РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Белгород 29 сентября 2010 года
Белгородский районный суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Лящовской Л.И.,
при секретаре Ермаковой Н.М.,
с участием: представителя истца Боровского А.А. – Арутюнова А.Б. (по доверенности от 20 марта 2010 года), представителя ответчика – администрации Белгородского района – Кириленко Н.С. (по доверенности от 09 февраля 2010 года),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Боровского Анатолия Алексеевича к межрайонной инспекции ФНС № 2 по Белгородской области, департаменту имущественных и земельных отношений Белгородской области, администрации Белгородского района о восстановлении срока для принятия наследства и признании права собственности в порядке наследования по закону,
установил:
10.09.1999 года умерла У, после смерти которой открылось наследство.
Дело инициировано иском Боровского А.А., который просит восстановить ему срок для принятия наследства после смерти матери – Исаевой У.Ф. и признать за ним в порядке наследования по закону после смерти матери право собственности на земельную долю площадью 4,2 га, в том числе пашни 3,5 га, находящуюся по адресу: (адрес обезличен)
В судебном заседании представитель истца Боровского А.А. – Арутюнов А.Б. требования поддержал в полном объеме, пояснил, что истец не пропустил срок для принятия наследства, поскольку узнал об имеющемся пае, принадлежащем его матери, весной 2010 года.
Представитель ответчика – администрации Белгородского района – Кириленко Н.С. исковые требования не признала, поскольку истцом не представлено обстоятельств, подтверждающих причины пропуска срока для принятия наследства и их уважительность.
Представитель ответчика – межрайонной инспекции ФНС № 2 по Белгородской области в судебное заседание не явился, от него имеется ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, против исковых требований не возражает.
Представитель ответчика – департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области в судебное заседание не явился, из представленных возражений на исковое заявление следует, что истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о совершении действий по принятию наследства помимо земельной доли, кроме того, им не предпринято мер по распоряжению земельной долей с момента смерти наследодателя в течение более трех лет, в связи с чем требования истца удовлетворению не подлежат.
Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным в деле сторонами доказательствам, суд признает исковые требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Из материалов дела видно, что 10.09.1999 года умерла У, что подтверждается свидетельством о смерти – л.д. 4.
Согласно свидетельства о рождении истец Боровской А.А. является сыном наследодателя, следовательно, в соответствии со ст. 1142 ГК РФ наследником первой очереди по закону. Других наследников не имеется.
Наследственное имущество состоит из земельной доли площадью 4,2 га, в том числе пашни 3,5 га, находящейся в ООО «Рассвет» Белгородского района Белгородской области, что подтверждается архивной выпиской из постановления главы администрации Белгородского района от 22 мая 1995 года о выдаче свидетельства о праве собственности на земельную долю (л.д. 6).
Ч. 1 ст. 1154 ГК РФ предусматривает, что наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В соответствии со ст. 1113 ГК РФ наследство открывается смертью гражданина. В данном случае днем открытия наследства считается день смерти У - 10 сентября 1999 года.
В течение установленного законом срока истец не принял наследство. Однако судом установлено, что он узнал о его наличии в марте 2010 года, что подтверждается показаниями свидетеля С, работающей специалистом-землеустроителем администрации Беловского сельского поселения, пояснившей, что по поручению администрации Белгородского района в марте 2010 года она оповещала всех владельцев земельных паев, проживающих на территории поселения, в том числе звонила Боровскому А.А. и сообщила ему о том, что в собственности его матери находился земельный пай. При жизни У не сообщали об имеющемся у нее земельном пае.
С указанного времени предусмотренный ст. 1155 ГК РФ шестимесячный срок для обращения в суд с заявлением о восстановлении срока для принятия наследства истцом не пропущен.
В связи с чем доводы ответчиков об отказе в удовлетворении требований в связи с пропуском срока для принятия наследства не законны.
Названные обстоятельства являются основанием для восстановления срока для принятия наследства и признании наследника принявшим наследство, что указано в ч. 1 ст. 1155 ГК РФ.
Кроме того, представитель департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области считает требования не подлежащими удовлетворению, ссылаясь на то, что истцом не предпринято мер по распоряжению земельной долей с момента смерти наследодателя в течение более трех лет, в связи с чем спорная земельная доля является невостребованной и подлежит выделению в земельный участок.
Указная ссылка ответчика противоречит закону и фактическим обстоятельствам дела.
В материалах дела имеется публикация в газете «Знамя» о списках собственников земельных долей в земельном участке площадью 811.48 га сельхозугодий в границах ООО «Рассвет», не распорядившихся ими в течение трех и более лет с момент приобретения прав, где под № 32 указана У (наследник Боровской Анатолий Алексеевич) (л.д. 21). В указном объявлении собственникам рекомендовано в течение 90 дней со дня опубликования сообщения заявить в департамент имущественных и земельных отношений Белгородской области о своем желании воспользоваться правами участников долевой собственности, в противном случае в отношении данного земельного участка будет проведена процедура его оформления в областную собственность.
Названные требования истцом выполнены, в течение указанного срока, а именно 16 августа 2010 года Боровской А.А. обратился в департамент имущественных и земельных отношений Белгородской области с заявлением об исключении из указанного списка У и его как наследника.
Таким образом, доводы департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области о том, что спорная наследуемая земельная доля является невостребованной и подлежит выделению в земельный участок, образованный за счет таких земельных долей, неубедительны.
Представленные истцом доказательства являются относимыми, допустимыми, не вызывают у суда сомнения в их достоверности и в совокупности полностью подтверждают обстоятельства истца, на которые он ссылается как на основания своих требований.
Право наследования гарантировано статьей 35 Конституции РФ.
Завещания в данном случае не имеется. Суд приходит к выводу, что наследование должно происходить по закону (ч. 2 ст. 218 ГК РФ), то есть за истцом должно быть признано право собственности на наследуемое имущество.
Ответчиками не приведено ни одного факта и не представлено ни одного довода, чтобы суд пришел к иному выводу по данному делу.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
иск Боровского Анатолия Алексеевича к межрайонной инспекции ФНС № 2 по Белгородской области, департаменту имущественных и земельных отношений Белгородской области, администрации Белгородского района о восстановлении срока для принятия наследства и признании права собственности в порядке наследования по закону признать обоснованным.
Восстановить Боровскому Анатолию Алексеевичу срок для принятия наследства после смерти матери – У, умершей 10.09.1999 года.
Признать Боровского Анатолия Алексеевича принявшим наследство после смерти матери – У, умершей 10.09.1999 года, в виде земельной доли 4,2 га, в том числе 3,5 га – пашни, находящейся по адресу: (адрес обезличен)
Признать за Боровским Анатолием Алексеевичем в порядке наследования по закону после смерти матери – У, умершей 10.09.1999 года, право собственности на земельную долю 4,2 га, в том числе 3,5 га – пашни, находящуюся по адресу: (адрес обезличен)
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей кассационной жалобы через Белгородский районный суд.
В суд надзорной инстанции решение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что было использовано право на его кассационное обжалование.