прогибы балок, кровля имеет протечки, прогиб балок и конька, полы имеют прогибы и просадки, электрическая проводка оголена, оконные и дверные проемы деформированы. Зиновьева А.Ф. обратилась в администрацию г.Белинского Пензенской области с заявлением о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет. Квартиру в которой проживает заявительница, была обследована межведомственной комиссией. Зиновьева А.Ф. полагает, что осмотр жилого помещения произведен поверхностно, без детальной оценки физического износа квартиры. По результатам обследования квартиры был сделан вывод о ее пригодности к постоянному проживанию. Постановлением главы администрации г.Белинского от ДД.ММ.ГГГГ «О признании граждан, нуждающимися в улучшении жилищных условий» заявительнице было отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий. Причиной отказа послужило отсутствие оснований к признанию нуждающейся в улучшении жилищных условий, предусмотренных ст.51 Жилищного кодекса РФ. Зиновьева А.Ф. не согласна с решением администрации г.Белинского. По результатам исследования Организация 1 жилое помещение в котором проживает заявительница было признано непригодным для проживания, износ квартиры составил 67 %. Согласно ст.21 ФЗ «О ветеранах» № 5-ФЗ от 12.01.1995 года вдове участника Великой Отечественной войны предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем, в случае признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет в качестве нуждающейся. Жилищным кодексом РФ (ст51), Законом пензенской области «Об обеспечении отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории Пензенской области» от 27.02.2010 года (ст.2) определены требования к признанию граждан, нуждающимися в улучшении жилищных условий, в частности: граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Зиновьева А.Ф. полагает, что у нее имеются основания для признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет. Зиновьева А.Ф. просит признать незаконным и отменить постановление администрации г.Белинского от ДД.ММ.ГГГГ, обязать ответчика признать Зиновьеву А.Ф. нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по дате подачи заявления о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий по дате подачи заявления и взыскать с администрации г.Белинского расходы по производству экспертизы в размере *** руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере *** рублей и расходы по оплате юридических услуг в размере *** рублей. Также Зиновьева А.Ф. просит суд восстановить ей пропущенный трехмесячный срок на обжалование постановления администрации города Белинского от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку она в силу престарелого возраста и состояния своего здоровья пропустила данный срок по уважительной причине.

Зиновьева А.Ф. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства уведомлена надлежащим образом, распиской в получении судебной повестки. По заявлению Зиновьевой А.Ф. дело рассмотрено в ее отсутствие.

Представитель заинтересованного лица - администрации города Белинского Пензенской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом, распиской в получении судебной повестки. По заявлению главы администрации г.Белинского дело рассмотрено в отсутствие представителя заинтересованного лица.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно Акту обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ и Заключению от ДД.ММ.ГГГГ, межведомственная комиссия, назначенная постановлением главы администрации Белинского района от ДД.ММ.ГГГГ, произвела обследование квартиры вдовы участника ВОВ Зиновьевой А.Ф., расположенной в жилом деревянном доме по адресу: <адрес>. Комиссия пришла к выводу, что жилой дом имеет незначительный физический износ. Несущий остов деревянного срубового дома дал небольшую посадку, завалена в большей степени находиться в удовлетворительном состоянии. Веранда-прихожая незначительно просела, полы незначительно повело. Жилой дом соответствует установленным требованиям при выполнении капитального ремонта в части укрепления несущего остова жилого деревянного срубового дома.

Вышеизложенные выводы межведомственной комиссии полностью опровергнуты Актом экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной по инициативе заявительницы во внесудебном порядке.

Согласно заключению эксперта Организация 1 от ДД.ММ.ГГГГ, физический износ квартиры в доме по <адрес> составляет 67 %, что является основанием признать данный дом непригодным для постоянного проживания. Как указано в заключении эксперта, техническое состояние дома Зиновьевой А.Ф. при существующем физическом износе характеризуется как плохое (ветхое). На момент проведения экспертного осмотра составляет 67%. Согласно Методики определения физического износа, степени физического

Физический износ строения Лит.*** квартиры жилого дома по адресу <адрес> на момент проведения экспертного осмотра составляет 67 %, квартира достигла существенного физического износа: оседание фундамента и искривление, нарушение жесткости сруба с образованием трещин, частичное поражение гнилью, выпучивание вертикальной плоскости, перекосы перегородок и прогибы балок, кровля имеет протечки и прогиб балок и конька, полы имеют прогибы и просадки, электрическая проводка оголена, оконные и дверные проемы деформированы.

Критическим пределом для деревянных зданий является степень физического износа свыше 65 %, когда наступает аварийное технической состояние и появляется угроза обрушения отдельных конструкций, а восстановительные работы являются нецелесообразными.

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно ч. 2 ст.17 Конституции РФ основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

Основной Закон РФ в ст. 40 установил, что каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Конституция РФ устанавливает равенство всех перед законом и судом ( ч.1 ст.19), гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.

Федеральный Закон Российской Федерации № 5-ФЗ от 12 января 1995 года « О ветеранах» устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в РФ в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.

Согласно ст. 21 ФЗ «О ветеранах» вдове участника ВОВ предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем, в случае признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет в качестве нуждающейся.

Законом Пензенской области № 1870 –ЗПО от 27 февраля 2010 года « Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории Пензенской области» определен порядок реализации полномочий Пензенской области по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с ч.1 ст.2 названного закона, нуждающимися в жилых помещениях, признаются граждане

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы общей площади помещения, установленной органом местного самоуправления;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. В соответствии со ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень соответствующих заболеваний, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приведенный в ЗПО №1870 перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях соответствует перечню оснований, установленному нормой ч.1 ст. 51 ЖК РФ.

В соответствии со ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлением о принятии на учет должны быть предоставлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В судебном заседании и материалами дела установлено, что вдова участника ВОВ Зиновьева А.Ф. проживает в жилом доме, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, не пригодном для проживания, вследствие большого физического износа.

По вопросу улучшения жилищных условий Зиновьева А.Ф. обратилась в администрацию города Белинского, которая постановлением от ДД.ММ.ГГГГ отказала ей в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение органа местного самоуправления, должностного лица, муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям органов местного самоуправления, должностных лиц, муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения, в результате которых:

- нарушены права и свободы гражданина;

- созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

- на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии со ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:

1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы;

2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

Суд находит, что вышеуказанным постановлением администрации города Белинского нарушены права и свободы Зиновьевой А.Ф. по следующим основаниям.

Согласно удостоверению Зиновьева А.Ф. является вдовой умершего инвалида ВОВ и имеет право на льготы, установленные ст. 21 ФЗ «О ветеранах».

Согласно данных паспорта серии *** , Зиновьева А.Ф. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по адресу: <адрес>. Дом принадлежит Зиновьевой А.Ф. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.

Актом экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанный дом признан непригодным для постоянного проживания, что является бесспорным основанием, предусмотренным законом, к постановке Зиновьевой А.Ф. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Совокупность исследованных в судебном заседании доказательств подтверждает, что администрацией города Белинского принято незаконное постановление от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Зиновьевой А.Ф. в признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий, с нарушением требований жилищного законодательства ( ст. 51 ЖК РФ). Данное постановление нарушает права Зиновьевой А.Ф. и создает ей препятствия к осуществлению прав.

С учетом изложенного, суд находит, что Зиновьевой А.Ф. надлежит признать нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязать администрацию города Белинского поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с даты обращения с заявлением, удовлетворив ее требования.

В соответствии со ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Зиновьева А.Ф. пропустила установленный законом трехмесячный срок для обжалования постановления администрации города Белинского от ДД.ММ.ГГГГ. Причины пропуска данного срока суд находит уважительными, принимая во внимание возраст и состояние здоровья Зиновьевой А.Ф., родившейся ДД.ММ.ГГГГ.

С учетом вышеизложенного, суд находит подлежащим удовлетворению ходатайство Зиновьевой А.Ф. о восстановлении пропущенного срока для обращения с заявлением в суд.

Требования Зиновьевой А.Ф. о возмещении судебных расходов, состоящих из оплаты государственной пошлины в размере *** рублей, оплаты экспертизы в размере *** рублей и по оплате помощи адвоката за составление заявления в размере *** руб. являются обоснованными, разумными и в соответствии со ст. 98 ГПК РФ подлежат удовлетворению, поскольку наличие данных судебных расходов подтверждено документально, а судебное решение состоялось в пользу Зиновьевой А.Ф.

Руководствуясь ст. ст.194-198, 256, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Восстановить Зиновьевой А.Ф. пропущенный по уважительной причине срок для обращения в суд с заявлением о защите нарушенных прав и свобод.

Признать незаконным постановление администрации города Белинского Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ «О признании граждан, нуждающимися в улучшении жилищных условий» в части, касающейся Зиновьевой А.Ф. (п. 2), которым Зиновьевой А.Ф. отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Обязать администрацию города Белинского Пензенской области признать Зиновьеву А.Ф. нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ.

Администрации города Белинского Пензенской области сообщить в Белинский районный суд и Зиновьевой А.Ф. об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения настоящего решения суда.

Взыскать с администрации города Белинского Пензенской области в пользу Зиновьевой А.Ф. в возмещение судебных расходов, состоящих из оплаты государственной пошлины в размере *** рублей, оплаты экспертизы в размере *** рублей и по оплате помощи адвоката за составление заявления в размере *** руб., а всего *** руб.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Белинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий: Е.А.Чуглина