О признании решения Комиссии по соблюдению жилищного законодательства недействительным.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 августа 2010 года

г. Белгород

Белгородский районный суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи:

Яковлева Д.В.

при секретаре:

Калинкиной С.Н.

с участием

заявителя:

представителя Зубковой К.Р. – Зубковой М.Н.,

заинтересованного лица:

представителя администрации Белгородского района – Кириленко Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Зубковой Ксении Романовны о признании решения Комиссии по соблюдению жилищного законодательства администрации Белгородского района недействительным и обязании включить в список нуждающихся в улучшении жилищных условий,

У С Т А Н О В И Л:

Зубкова К.Р. является инвалидом первой группы и имеет статус несовершеннолетнего узника фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны.

01 апреля 2010 года комиссией по соблюдению жилищного законодательства администрации Белгородского района ей было сообщено о том, что она включена в список ветеранов и инвалидов Великой Отечественной Войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

18 мая 2010 года Зубковой К.Р. сообщено об исключении ее из указанного списка в связи с тем, что на несовершеннолетних узников фашистских концлагерей действие Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов» не распространяется.

Дело инициировано заявлением Зубковой К.Р., которая просила признать решение администрации по исключению ее из списка ветеранов и инвалидов ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, незаконным и обязать включить ее в указанный список.

В судебном заседании представитель заявительницы поддержала заявленные требования, сослалась на то, что в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ несовершеннолетние узники имеют аналогичные материально-бытовые льготы как и ветераны и инвалиды ВОВ.

Представитель администрации Белгородского района возражала против удовлетворения заявления, пояснила, что оспариваемое решение вызвано поступлением в адрес администрации письма Заместителя министра регионального развития РФ, в соответствии с содержащимися в котором разъяснениями несовершеннолетние узники не подлежат обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года.

Заслушав лиц, участвующих в деле, и исследовав в представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления.

Наличие у заявительницы статуса несовершеннолетнего узника фашистских концлагерей и первой группы инвалидности подтверждаются соответствующим удостоверением и справкой МСЭ (л.д. 6, 7).

О включении заявительницы в список ветеранов и инвалидов ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и исключении из него свидетельствуют письма администрации Белгородского района от 01 апреля и 18 мая 2009 года (л.д. 5, 10, 11).

Федеральный закон «О ветеранах» предусматривает ряд социальных гарантий ветеранов ВОВ (ст. 2), инвалидов ВОВ (ст. 4) и членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ (ст. 23.2), при этом категорией «несовершеннолетние узники фашистских концлагерей» указанный закон не апеллирует.

Статьей 14 ФЗ «О ветеранах» предусмотрено, что инвалиды ВОВ имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, а в силу ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, проживающим на территории РФ бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин, предоставляются меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны.

Из приведенных положений видно, что федеральным законом несовершеннолетние узники фашистских концлагерей в части материальных льгот и социальной поддержки приравнены к предусмотренным ФЗ «О ветеранах» категориям «инвалиды и ветераны ВОВ».

Указом Президента РФ №714 от 07 мая 2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» постановлено завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно ФЗ «О ветеранах».

Поскольку обеспечение жилыми помещениями является, в силу ст. 14 ФЗ «О ветеранах», мерой социальной поддержки инвалидов ВОВ, а на несовершеннолетних узников фашистских концлагерей распространены меры социальной поддержки установленные для таких категорий граждан, доводы заявительницы о том, что она подлежит обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента РФ №714 от 07 мая 2008 года, обоснованы.

При таких обстоятельствах, действия комиссии по соблюдению жилищного законодательства администрации Белгородского района по исключении ее из списка инвалидов и ветеранов ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, являются незаконными.

Ссылки представителя ответчика на рекомендательное письмо заместителя Министра регионального развития РФ, согласно которому несовершеннолетние узники фашистских концлагерей не подлежат обеспечению жильем, неубедительны, так как указанное письмо не носит нормативного характера, в связи с чем, не является в силу ст. 5 ЖК РФ актом, содержащим нормы жилищного права.

Кроме того, суд отмечает, что согласно ст. 1 Протокола №1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждое физическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права.

Согласно прецедентной практике Европейского Суда по правам человека, отмена решений в нарушение принципа правовой определенности, подрывающая уверенность заявителей в обязательной силе решения и лишающая заявителя возможности получения имущественных благ, на которые они обоснованно рассчитывали получить, признается нарушением ст. 1 Протокола № 1 к Конвенции (Постановление по делу Казакевич против России, Довгучиц против России, Бурдов против России).

Таким образом, убеждение заявительницы относительно включения ее в список нуждающихся в улучшении жилищных условий, подкрепленное официальным сообщением администрации Белгородского района, дало ей законное ожидание того, что она будет обеспечена жилым помещением.

Совершение заявительницей через своего представителя действий, связанных с получением необходимых документов для получения жилья и сопряженных с несением финансовых расходов, свидетельствует о том, что она надеялась на то, что она имеет право на получение жилья.

Соответственно, последующее исключение заявительницы из списка на получение жилья противоречит имевшему место ранее признанию органами государственной власти такого права, и влечет за собой нарушение права заявительницы на защиту своего имущества.

По этим причинам заявленные Зубковой К.Р. требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Зубковой Ксении Романовны о признании решения Комиссии по соблюдению жилищного законодательства администрации Белгородского района недействительным и обязании включить в список нуждающихся в улучшении жилищных условий признать обоснованным и удовлетворить.

Решение Комиссии по соблюдению жилищного законодательства администрации Белгородского района об отмене решения от 01 апреля 2010 года и исключении Зубковой Ксении Романовны из списка ветеранов и инвалидов Великой Отечественной Войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, признать незаконным.

Обязать Комиссию по соблюдению жилищного законодательства администрации Белгородского района включить Зубкову Ксению Романовну в список ветеранов и инвалидов Великой Отечественной Войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Белгородский районный суд.

В суд надзорной инстанции решение может быть обжаловано в течение 6 месяцев со дня его вступления в законную силу, при условии, что было использовано право на его кассационное обжалование.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200