ПРИГОВОР
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Белгород16 февраля 2011 года
Белгородский районный суд Белгородской области в составе:
Председательствующего судьи………………………………Семенова А.В.,
с участием государственного обвинителя –старшего помощника прокурора Белгородского района Белгородской области…...............................Кузьмич Ю.В.,
подсудимого………………………………………………………..Лутай Н.В.. и его защитника………………………………………………………………Луценко Г.В.., представившей удостоверение N 829 от 01.11.2010 года и ордер № 030512 от 26 января 2011 года,
потерпевшей…………………………………………………………Потаповой Т.В.,
при секретаре….…………………………………………………Каменецкой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в общем порядке судебного разбирательства уголовное дело в отношении
ЛУТАЙ Николая Викторовича, (информация скрыта),
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ,
УСТАНОВИЛ:
Лутай Н.В. умышленно причинил тяжкий вред здоровью, опасный для жизни человека, повлекший по неосторожности смерть потерпевшего, при следующих обстоятельствах.
(дата обезличена) Лутай Н.В. в 12 часов пришел по месту своего жительства в дом (номер обезличен) по (адрес обезличен), где находился его родной брат О
Не обнаружив в доме ранее спрятанных денежных средств для оплаты коммунальных услуг, Лутай Н.В. заподозрил, что их хищение совершил брат и на почве внезапно возникшей личной неприязни решил причинить ему тяжкий вред здоровью.
Реализуя свои преступные намерения, Лутай Н.В. с целью причинения тяжкого вреда здоровью нанес О не менее двух ударов в область головы(в правую скуловую область и в затылочную область слева) и двух ударов в область туловища кулаком(в область левой переднебоковой поверхности грудной клетки и в область задней поверхности грудной клетки слева).
В результате преступных действий Лутай Н.В. О была причинена закрытая черепно-мозговая травма с ушибом головного мозга, с кровоизлияниями под твердую и мягкую мозговые оболочки, со сдавлением правого полушария головного мозга субдуральной гематомой, повлекшие развитие отека головного мозга с нарушением его микроциркуляции, причинившего тяжкий вред здоровью, от которого в 03 часа 30 минут (дата обезличена) наступила смерть потерпевшего.
Подсудимый Лутай Н.В. свою вину признал в полном объеме, сообщив, что (дата обезличена) около 12 часов пришел по месту жительства в (адрес обезличен). Увидев, что в доме отсутствуют деньги, которые отложил для оплаты коммунальных услуг, решил, что их похитил брат О, который сидел на диване в доме. Разозлившись, подошел к брату и ударил его с силой кулаком правой в левую скуловую часть лица, отчего тот упал на пол и ударился задней частью головы. После этого наклонился и нанес лежащему брату удар кулаком в грудь. Затем посадил снова на диван и стал заниматься своими делами. Ночью увидел, что у брата пошла кровь из носа и рта, он хрипел, поэтому положил его на подушку боком, чтобы брат не захлебнулся кровью. Примерно в 3 часа ночи (дата обезличена) брат перестал хрипеть и затих. Поняв, что брат умер, вызвал скорую и милицию. Причинять смерть брату не хотел, в содеянном раскаивается.
Аналогичные сведений об обстоятельствах преступления Лутай Н.В. (дата обезличена) собственноручно изложил в явке с повинной(л.д. 118-119).
Вина Лутай Н.В. в совершении преступления доказана кроме его показаний, показаниями потерпевшей Г, свидетелей В, А, Б, судебно-медицинского эксперта Д, сообщением о преступлении, результатами осмотра места происшествия и предметов, заключениями судебно-медицинской экспертизы трупа О, амбулаторной судебно-психиатрической экспертиз, вещественными доказательствами.
Г показала, что ее родные братья Лутай Н.В. и О проживали вместе в доме в (адрес обезличен). Лутай Н.В. часто бил О в связи со злоупотреблением им спиртными напитками. (дата обезличена) Николай заходил к ней в гости, а на следующий день (дата обезличена) от соседей узнала, что от телесных повреждений скончался О и в избиении брата подозревают Лутай Н.В. Подробные обстоятельства произошедшего ей не известны. Гражданский иск заявлять отказывается, на строгом наказании Лутай Н.В. не настаивает.
Знакомый братьев - В заходил к ним в гости в обеденное время (дата обезличена). В доме на диване сидел О и, как ему показалось, спал, при этом сопел. Лутай Н.В. сказал, что брат напился. Телесных повреждений и крови на лице у О не видел. Ночью около 03 часов 30 минут снова пришел к Лутай, встретил на улице Лутай Н.В., который сказал, что брат умер и пошел вызывать милицию и скорую помощь. Заходил в дом и видел, что О лежит на диване, возле рта у него были потеки крови.
Б (дата обезличена) в обеденное время также заходила в дом, где проживают братья в (адрес обезличен). Видела сидящего на диване О. Телесных повреждений на нем не видела, на вопросы он не отвечал и вроде спал. О конфликте между братьями ничего не знает. На следующий день ей стало известно, что О умер от телесных повреждений.
А в ночь на (дата обезличена) дежурила на весовой в (адрес обезличен). Около 04 часов к ней прибежал Лутай Н.В. и сказал, что его брат О умер из-за пьянки. После этого он по телефону вызвал милицию и скорую помощь.
(дата обезличена) в 04 часа 45 минут в дежурную часть ОВД по Белгородскому району поступило телефонное сообщение Лутай Н.В. о том, что по месту жительства скончался О(л.д. 21).
Протоколом осмотра и фототаблицей к нему от (дата обезличена) установлено, что местом происшествия является (адрес обезличен) (адрес обезличен). На диване в комнате дома обнаружены подушка с наволочкой, на которых имеются следы вещества бурого цвета(л.д. 4-18).
По заключению судебно-биологической экспертизы на наволочке, изъятой с места происшествия (дата обезличена), обнаружена кровь человека, которая могла произойти от потерпевшего О(л.д. 67-71). Эта наволочка осмотрена и приобщена к материалам дела в качестве вещественного доказательства(л.д. 113-116).
Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы трупа О у него были обнаружены следующие телесные повреждения:
А.Кровоизлияние в мягкие ткани головы в затылочной области слева, кровоизлияние в мягкие ткани лица в правой скуловой области, кровоизлияние под твердую мозговую оболочку по выпуклым поверхностям правого полушария головного мозга, теменной и затылочной долей левого полушария головного мозга, над мозжечковым наметом, в передней и средних черепных ямках с обеих сторон(250 мл.), со сдавлением правого полушария головного мозга, кровоизлияния под мягкую мозговую оболочку по выпуклым поверхностям лобной, височной и теменной долей правого полушария головного мозга, на основании лобной и височных долей, в области полюса правой лобной доли; очаги ушиба головного мозга на основании лобной и височной долей правого полушария головного мозга;
Б.кровоизлияния в мягкие ткани левой передне- боковой поверхности грудной клетки; кровоизлияния в мягкие ткани задней поверхности грудной клетки слева с кровоизлиянием в околопочечную клетчатку левой почки.
Перечисленные телесные повреждения образовались от действия тупых твердых предметов в срок от 6-8 часов до 2-х суток до смерти, не отображают индивидуальных и узкогрупповых признаков травмирующих предметов. Объективных данных, позволяющих более точно определить давность и конкретную последовательность причинения телесных повреждений, не имеется.
Для образования телесных повреждений необходимо было как минимум четыре травматических воздействия: в затылочную область слева, в правую скуловую область, в область левой переднебоковой поверхности грудной клетки и в область задней поверхности грудной клетки слева.
При причинении О повреждений он мог находиться как в вертикальном, так и в горизонтальном положении и был обращен к травмирующим предметам левой переднебоковой поверхностью тела и задней поверхностью тела. В результате однократного свободного падения Лутай из положения стоя на ногах с ударом о тупые твердые предметы обнаруженные телесные повреждения образоваться не могли.
Смерть О наступила от отека головного мозга с нарушением его микроциркуляции, развившегося в результате причинения ему закрытой черепно-мозговой травмы с ушибом головного мозга, кровоизлияниями под твердую и мягкую мозговые оболочки, со сдавлением правого полушария головного мозга субдуральной гематомой.
Телесные повреждения в области головы причинили здоровью О тяжкий вред. Повреждения в области грудной клетки вреда здоровью не причинили(л.д. 80-83).
Приведенные заключения экспертов являются научно обоснованными, соответствуют исследованным доказательствам и установленным обстоятельствам дела, выполнены компетентными специалистами, имеющими значительный опыт экспертной работы.
Судебно-медицинский эксперт Д, в с участием которого в судебном заседании исследовался протокол проверки показаний на месте Лутай Н.В. и видеозапись этого следственного действия(л.д. 132-140), сообщил, что при обстоятельствах нанесения ударов потерпевшему, которые указал подсудимый(нанесение сильного удара кулаком в левую часть лица, повлекшее падение потерпевшего с дивана и удар задней частью головы об пол), обнаруженные у потерпевшего телесные повреждения образоваться не могли.
Нанесение сильного удара кулаком в левую часть лица потерпевшему повлекло бы кровоизлияние в месте травматического воздействия. Однако при исследовании мягких тканей лица в левой части у потерпевшего каких-либо телесных повреждений и признаков травматических воздействий установлено не было. Было обнаружено кровоизлияние в мягкие ткани лица в правой скуловой области. Кроме того, механизм падения тела потерпевшего после нанесения удара, продемонстрированный подсудимым, вызывает сомнение, так как после удара в левую скуловую область сидящему на диване потерпевшему наиболее вероятно, что он не упал бы на пол задней частью, а мог завалиться своей правой частью на диван. Травматическое воздействие в область лица потерпевшего было одно- в правую скуловую область.
Также вызывает сомнение в правильности изложение подсудимым механизма удара потерпевшего об пол затылочной областью в центре, так как местом приложения травматического воздействия на голове потерпевшего была левая затылочная область, а в затылочную область в центре травматического воздействия не было.
С учетом заключения судебно-медицинской экспертизы, разъяснений и дополнений эксперта, суд приходит к выводу о том, что подсудимый искажает обстоятельства причинения им телесных повреждений потерпевшему, стараясь уменьшить свою роль в совершении преступления.
В доме с потерпевшим в день совершения преступления Лутай Н.В. были вдвоем, свидетели, заходившие в обеденное время этого дня и видевшие потерпевшего, отрицают наличие у него каких-либо телесных повреждений. После этого потерпевший со слов подсудимого из дома никуда не выходил.
С учетом этого, суд приходит к выводу, что именно от действий Лутай Н.В. потерпевшему были причинены травмы, повлекшие его смерть при обстоятельствах, указанных в приговоре.
Совокупность исследованных доказательств у суда сомнений не вызывает, они имеют отношение к делу и получены в установленном законом порядке уполномоченными должностными лицами.
С учетом исследованных доказательств и установленных обстоятельств дела суд квалифицирует действия Лутай Н.В. по ч. 4 ст. 111 УК РФ- умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего.
При квалификации действий подсудимого суд исходит из следующего.
Избивая потерпевшего, Лутай Н.В., являясь физически сильным и здоровым человеком, наносил ему удары руками, в том числе в жизненно важный орган- голову.
Его действия носили целенаправленный характер и именно в результате этих действий потерпевшему была причинена совокупность телесных повреждений, относящихся к тяжкому вреду здоровью по признаку опасности для жизни.
Количество и значительная сила ударов, нанесенных подсудимым, характер и локализация телесных повреждений у потерпевшего свидетельствуют о том, что он осознавал общественную опасность своих действий, предвидел возможность причинения тяжкого вреда здоровью потерпевшему и желал его наступления.
К последствиям в виде наступления смерти потерпевшего Лутай Н.В. относился неосторожно, так как в силу множественности нанесения ударов в жизненно важную часть тела О он предвидел, что от этих действий может наступить смерть потерпевшего, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на предотвращение этих последствий.
Преступление совершено на почве внезапно возникшей личной неприязни к потерпевшему в связи с тем, что подсудимый не обнаружил в своем доме ранее спрятанных денежных средств для оплаты коммунальных услуг. Отсутствие в деле достоверных сведений о краже и лицах ее совершивших, не влияет на вывод о причинах совершения преступления, так как именно такую причину подтверждает сам подсудимый. Неполное исследование обстоятельств, касающихся причины преступного поведения Лутай Н.В., отсутствие процессуальной оценки этих обстоятельств является основанием для вынесения частного постановления в адрес руководителя следственного органа, проводившего расследование по уголовному делу.
При определении вида и меры наказания Лутай Н.В. суд учитывает, что совершенное преступление относится категории особо тяжких преступлений против личности, представляет повышенную общественную опасность.
Обстоятельств, отягчающих наказание Лутай Н.В., не имеется, а обстоятельствами, смягчающими наказание, суд признает наличие у него малолетних детей, явку с повинной, активное способствование раскрытию и расследованию преступления, оказание иной помощи потерпевшему непосредственно после совершения преступления, которая выразилась в том, что он, увидев после нанесения ударов у потерпевшего кровотечение изо рта, пытался предотвратить поступление крови в дыхательные пути.
При признании смягчающим наказание обстоятельством наличие малолетних детей суд учитывает, что, хотя в материалах дела имеются сведения о ненадлежащем исполнении Лутай Н.В. своих родительских прав, это обстоятельство указано в качестве смягчающего наказание в обвинительном заключении и на признании таковым настаивают в судебном заседании участники обвинения и защиты.
До совершения преступления подсудимый по месту жительства характеризуется отрицательно, склонен к употреблению спиртных напитков.
По заключению амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы Лутай Н.В. хроническим психическим расстройством, временным психическим расстройством, слабоумием или иным болезненным состоянием психики, которое лишало бы его во время инкриминируемого деяния и в настоящее время возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими, не страдает. У него установлены признаки синдрома зависимости от алкоголя, выраженные специфические признаки алкогольной деградации личности. Экспертами не установлено грубых нарушений когнитивных(познавательных) процессов, он может правильно воспринимать обстоятельства, важные для уголовного дела и давать о них показания(л.д. 96-99).
Заключение экспертов является научно обоснованным, соответствует установленным данным о личности подсудимого, который на предварительном следствии и в судебном заседании ведет себя адекватно той обстановке и ситуации, в которой он находится, правильно и осмысленно воспринимает обращенную к нему речь, последовательно сообщает сведения, имеющие значение для дела.
С учетом изложенного суд признает Лутай Н.В. вменяемым.
Принимая во внимание установленные обстоятельства дела, данные о личности подсудимого, отсутствие отягчающих и наличие смягчающих наказание обстоятельств, суд назначает ему наказание в виде лишения свободы в исправительной колонии строго режима (ч. 1 ст. 62 УК РФ.
Несмотря на наличие обстоятельств, смягчающих наказание подсудимого, оснований для признания их исключительными и применения ст. 64 УК РФ суд не усматривает.
В соответствии со ст.ст. 131, 132 УПК РФ суммы, выплаченные из федерального бюджета за оказание юридической помощи подсудимому в сумме 1491, 85 рублей, адвокатом Луценко Г.В. относятся к процессуальным издержкам и на основании п. 3 ч. 1 ст. 309 УПК РФ подлежат взысканию с подсудимого в доход государства.
Оснований для освобождения Лутай Н.В. от возмещения судебных издержек или уменьшения их размера суд не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 307, 308 и 309 УПК РФ, суд
ПРИГОВОРИЛ:
Признать ЛУТАЙ Николая Викторовича виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ, и назначить ему по этой статье наказание в виде лишения свободы сроком на 8(восемь) лет в исправительной колонии строгого режима с ограничением свободы на срок 2(два) года.
Срок отбывания наказания Лутай Н.В. в виде лишения свободы исчислять с (дата обезличена).
Установить Лутай Н.В. в период отбытия наказания в виде ограничения свободы следующие ограничения:
-не уходить из (адрес обезличен) в период с 20 часов до 07 часов;
-не посещать культурно-развлекательные и увеселительные заведения, реализующие алкогольные напитки(кафе-бары, рестораны, клубы), расположенные в пределах территории Белгородского района Белгородской области;
-не выезжать за пределы территории Белгородского района Белгородской области,
-не изменять место жительства по адресу: (адрес обезличен) без согласия уголовно-исполнительной инспекции Белгородского района Белгородской области;
Возложить на Лутай Н.В. обязанность являться в уголовно-исполнительную инспекцию Белгородского района Белгородской области два раза в месяц для регистрации в дни и время, назначенные уголовно-исполнительной инспекцией.
Срок ограничения свободы Лутай Н.В. исчислять со дня постановки осужденного на учет уголовно-исполнительной инспекцией.
Меру пресечения Лутай Н.В. в виде заключения под стражу до вступления приговора в законную силу оставить без изменения.
Взыскать с Лутай Николая Викторовича в доход государства процессуальные издержки в сумме 1491 рубль 85 копеек за оказание ему юридической помощи адвокатом по назначению.
Вещественное доказательство-наволочку уничтожить.
Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Белгородский областной суд в течение 10 суток со дня провозглашения, а осужденным, содержащимся под стражей, - в тот же срок со дня вручения ему копии приговора.
В случае подачи кассационной жалобы в тот же срок осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.
Судья: А.В. Семенов КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ